Священная война-15

    И все же цикл «Священная война», основанный на солдатских фронтовых письмах, хотелось бы завершить на оптимистической ноте.

    Пусть это будет краткий рассказ о судьбе еще одного фронтовика. 
    Знакомьтесь:гвардии капитан минометчик Иван Николаевич ТЮФЯКОВ, который в письме от 4 декабря 1942 года, рассказывая родным о подробностях своего ранения, сообщал:

   «ХОЖУ НА КОСТЫЛЯХ.
    Неудобно, но осваиваю…».

    Вот выдержки из  того фронтового письма.

   «Опишу вам все подробности, как я получил ранение. Начну с момента нашей победы – продвижения вперед. Оно началось вечером 22 ноября и 23-го утром. Перешли в решительное наступление. Враг не выдержал и дрогнул, покатился назад.
   
     Я получил  приказ выдвинуться на передовую линию для корректировки огня. Ночь была холодная, дул сильный ветер. Промерз основательно.
     С утра 27-го шел снег. Пользуясь туманом, противник решил предпринять контратаку. Вначале крепко бил из артиллерии и минометов. Мины рвались другой раз буквально в 2-3 метрах.
     А затем, часов около 12 дня, танки и автоматчики зашли нам с флангов и мы – часть бойцов и три командира –оказались в окружении. Вот тут-то и началась перестрелка.  Из танков полился свинцовый дождь. И одна пуля мне угодила в ногу, пробила навылет два пальца левой ноги.
   
     Будучи раненым, пришлось проползти около километра по-пластунски под градом пуль. Несмотря на холод, пока полз – снял с себя подшлемник, шинель, рукавицы и все побросал, ибо в это время было тяжело и жарко. Не бросал только гранаты. Их держал при себе, пока не выполз на безопасное место. А потом появились наши танки и отбили их атаку.
    Вот так, мои дорогие, и выбыл я из строя. Сейчас нахожусь в полевом госпитале. Хожу на костылях. Неудобно, но осваиваю».
 
А вот его строки
из письма
от 31.01.43.

    «Сегодня получил назначение – продолжить службу в свою родную дивизию. Это очень и очень отрадно.Узнал ряд новостей из боевой жизни, а также печальное известие о смерти нескольких моих боевых друзей. Жалко до слез ребят, но ничего не поделаешь. Война.
   
   Если я не вернусь, дорогая,
   Нежным письмам твоим не внемля,
   Не подумай, что это другая,
   Это значит – сырая земля.
   Это значит, дубы-нелюдимы
   Надо мною грустят в тишине.
   А такую разлуку с любимым
   Ты простишь вместе с родиной мне.
   Но вернусь… И на письма отвечу…
   Нет, я верю – не дуб в полумгле,
   Не разлука, а нежная встреча
   Смелых ждет на родимой земле…».

    От автора: забегая вперед, хотел бы сообщить, что это стихотворное пророчество для капитана Ивана Тюфякова сбылось – он встретился со своей любимой супругой Руфочкой и сыном Борей, которые ожидали его на Урале. Но впереди еще оставалось очень много смертельных боев…
   
Из письма
от 29.УШ.43.

    «Дорогие Руфочка и Боря!
     Вот уже неделя, как снова нахожусь в адском водовороте войны.
     Неделя. Легко сказать,но сколько пережито за эти дни…
     Недавно пришлось пережить такой кошмар, какого, кажется, еще не испытывал никогда. Мы обрушиваем на головы поганых фрицев столько огня, что, кажется, там не должен уцелеть ни один ганс, а если кто и уцелеет, то неизбежно должен быть сумасшедшим. Но и на нашу долю тоже достается.
     На днях пришлось пережить удары с воздуха. Два дня подряд клевали так, что все тряслось и летело в воздух. Это было жуткое время. От ударов фугасных  авиабомб земля тряслась, засыпая людей в окопах. Откопаешь одних, смотришь, других засыпало. А некотором родным пришлось сообщать о безвозвратной  утрате их сыновей, мужей, отцов.
   
    Нет ничего хуже переживать  авиабомбежку. Это можно только сравнить, что человека приговорили к расстрелу, вывели на расстрел, а потом отложили на некоторое время. И так несколько раз. Тут и поседеть можно.
    Так и здесь. Сидишь в окопе и смотришь, как на тебя пикируют черные вороны, видишь, как с воем падают бомбы, с оглушающим треском разворачивают землю, сидишь и ждешь, что вот-вот конец твоей жизни.
    Вот тут-то твоя жизнь и исчисляется секундами. Хотя мы и привычны к такой жизни, но на нервы  действует не особенно приятно.
    Одним словом, трудно жить солдату на войне…

      Я прошел дорог немало
      В эту долгую войну,
      Вьюга крепко обнимала
      В Сталинграде, на Дону.
      И среди друзей отважных,
      В блиндаже, тебя любя,
      Вспоминал я не однажды,
      Ненаглядная, тебя.
      Получай письмо в конверте.
      Жди и помни обо мне,
      Знай:любовь сильнее смерти,
      В это верим на войне».

      От автора: для минометчика капитана Ивана Тюфякова так и случилось – любовь на войне победила смерть! Осколок вражеского снаряда принес ему  тяжелое ранение, но и спасение: потеряв ногу, он вернулся к родным в Свердловск.
      А после войны до пенсии работал фотокорреспондентом газет, не расставаясь с фотоаппаратом и блокнотом в мирное время до последних своих дней.
       
 Фото из интернета 
 


Рецензии
Низкий поклон Вам, Владимир, за этот цикл рассказов о наших сотечественниках, каждый из которых - герой. Вам прекрасно удалось соединить авторские размышления со стихами и цитатами из писем бойцов. Чувствуется, что Вы писали сердцем, с душевной болью и одновременно с гордостью за наших отцов и дедов.
Мне кажется, было бы уместно, если бы Вы посвятили этот цикл своему отцу и дополнили его своим рассказом о том, как он воевал.
Еще раз благодарю за труд и за память.
Храни Вас Бог.

Александра Немтина   04.03.2021 12:57     Заявить о нарушении
Вновь тронут, Александра, глубиной и проникновенностью Вашего отзыва,строки которого идут от души в душу, искренне благодарю Вас за такое прочтение!
Всем фронтовикам, а также отцу моему Вячеславу Ивановичу,минометчику и сержанту, награждененому медалью " За отвагу", более года воевавшему под Ржевом и получившему там ранение,посвятил свою поэму о войне и Маршале Жукове "Победоносец", опубликованную на моей страничке сайта "стихи. ру.".

Что касается отца, то рука с выбитым локтем принесла ему как фронтовику Ш группу инвалидности, которую ежегодно, до последнего в его жизни 1978 года (ушел в 56 лет),приходилось ездить в райцентр и подтверждать на медкомиссии (не вырос ли новый локоть и не стала ли рука разгибаться?).До официальных льгот, предусмотренных ветеранам - участникам ВОВ, он не дожил...

С теплом и признательностью -
Володя

Владимир Федулов   04.03.2021 16:48   Заявить о нарушении