Пара слов о демократии в России

  В России сейчас нет демократии в западноевропейском понимании, потому что Россия сейчас не нуждается в такой демократии, и не готова пока к какой-либо другой.
  В России законодательно созданы демократические институты, но пока нет в достаточном количестве «потребителя» демократии – свободного собственника (буржуазии, среднего класса и т.д.), добывающего на свой риск, своим трудом и умом ресурсы, достаточные для жизни семьи. Только свободный собственник нуждается в наличии и незыблемости законов, охраняющих то, что он создал или приобрёл своим трудом и умом. Только ему жизненно необходимо личное участие в управлении тем сообществом (посёлкам, городом, районом, областью, государством), в котором он живёт. Только он нуждается в демократии, потому что демократия обеспечивает ему лучшие условия получения и сохранения ресурсов, необходимых для выживания его семьи, продолжения рода, генетического бессмертия. В 16 веке в Нидерландах появилось достаточное количество собственников, желавших защитить свою собственность от феодального произвола – итог буржуазная революция. Первая демократия Европы родилась в крови, огне и дыму. Так же родились и вторая, и третья, и…  Все западные демократии результат революционного (раньше и чаще) или эволюционного (позже и реже) прихода к власти буржуазии. В нашей же стране, после падения социализма, людям «подарили» демократию с барского плеча. Все свободны!
  Основную массу «ваучеризированного» населения новая «свобода», однако,  не превратила в свободных собственников. Лишь небольшая часть «кооператоров» и «челноков» 90-х смогла заработать и остаться на плаву.  А те наши сограждане (некоторые уже бывшие), кто в период «прихватизации» был ближе к распорядителям общенациональных ресурсов или руководил ОПГ, стал свободно эти общие ресурсы себе присваивать. Окуклившись, такие граждане захотели стать олигархами. У них были свои недра, свои заводы, свои моногорода, свои СМИ, свои ЧОПы, свои партии, свои «работники», получающие зарплату из их рук и по их милости. Не хватало малого – захватить власть, чтобы закрепить всё и навсегда за собой и своими потомками. Воспрепятствовал бы этому «свободный» народ? Нет!
  Получающим заработную плату, пенсию, пособие желательно получать их регулярно и в размере, позволяющим безопасно жить на уровне, который каждый определил для себя, как достаточный. Какая форма правления будет обеспечивать такую безопасность и уровень жизни (монархия, олигархия или демократия) не важно. Важна безопасность и стабильность этого обеспечения, позволяющая рассчитывать, что и у детей, и у внуков «всё будет хорошо». Не народ помешал «новым русским» захватить власть в стране. Им помешала группа людей, имена и истинные цели которых мы узнаем не скоро или не узнаем никогда. Эти люди сумели провести на вершину пирамиды власти «правильного человека», ставшего национальным лидером – новым Правителем России.
  Сегодня в нашей стране нет партий, обладающих доверием какой – либо значительной части населения. Подавляющее большинство населения России не живёт партийной жизнью, не полагается на партии. Ни одна из партий России даже отдалённо не может претендовать на уровень поддержки народа, обеспечивающий реальную власть, подобную власти КПСС в СССР или КПК в Китае. При этом партии играют решающую роль при формировании представительных органов власти всех уровней. Отсюда и скептическое отношение населения к представительным органам. Мало кто верит в то, что в местных, региональных и государственном парламентах собрались исключительно самые достойные, честные и умные люди, озабоченные лишь общим благом и процветанием своего города, района, региона или страны. Есть хороший тест на доверие: кому из тех лиц, которым вы доверили судьбу своего города или страны, вы согласитесь без расписки и без свидетелей дать деньги взаймы? В то же время подавляющее большинство населения имеет прямое право выбирать высшее должностное лицо страны – Президента.   В глазах многих граждан России Президент – это современный аналог царя. Такому восприятию, кстати, немало способствует и ежегодная церемония подачи «в прямой линии» челобитных. Люди ищут у царя – гаранта Справедливости, защиты от местных «псарей». Мы, русские, исторически привыкли полагаться на царя и не доверять всем, кто между ним и нами. Вспомните, кого мы «кроем» на кухне, если считаем, что плохо живём, мало получаем, не так лечимся, не тому учимся, не на той женились или не за того вышли замуж... Вот тот, кого мы по делу и без дела «кроем» за всё, и есть наш истинный Правитель.
  Нас не надо за это винить. Мы жили только при феодализме, зачатках недокапитализма и социализме. Мы никогда никого и ничего по-настоящему свободно не выбирали. Нас этому никто не учил, и ничто особо не мотивировало. Мы очень долго жили при единовластных правителях и привыкли полагаться только на них во всех «больших» делах. Царей Рюриковичей сменили цари Романовы. Царей Романовых сменили красные цари. После абсолютного единоличного  монарха Сталина пришел коллективный монарх - Политбюро. Прекраснодушный царь Михаил не спрашивая наше желание объявил «демократизацию» и развалил Советский Союз. Его «подвиг» чуть было не повторил, но уже с Россией, Белый царь. Белый - по цвету волос и алкогольной горячке. Слава Богу, и, как было сказано ранее, безымянным героям – вовремя остановили, «яустали и яухожули».
  В развитии общества мы вернулись к ситуации, сложившейся во второй половине 19 века. Поражение в Крымской войне свидетельствовало о значительном технологическом отставании от ведущих стран Запада. Необходимы были реформы, направленные на ускорение индустриализации через освобождение труда и капитала. Монарх должен был провести в феодальной стране буржуазную эволюцию. Сформировать общество, которое в будущем захочет и сможет само собой управлять. И всё это осложнялось: большими размерами и неравномерностью развития регионов; многонациональностью и многоконфессиональность; горячностью юных умов, которые почувствовав сквозняк свободы, сразу попытались раздуть из него всех- и всёпоглощающую бурю; обоснованной боязнью основных игроков европейской политики усиления России, и многом многим другим. 
  В первой половине 21 века перед Президентом России стоят во многом те же самые задачи. Да и осложняющие факторы только количественно и качественно выросли. При этом есть одна очень большая разница в условиях и задачах. В 19 веке Россия должна была строить демократию, отвечающую нуждам капитализма. Того капитализма уже нет и не будет. Новое общество с одновременными тенденциями к глобализации и сепаратизму, безграничным потоком информации и дезинформации, галопирующей цифровизацией и «зелёной экологической революцией»… находится в процессе поиска своей новой формы самоуправления.
  Что же касается «нехватки» демократии в России… Если бы нидерландцам в 16 веке испанская  корона предоставила право создавать свои партии, выбирать высшее должностное лицо государства, представительные органы всех уровней, направлять наблюдателей во все избирательные участки, как это есть сейчас в России, нидерландцы не взяли бы в руки оружие. Нидерланды стали бы демократической страной без кровопролития, и в кабинетах демократических нидерландских чиновников висели бы портреты испанских королей. Не взирая на религиозные различия.
Но мы не нидерландцы 16 века. Мы не хотим воспользоваться уже имеющимися инструментами для приведения во власть «настоящих демократов», потому что нам это пока не надо. Точнее: среди нас пока очень мало тех, кому это надо.
  В завершении небольшое лирическое отступление с автомобилями и телефонами. Феррари прекрасная машина и многим хотелось бы ездить именно на ней. Но представьте, что вы находитесь где-то посреди Васюганских болот и рискуете превратиться в низшее звено пищевой цепочки этой весёлой местности. Если вы идиот – да, будете продолжать мечтать о Феррари. Если умный - то о вездеходе. МТЛБ не Феррари, и Шерп не Феррари, но из болота вывезут. По крайней мере, до грунтовочки доберётесь. Дальше вы будете мечтать об очень крепкой полноприводной машине, скорее Урале, чем Тойоте Прадо. Когда вас довезут до дороги с твёрдым покрытием, ваши мечты нацелятся на машину, способную переварить наше «твёрдое покрытие». Это всё ещё не Феррари! Только когда вы доберётесь до автострады, ваши мечты о Феррари не будут свидетельствовать об идиотизме. Мы сейчас не на автостраде, но уже и не на болоте. Где-то между грунтовкой и дорогой с твёрдым покрытием. Но пример с автомобилями годится для взрослых людей, которые привыкли сами искать выход из сложных положений. Для подстёгнутой гормонами и житейски неопытной молодёжи пример с Феррари ни о чём. Для молодёжи более подходит пример с новой моделью Айфона. Вышла на рынок новая модель, старая – уже отстой. И тот, у кого старая модель - тоже отстой. Значит надо закатить истерику позабористее и попытаться выдавить из предков бабки на новый Айфон. Где и как они возьмут средства – это их дело. Вынь, да положь! Хочу новый Айфон, как у Маши, Васи, Коли!!! И пофиг мне, что у них предки люди богатые, а мои предки трудяги на зарплате! Хочу новый Айфон, как у богатых! Хочу уровень жизни и демократию, как в Штатах, Англии, Германии! Буду истерить, пока не получу!


Рецензии