Болгария

В сентябре 1978 года, ко мне, как к председателю совета молодых специалистов, обратился начальник отдела кадров Николай Никифирович Шестериков с просьбой назвать кандидатуру лучшего молодого рабочего основной профессии – оператора по добыче нефти и газа. Естественно я назвал своего – Альберта Шарипова. Через некоторое время выяснилось, что ПО «Башнефть» организовывает для лучших молодых рабочих и молодых специалистов бесплатную туристическую поездку через бюро молодёжного туризма Спутник в Болгарию. Не знаю по чьёму предложению, но в Болгарию в октябре, от НГДУ «Уфанефть» поехали Альберт Шарипов и я.

Поездка была моим первым посещением заграницы, поэтому запомнилась очень ярко, во всех подробностях. ПО «Башнефть» выкупило для нас купейный вагон. В нашем купе со мной ехали Альберт, Эдик Шмаль, симпатичный, кудрявый парень с гитарой – сварщик из Уфимского УБР, и староста группы – Риф Ганиев, работник цеха транспорта попутного нефтяного газа в Курасково. Ехали весело. Рассказали друг другу массу анекдотов и смешных историй. Естественно, когда какое-то время группа молодых парней проводит вместе, не обходится без выпивки. Тем более, в ходе инструктажа, который проводил ответственный работник Башкирского обкома ВЛКСМ Путинихин, было заострено внимание на том, что можно провозить с собой не более двух бутылок водки. Путинихин тоже поехал с нами. Руководителем группы у нас была женщина – жена директора Уфимского завода резинотехнических изделий имени М. Фрунзе, к сожалению, не помню её фамилии.

На вокзале в Софии, выгрузившись на перрон, все погрузились в глубокое молчание. Нас охватило какое-то тревожное чувство. Всё-таки все первый раз за границей. Хотя в народе ходила поговорка:
«Курица не птица, Болгария не заграница».

За границей бывал ещё не один раз, но такого острого чувства больше не испытывал. Неделю прожили в Софии, в гостинице «Родина». Встречались с представителями болгарского комсомола. На этой встрече, впервые попробовали напиток швепс. Познакомились и подружились с молодыми ребятами из Белоруссии. Вместе с ними самостоятельно ездили по всему городу. Совершали, как это теперь говорят «шопинг». Я закупал детские ползунки оригинального пошива и раскраски. Таких в Союзе не было.

Общались с продавцами на русском. Вообще в Софии мы были предоставлены самим себе. Хотя после очередной поездки по городу и опоздания к ужину, староста Риф Ганиев сурово спросил Эдика: «Отвечай как перед капитаном КГБ, где был»? На что Эдик спокойно ответил: «Где, где, в Караганде, где же ещё»! Возникшие разногласия общими усилиями утрясли.

Следующим городом в нашей поездке был Плевен. Посетили диораму штурма города русскими войсками во время освободительной войны Болгарии от турецкого владычестве. Из Плевена, на автобусе через Габрово проехали на Шипкинский перевал. В Габрово, почти четыре часа провели в единственном в своём роде музее юмора. Поразил автомат, стоящий возле туалета, рассказывающий анекдоты на многих языках мира. В большом четырёхэтажном здании были сотни карикатур и смешных экспонатов, собранных со всего света.

Затем было пешее восхождение по 890 ступеням на Шипку. Потряс рассказ гида о российских воинах, защитниках так называемого «орлиного гнезда», которые, после того как кончились боеприпасы, отбивались от наступающих турок, сбрасывая на их головы трупы убитых товарищей. Несмотря на это перевал отстояли, а зимой тут замёрзло несколько тысяч русских солдат и болгарских ополченцев.
 
С Шипки, на автобусе, через долину роз приехали в Пловдив. Посетили памятник советским воинам – Алёшу, стоявший на высокой горе. Его было видно прямо из окон нашей гостиницы. Познакомились с группой молодёжи из Москвы. Наиболее плотно это сделал Эдик Шмаль. К отъезду нашего автобуса вышла со слезами на глазах одна из московских девушек. Она смотрела на Эдика и, вытирая слёзы, махала ему платочком.

После Пловдива заехали ненадолго в древнюю столицу Болгарии – Велико-Тырново, сказочный город, расположенный в речной долине, на склонах окружающих её гор. Остались в восхищении от старинной крепости на вершине горы, нависающей над окрестностями. Проведя в местном ресторане прощальный банкет, на который мы по совету нашего идейного руководителя Путинихина, пришли со своим спиртным, утром  покинули Велико-Тырново. В этот раз к автобусу со слезами на глазах вышла провожать Эдика болгарская девушка по имени Станка, (ударение на первом слоге).

         На станции городка Горно-Оряховиц мы сели в поезд и поехали в Москву.  По требованию нашей руководительницы, весь багаж группы был размещён на перроне Казанского вокзала, и по очереди мы его охраняли. Глупо конечно всё это было, но в случае отказа, руководительница обещала написать отрицательные характеристики на наши предприятия. В Москве я затарился мясом, которое привёз домой в ящике под  вагоном. В те времена это считалось нормальным. В соседние с Москвой области вообще ездили так называемые «колбасные» электрички. Домой, кроме мяса, привёз из Болгарии массу детских ползунков, всевозможных расцветок для сына. Таких я не видел ни в Уфе, ни в Москве.


Рецензии
Все один к одному, хотя моя поездка была на 10 лет раньше. А в ресторане на Шипке всю нашу группу учили танцевать ча-ча-ча.

Светлана Евтушенко Азарова   10.10.2023 10:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.