Казаки села Прашкино на Оби
Казак Изот Спиридонович высокий, широк в плечах, коренаст. Ноги как два кедра, стоят на земле крепко и устойчиво, руки не сильно длинные о жилистые, а как ладони сожмет в кулак, то сразу видно, этот казак если ударит в гвоздь, то забъет его в доску любой толщины по самую шляпку. Окладистая борода, как и его прадеда, что пришел с полях придонья пешком. Вся их родня староверы-казаки. Есть на таежных просторах и такие. А как глянет, то как пригвоздит к земле своим острым, внимательным чуть презрительной улыбкой. Это хорошо усвоил его старший сын Ондрей, когда перед тем как оженится, потребовал от отца свой надел от обширных владений земли, что владели Виноградовы, как записался в паспорте прадед Изота, после того, как пришел и осел, на берегу широкой и привольной реке Оби. В семье Изота привыкли вставать с зорькой. Сначала вставала жена Изота - Евдокия, или Дуся, как ласково звал свою суженную отец немалого семейства. Ондрей жил отдельно, после женитьбе. Живет на Алтае. Потом второй сын Яшка. Этот белокурый не высокий казак, живет отдельно от отца. Этот непопросил надела от отца, а нашел себе девушку в их селе Любаву, дочь справного казака, умершего от ран, что заработал на полях Великой Отечественной войне 191-45 годов, воюя всю войну, как казак в войсках, воевавших как их отцы на лошадях, совместно с Изотом в одном полку. У Яши на иждивении была теща, что самозабвенно любила своего зятя, державшего корову, коня, сад, огород 10 соток возле усадьбы и две делянки в особицу по 5 соток. Одна деляна на том берегу Оби, и вторая деляна у усадьбе пьяницы Василька, который живет один, как умерла его Сима, и он запил, продав корову, пяток овец, поубивав кур, петуха и гусей на пропой. Этот сын Яшка, работящий, как и его тятька, такой же жадный до работы.
Второй сын Максим, хитрый, любитель подраться. Но в меру. Он вообще любил все делать в меру. Огород садит, в меру, только столько, сколько надо на прокорм до следующего урожая. Смородина, малинник свой, и жена его Дуська такая же, ладная, пригожая, красивая, как и сам Максим, черноглазые, чернобровие, с волосами как ночь темными.
Был еще один сын Пашка, тот оторван от семьи, как ушел служить в армию, так там на Дальном Востоке и остался, женившись на бывшей проститутке Владивостока, которую встретил, будучи в увольнении, влюбившегося в нее и добившего, чтобы она бросила свое занятие, и живут в своем доме, построенном Пашкой. Полюбившая Пашку, как и Пашка ее с первого взгляда, и оставшая ему преданной. Сын живой, но как оторванный локоть для Изота, который обиделся на сына. Потом две дочери Симка вышедшая замуж за крымчанина, уехавшая на курорт и оставшаяся там. Младшая дочь Килинка, как ее называют в семье по старинке, и называвшая себя Екатериной. И два близнеца: Алеша и Володя, близнецы, называемые в семье по старинке Оська и Воська. Сима редко приезжает. А Килинка, после того как отказала во время сватовства нашим родственникам сыну, вынесшая ему зеленого кавуна и сказавшая ему поднося: «Как покраснеет этот кавун, приходи, посмотрим». Какой казак выдержит этого позора. Он ей на зло, проходу не давал. Уехала в другой город. В Иваново, город ткачих. Работала там, на Камвольно-суконном комбинате. Хорошо работала. Ее как передовую девчата выбрали секретарем комсомола. Дружила с парнями. Вначале со сверхсрочником в военного училища. Так как училище стояло близко от квартиры которую они снимали с девчатами, они и дружили с парнями из училища. Потом дала ему от ворот поворот, за приставания: «Дай, да дай». А она не такая. Потом земляк. Но потом познакомилась с солдатом. Этот оказался настырным. Добился, что прежний ухажор отстал. А с ним, настырным стала дружить, так нам рассказала, когда приехала в гости. А близняшки, учились и шалили. Один Володя учился хорошо. А Алешка, был шалопат.
Казаки села.
Часть первая.
Как выйдешь за село и станешь спиной к дороге, идущей в сторону райцентра и в обратную сторону дороги в областной центр о перед тобою раскинется панарамма села наполовину казаков и второй половиной выходцев из Западной Украины, именуемых у них на прародине поляками. Ибо на их половине построенный костел католический. На нашей стороне православный храм Пресвятой Богородицы иконы «Троеручница».
Вот и сегодня стоит казак Максим на околице села, разглядывая село, в какой же раз. И восхищается выбранным предками положение села в выгодном в обороне села от неприятелей. Сейчас неприятелей хватает но не до такой пока меры войны. Но казаки готовятся к защите Отечества как во все времена их существования в этом мире.
Вот и сегодня у них состоится кулачный бой с «поляками» их села. Он разминается, занимаясь казацкими военными упражнениями из старинного казацкого выроботаном веками приемами борьбы.
Неожиданно из-за ясеня встает Спирька сосед Максима. Это юноша 11 лет готовит себя к службе в пограничной службы в Армии и мнит себя погранцом. Скрытной жизни. Всегда скрытно появляется перед ними казаками отслужившим Армию, тем учиться приемами скрытной жизни как он говорит.
- Здравствуйте дядя Максим. Пришел, как и просил вас, научить меня приемами борьбы казацкими. Думаю, мне пригодится при задержании неприятеля нарушившем границу России.
- Спирька. А ты опоздал, на посмотрел на часы на руке, на три минуты. А ты знаешь, что може сделать за три минуты нарушитель?
- Господин хорунжий войска казачьего. Отвечаю на заданный вами вопрос: За три минуты нарушитель во первых, может скрыться. А во вторых много чего может успеть. Нелепо смотрелся этот пограничник, так сказать, в своих штанах залатанными и рубашки расхристанной. Но, Максим как сельский атаман должен сделать молодому казаку замечание. И он начал:
юный казак ( казак не принятый в отряд самообороны казаков, но готовившийся). Срамно, так одеваться. Ты позоришь звание казака. Не оправдывайся, что нечего одеть. Ты должен всегда быть опрятно одет. Брюки подпоясаны. Рубашка застегнута и заправлена.Обувь начищена.А ты посмотри на себя? На кого ты похож? Заправится и доложить по форме. Засекаю, даю эти три минуты, время пошло. И он засек время, демонстративно смотря на часы, а не на то, как приводит себя казак в порядок. Через три минуты Спирька доложил:
- Юный казак подготовил себя для осмотра одежды х8орунжим войска казаков села Прашкино. Докладывает казак Затрища. Максим серьезно осмотрел Спирьку, и сделав замечание об оторванной пуговицы, сказал «Вольно» и послал его за Даньком, Петьком и Васильком своим друзьям. Тот дальнозоркий усмотрел идущих Максима друзей и радостно доложил:
- Господин прапорщик ваши друзья через несколько минут будут тута. Максим усмехнулся докладу Спирьки, поправил свои, отращиваемых, усы, и сказав: «Вольно» повернулся в сторону идущих друзей.
Подошедшие друзья увидев юного пограничника играючи, но в тоже время поддерживающие казацкие обычаи, при встрече с атаманом, решили представиться. Перейдя на строевой шаг, Данька как старший по званию доложил:
- Господин хорунжий. Казаки войска казацкого Петька Приступов, Васька Юсупов и Данько Засыка прибыли на отрабатывания приемов борьбы казацкой. Доложил сержант Российской службы в оставке казак войска казаков села Прашкино. Они вроем став по стойке : «Вольно», рассмеялись, видимо вспомнив только что разговоре который они вели по дороге, идя сюда, завидев из села размахивающего руками и ногами Максима. Подошли и поздоровались, пожимаю другу руку. Максим поздоровался с друзьми, услышал от Петьки запах самогону. Сходу к тому:
- Ты что пил с утра? Тот, понурившись от того что хорунжий и друг унюхал запах, буркнув:
- Со вчерашнего еще, вот подняли с постели Васька и Данька. Вчера перепили с друзьями у перестарки Василины. Яшка магазинов преставляся. Выставил кварту самогона и мы добавив от запаса Василины напились. Данька перебил:
- И драку устроили. То-то я видел под глазами Яшки синяки. Ты наставил?
- А че? Пусть уважает салага, старших.- Максим насторожился:
- Опять руки распускаем. Сегодня на построении вечернем и разборке боя, объявлю наказание вам обеим. А сейчас отрабатываем защиту при нападении с ножом. Я и Данька нападем с ножами а вы: Петька против Данька, и Васька против меня. Ты Спирька учись, наблюдая за нашими приемами нападения и защиты. Запоминай, завтра мы с тобою будем отрабатывать эти приемы. Все сняли рубахи,
-Взял Данько вот этот нож,- подал нож Данько, - учитесь отрабатывать приемы.
Спирька наблюдая за ведением нападения и защиты бегал вокруг их, наблюдая и учась со стороны приемы .Не столько наблюдал, сколько только мешал. Один раз получил удар ножом от Данька зазевавшись и о Васька. А когда улетел от удара Максима, тот приостановил бой и сделал замечание Спирьки, подавая тому руку и помогая встать, упавшего.
- Ты мелюзга, стань вот тут и наблюдай с этого места. Еще раз попадешься под наши руки, удалю.
И они под наблюдением Спирьки отрабатывать приемы только поменявшись ножами. Так они прыгали и махались целых два часа. Посмотрев на часы и увидев на часах 10-00 утра прекратил бой и сказам всем:
- Пошли, в 11-00 нас буду ждать у старого разрушенного большевиками храма у речушки «поляки». Стецько своих приведет.
А в это время в семье казака Янинова шли разговоры о предстоящем кулачном бое. Вела его казачка Дуняша тридцати пяти лет со своим мужем Мишком, местным драчуном. Этот казак как напьется, начинает драться со всеми, кого встретит. Но если не пьет, даже муху не обидит. Такой вот сын у Яниновых выходцев из Яика уральских казаков приблудивши к Дуняши молодой. Работающей на местном молокозаводе. Эта тридцати пять лет женщина родила шесть детишек, и на разговоры баб сельских, сколько она еще родит детей, отвечала своим подругам со смешком:
- Пока у моего Мишки стоять будет, столько и рожать буду. Работящая бабенка, успевает и постирушкой заняться, и ягод насобирать, и варенье наварить своим оглоедам, ласково их обзывается. Да по ночам сил хватает с мужем в постели покувыркаться. Подруги завидуют ей и нахваливают ее. Не смотря на то, что их мужья Дашку им в пример ставят. Да и Мишка как сказал, не хуже хозяйство ведет. Занимаясь своими быками. А их у него три. Один Васька бугай, покрывает местные коровы. А на двоих выхолощенных, землю пашет и свозит накошенную траву по кускам раскиданных в перелесках полян. И тоже все удивляются, когда только Мишка успевает напиться к вечеру. А и сейчас он просит у своей Дуняшке самогону. Трезвым он с «поляками» на кулачки драться не может. А ему треба как он говори для смелости и для куражу.
- Ты же не хочешь, Дуняша позору, что твой Мишаня позорно убежал от этих «поляшек», как их по местному называют казаки.
Наслушавшись Мишкиных уговоров и насладившись его, как он справедливо считал, унизительным просьбам для казака, она слезла в подполье и достала шкалик самогона. Считая и зная, своего возлюбленного. Ему и шкалика хватит. А большего его угостят его должники по спашке огородов. А Мишка, поставив на стол краюху хлеба, чесноку головку и шмат сала, приготовился позавтракать. С утра уже напоил быков, дал им травы, спутал их и пустил по двору гулять. А их двор как огород соседки пьяницы Матрены, которая себе оставила половину огорода после смерти своего мужа кавалера ордена Славы 3-й степени, принесшего с полей ВОВ. Вторую ее половину огорода Матрены пригородил Мишка к себе и устроил, как он говорит полигон своим быкам . Особливо Ваське бугаю, для покрытия коров местных и тех кто пригонит. Мишка со своим бугаем прославился на весь район.
Часть вторая.
Стецько привел на уговоренное место своих панов, молодых хлопов. Он не холоп, он из семьи богатых Мазуркив. Батько, который изо Львова миста. Что находится на Западенной, ридной Украины.
Сегодня они задались целью наподдать этим кацапам, как русских звали отцы его. Най их грець будет. Василь Зарудный, Степан Гришный, Иван Дорошенко, Микола Слобецький. Микола Костецький, Васыль Бидный, Евгений Задорожных, Костак Прыгодько, это его гвардия как он говорит. А там обещали еще подойти пару вуйкив (дядек) уже женатых. Хороша будет кулачка. Файно (красиво) должно выйти. Обещали за их триумфом понаблюдать девчата их невесты, которые дождались их с Армии. Стецько своим упрямством во всем быть первым окончил в Армии сержантские курсы, служил в танковых войсках, дослужился до старшины. В Армии занимался боксом, бегал на лыжах, это у него привычка еще с детских лет, бегать на лыжах. Всеже первый детский разряд по лыжам что-то да говорило. Сегодня, он померяется с предводителем казаков, мнившем себя атаманом. Он Стецько, у своих, тоже вроде атамана. А вот и они идут строем как военные, Максим скомандовав своим вольно и оправиться, подошел к Стецько и подал руку здороваясь. Стецько тоже подал свою. Нехотя, лениво, как-бы делая одолжение. Максим подошел к своим, Стецько к своим, Максим задумчиво напомнил:
- Мне тятя говорил: то козак кто блюдит честь смолоду. Придерживаясь, правила: Один за всех и все за одного. Так и мы должны делать не забывая это и помнить – В войну говорили идя в бой с фашистами под Москвой: За нами Москва. А мы должны помнить – За нами Слава казацкая. Драться всем чем можешь используя только силу мышц, руками ногами зубами но только не камнем деревом железом. Саблю в наш циливизованый век, только атрибут. Оружие нам дали современное им в войну и будем использовать, если не дай бог буде а здесь только силу мышц до поверженного врага. Они – показал на поляков – враг только сельский, мы должны используя силу и ум победить. Я дерусь со Стецьком, вы каждый себе выбираете напарника. Покажем, что мы с пустыми руками камня за пазухой не имеем. Подпрыгнули и разошлись по фронту, а шеренгу предлагая себе напарника. Разошлись. Проделав все что говорил атаман пан хорунжий Максим Виноградов встал, предлагая себя на драку. Стецько подошел, стал напротив атамана и они все пожали руки каждый своему противнику,а не врагу. Стецько сразу встал в бойцовскую стойку боксера. Левую руку прижал для коронного удара. А правой стал боксировать, не подпуская к себе противника. А теперь атамана. Максим пытаясь уменьшить их расстояние на дистанцию захвата любого части тела для применения борцовского приема. Так один прыгая вокруг своего противника махая правой имитируя удар доставая то до плеча и сразу отскакивая, не давая атаману возможности захвата. И вдруг его левая рука полетела в правое плечо, и на нее опустился удар кулака как удар молота кузнецкого. Максим, не как от удар, как от боли, опустился на прыжковую правую ногу, на колено. А Стецько приблизился для нокаутирующего коронного удара левой. Вдруг Максим, оттолкнувшись правой. И сразу ею ударил по коленке левой ноги Стецько. Такого коварного как он считал удара, зашатался от боли и рассыпавших из глазах искр, посмотрел удивленно на Максима. А тот воспользовавшись коротким замешательства Стецько, захватил его летящую на него левую руки и потянув ее на себя летящую, рывком перекинул противника через плечо и Стецько упал. Взревев не как от боли, как от чувства что он проиграл летя лицом к земле. Удар и все. Максим прижал его ело ногами и руками захватив того его руки прижал также к земле. Все главари бой закончили. Со делали казаки, только прижав противника осмотрел поле драки а не боя. Только две пары остались, молотя друг друга кулаками. Сошлись все четверо боксеры в поединке. Стецько замолотил кулаками по земле, как давал ему Максим волю, для этого чуть ослабив позицию тела Стецько давая тому возможность попросить об окончании боя. Что противник и воспользовался замолотить руками, показывая, бой закончился. Максим встал на ноги, ожидая от противника коварства. А Стецько ошелемленный проигрышем, взмахнул, встряхнул руками, освобождаясь от онемения неудобного лежания тела своего поверженного. Протянув руку Максиму признавая свое поражение в борьбе, а не в жизни. Они стояли друг против друга не как петухи-драчуны, а как бойцы проведшие бой. Они в двоем наблюдали за поединком из бойцов. В одной паре победили инородные, в другой казак. В итоге ничья. Победила дружба, и они решили своих бойцов отпустить по домам, а сами остаться. Есть о чем поговорить.
- Максим нам надо всеже встретиться и договориться о наших статусах жизни в одном селе. Мы по-разному живем. У нас разные традиции, нравы, обычаи. Не о них хочу собой поговорить, а об наших отношениях придерживающих этого в лучших традициях цивилизованного мира. Нам есть о чем поговорить. Предлагаю подумать, поговорить со своими. Встретиться и принять как закон для обеих половинках села. Не враждовать, а дружить. Знаю, этого нелегко добиться. Но мы нынешнее поколение должны прити к обоюдному решению и попробовать придерживаться их. Чтоб наши дети, внуки жили в новом обществе, которое мы с тобою и нашими односельчанами организуем. Согласен?
- Стецько и я с этим хотел к тебе обратиться. Ты меня убедил и я рад тому, что ты сказал. Надеюсь, это свое правило и ты первым этому будешь придерживаться. Мы в одном государстве живем и нам нечего делить. Давай если не как братья будем жить, хотя бы как друзья. Согласен? И они пожали друг, другу руки закрепляя то, что сказали, и то, что услышали каждый. Они довольные собою о проделанном к первому шагу братства разошлись.
Стецько шел и думал, как донеси своим то, что дошло до него, когда закончился бой. Он успокоился и не впервые удивлялся Максимом, как он вел себя после окончания кулачного боя. Никогда не высказывал ему, как он вел себя после победы над Максимом. Тот, воспользовавшись оплошностью Стецько, провел прием и дал ему возможность не додавливая силой, хоть он почувствовал в руках Максима неимоверную силу. И тела и что его удивило ума. Ум у того победил над силой.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №221022700742