Записки режиссёра. Глава 19

Из дневника В. Ткаченко, 1989 год:

«5 апреля, среда. Общее собрание студии.
Перед его началом А.И. поговорил с подошедшим Володей из ТЮЗа. За это время собрались все наши: Стопинские, Э. Мартынова, М. Кацева, О. Панченко, Е. Решонок, Д. Ильин, О. Королько, Ю. Аксёнова, Н. Аксёнова, В. Панкратов, О. Куртукова, А. Пятницкий.
В 18.30 А.И. начал собрание:
– Я думаю, не будем ждать опаздывающих, и немного поговорим. Очень рад вас всех видеть. У меня эта неделя была очень тяжёлой. Во-первых: сдача спектакля в Народном театре. А во-вторых: удалось решить несколько существенных организационных вопросов. Устал в ПрибВО от непонимания ребят и от их уровня. По большому счёту им нужен и режиссёр, и педагог. Слишком разные у нас школы. Поэтому им сложно, и мне не в кайф. Осенью буду искать себе замену.
По Донецкой поездке знаю всё. Рад за ваши стыковки со студиями. Может, в будущем и пригодится знакомство с ребятами для обмена гастролями. Мне удалось добиться от ГАФа оплаты наших билетов «туда и обратно», плюс по 3,50 рубля суточных. Деньги должен получить Макурин, как старший группы.
Слава Богу, до конца года определились с РАФом. 30-го марта мы подписали договор на 89-ый год с предварительной спонсорской помощью в 20 тысяч рублей – с рассмотрением вопроса о переводе коллектива в профессиональный статус. Буду составлять смету с учётом штатного расписания русской труппы, но возникает один нюанс: Боссарт хочет, чтобы театр был двуязычным. И здесь он абсолютно прав. Так вот, на место латышской труппы претендует коллектив Елгавского Народного театра. Моя задача – не допустить этого, потому что у нас совершенно разные стилистики. А отсюда – и уровень. Я постараюсь убедить руководство института в необходимости конкурсного отбора. В Универе мой однокурсник Илмар работает с латышской группой студентов, и очень успешно. Главное, чтобы у театра было единое лицо, а ребята зажигают в нашем ключе, и это очень важно – иметь свою стилистику.
Нам предстоит пережить большую драку, и шум, и всякие поползновения со стороны сегодняшних елгавских претендентов, поскольку руководитель театра взяла к себе на ставку русского режиссёра – для проформы – и лелеяла надежду единолично возглавить вновь созданный театр, с перспективой выхода конкретно на одноязычный латышский театр. Теперь эта подруга почуяла неладное. Мы оказались для неё нежданчиком. В ход пошли закулисные дрязги, политика, и всякое дерьмо. Думаю, что коллега свои зубы обломает. Уровень её театра, ну очень мягко выражаясь, Крыжопольский.
Поэтому и нужен честный конкурсный отбор. Тем более, что сам Боссарт ясно дал понять, что театр должен быть одной стилистики.
С появлением денег нам придётся планировать работу, ориентируясь на РАФ: разовые выступления для рабочих завода, детские праздники и работа с коллективом при заводе. Хотя, по договору РАФу от нас нужна только реклама. Сейчас готовится проектная документация по строительству Культурно-спортивного комплекса. Само строительство займёт года три-четыре. Под этой крышей будет и наше базовое помещение с несколькими сценическими площадками. Поскольку работа предполагает деятельность на колёсах, администрация завода выделяет нам микрик. Водителем подписался А. Виноградов. У него есть нужные права, ну а по совмещению оставит за собой место диджея для танцулек после спектаклей на выезде или по заказу. Нам же нужно как-то зарабатывать деньги.
По штатному расписанию я намерен придерживаться 24-х – 26-ти единиц актёрского состава 1-ой и 2-ой категорий. Правда с Госкомитетом по культуре возможны осложнения из-за 1-ой категории, поскольку она предполагает наличие соответствующего диплома. Хотя и здесь есть лазейки. Остальные средства будут распределены на административно-творческую часть нашего состава. На данном этапе великолепно вписывается Кнут. Думаю, он станет связующим мостиком между нами и латышской труппой.
Хотелось бы в этом году определиться с учёбой О. Панченко, М. Кацевой и Н. Аксёновой, поскольку новые кадры придётся готовить самим. Нужна постоянная подпитка, обновление коллектива, а для этого необходимы свои педагоги. В Госкомитете подниму вопрос о заочном образовании наших актёров при Латвийской консерватории на практической базе ТЕСТа. Есть педагоги, которые хотели бы поработать с актёрами в экспериментальной форме и по актёрскому мастерству, и по вокалу. Иногда приезжал бы из Москвы мой хороший товарищ Олег Киселёв. Он любезно согласился проводить с вами не просто тренинг, а мастер-класс в сочетании сценического движения с живой музыкой, поскольку именно музыка связала нашу с ним дружбу. Вот таким образом мне бы удалось решить проблемы с вашим образованием. Получили бы диплом и, самое важное, – у вас была бы своя школа, основанная на музыке и на нашей пластике.
Сейчас у нас очень сложный сезон. Много работы предстоит с вами. Не по делу ПрибВО висит на шее. Бросать ребят западло. Вроде бы из Красноярска в Ригу приедет Селеменев. Его Белявский вызывает в Русскую драму конкретно на «Чонкина». Буду уламывать Серёгу взять в довесок Народный Театр. А пока придётся работать на три фронта: с вами, ПрибВО и РАФом.
В апреле сделаем шесть точек «Дзынь». По четвергам, к сожалению, не смогу репетировать, так как буду в «Народном», придётся взять выходные. Плохо, что будет всего две точки в неделю. Может быть, пока уйти от пластики и бросится на «Дзынь»? Определиться до конца с составом и бомбить.
Итак, репетиции «Дзынь» намечены на: 10-е, 12-е, 17-е, 19-е, 24-е и 26-е. Прошу вас также выделить две ночи на Камю, чтобы хорошо поработать: с 22-го на 23-е и с 29-го на 30-е. В мае материал пойдёт в прокат.
Очень хотелось бы ввести Володю из ТЮЗа на «Плот мертвецов». За три месяца, кровь из носа, а выпустить надо. Если что, сократим идущие спектакли, тем более, что за деньги голову ломать не надо. Конечно, стабильная дотация позволит работать творчески, пробовать себя в эксперименте, не уходя в коммерцию. Хотя, подступает время, где голые психологизмы могут и не пройти. Здесь нужен или глубокий катарсис, или, наоборот, ху-хи-хаханьки. Динамика времени меняется.
Дальше: получен заказ по линии Москвы на рекламный фильм-ролик для TV на 30 – 40 минут. Ролик сюжетный – о нас. 13-го числа сюда приедет бригада телевизионщиков со своим режиссёром. В минимум времени хотелось бы вместить максимум информации. Нужно подумать, как выстроить съёмку. Может, вначале дать фрагмент пластики: с исходной позиции в заданной музыке выйти на пластическое решение образа с последующим развитием. Тут же даётся информация о том, что музыка, движение, жест могут гораздо богаче обозначить образ, нежели голый текст. Необходимо отметить, что это наша пластика, родившаяся от обобщённого опыта М. Чехова, В. Мейерхольда и Ежи Гротовского. В настоящий момент нарабатывается техника, и не за горами то время, когда образы, создаваемые актёрами, будут производить на зрителя впечатление, подобное шоковой терапии. Не надо брать какую-то готовую чистую систему. Каждый мастер идёт своим путём. Вот и у нас есть наше «тестовское» соединение элементов, казалось бы, ранее найденных, но воплощённых у нас в ТЕСТе нашими актёрами, с нашей музыкой и пластикой.
Вот это и хотелось бы сказать на съёмке. Дальше пустим пару сцен из «Сестёр» и кусочек «О дряни» – негатив в гротеске. И это всё перемежая лёгким трёпом. Главное, не допустить схематичной информации.
Думаю, что процесс съёмки предстоит долгий, часа на три, и я прошу всех, кто будет занят, собраться в пять часов. Хотелось бы сделать очень качественно, поскольку это наш первый серьёзный «выход».
На всякий случай – касается Стопинских: ребята, если завтра утром Макурин не вернётся из России, вам придётся играть «Скамейку». Утром всё будет ясно. Завтра в 10.00 занятия на стадионе с Кнутом. В 13.00 – репетиция «Дзынь». Дежурить на спектакле будет Дима Ильин. Спасибо за работу в Донецке. Всем! Спасибо!»…




Рецензии