Наивные беседы о счастье

- Поверь мне, Карлсон, не в пирогах счастье…
- Ты что, с ума сошёл? А в чём же ещё?

Действующие лица:
Оптимист – приятный молодой человек в  «розовых» очках
Пессимист – личность зрелого возраста, прошедшая сложный жизненный путь
Мудрец – старый философ, у которого за спиной – богатая и насыщенная жизнь, а впереди – вечность

Оптимист.  Какая приятная тема! Я начинаю волноваться.
Пессимист. Это не волнение, а нестабильное психологическое состояние не обремененного опытом жизни человека, провоцируемое особым гормональным статусом, характерным для молодого организма.
Оптимист.  Ух, ты! Как Вы закрутили?!
Пессимист.  Говорю как есть.
Оптимист.  Так понимаю, что Вас эта тема не привлекает?
Пессимист.  Нисколько. А чем она может привлечь? Тем, что мы сейчас начнем обманывать самих себя? Именно так и будет, поверьте.
Оптимист.  Вы хотите сказать, что счастье – самообман?
Пессимист.  Ну, не то, чтобы обман, но близко к этому. Это из той же оперы, что и любовь, когда люди, не познавшие реальной жизни и не понимающие в ней ровным счетом ничего, затевают бесплодные дискуссии на совершенно тупиковые, темы.
Оптимист.  Признаюсь, где-то даже неприятно. Такое ощущение, что Вы пытаетесь выбить у человека почву из-под ног.
Пессимист.  Это не почва. Вы витаете в облаках, друг мой, а я пытаюсь вернуть Вас на землю, где надежнее.
Оптимист.  А может мне так комфортнее?
Пессимист.  Ваше право! Но за этот фальшивый комфорт Вам рано или поздно придется заплатить и, возможно, цена заблуждения будет высокой.
Оптимист.  Если даже это так, все равно, жить в тисках прагматизма мне бы не хотелось.
Пессимист.  Зато так надежнее.
Оптимист.  Простите, неужели Вы не хотели бы быть счастливым?
Пессимист (морщась).  Не в обиду, но Вы задали ужасно наивный, даже примитивный, вопрос. Счастье – это продукт человеческого сознания, не имеющий ничего общего с реальностью.
Оптимист. Вы хотите сказать, что люди, считающие себя счастливыми, живут вне реальности?
Пессимист.  Именно так.
Оптимист.  То есть, если люди живут счастливо и это вдохновляет их, помогает жить и развиваться, то на самом деле этого нет? Не кажется ли Вам, что получается абсурд?
Пессимист. Наркотики тоже вызывают эйфорию и всплеск вдохновения, но после них всегда наступает расплата.
Оптимист.  Вы считаете, что ощущение счастья и психологическое состояние, вызываемое наркотиками, это одно и то же?
Пессимист. Примерно.
Мудрец.  Позвольте вмешаться в вашу дискуссию, друзья мои! Давайте начнем с того, существует ли вообще счастье, а, если да, то что оно из себя представляет? Да, это правда, что счастье – продукт человеческого сознания. А, поскольку это так, то оно субъективно, то есть не материально. Однако это не значит, что его нет. Слово тоже вещь не материальная и субъективная, но оно управляет миром. Значит счастье так же, как и слово, имеет право на существование. Однако каждый представляет его по-своему. В обыденном понимании это состояние максимального духовного, скорее, даже не духовного, а душевного, комфорта. Ибо духовность есть отражение внутреннего мира человека, а душевность – всего лишь его эмоциональная составляющая. По этому поводу Э. Кант выразился следующим образом: «Счастье – это идеал не разума, а воображения». Однако сказанного для определения понятия счастья недостаточно, поскольку радость, любовь, вдохновение и прочие позитивные состояния тоже, так или иначе, связаны с психологическим комфортом. Но разница в том, что счастье среди них является самым широким, всеобъемлющим понятием, включающим в себя все остальные и приближающимся по степени глобальности к уровню философской категории. То есть, если человек счастлив, то он должен одновременно быть здоров, влюблен, вдохновлен, доволен своим материальным положением и пр. Это стандарт, если можно так выразиться. Но в реальности все существенно иначе, потому что перечисленные понятия для конкретного момента и конкретной личности неравнозначны, зачастую даже радикально. Например, человек, отсидевший срок и вышедший из тюрьмы, может быть счастлив только потому, что он на свободе. Хотя не исключено, что он болен, без гроша за душой, крыши над головой и пр. Счастливым может чувствовать себя даже умирающий человек, если он отдает свою жизнь за идеалы, в которые он свято верил и которым он был предан. Вспомните образ Артура Бертона из романа Э. Л. Войнич «Овод». Купленный новый автомобиль, хоть и временно, но тоже может сделать человека счастливым. Однако тот же автомобиль не в силах осчастливить олигарха. По обсуждаемому поводу очень удачно выразился Ф. Ницше: «Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем». Отсюда плавно вытекает несколько выводов: во-первых, абсолютного счастья не может быть в принципе, во-вторых, не бывает и перманентного счастья и, в-третьих, у каждого человека свое понимание счастья, соответствующее его мировоззрению и мировосприятию.
Оптимист.  Учитель, Вы хотите сказать, что счастье относительно?
Мудрец.  Именно так. Вещи и события, делающие счастливым одного человека, могут не значить ровным счетом ничего для другого.
Оптимист.  Можете привести подтверждающий этот факт пример?
Мудрец.  Вся жизнь из таких примеров. Собрались мы как-то отдохнуть с коллегами на природе. Все из преподавательского состава, с учеными степенями, но значительной разницей в возрасте. Взяли шашлыков, водочки, закусок и впятером на жигуленке заведующего кафедрой поехали на его родину, километров за сто от города. Видимо, знал он, когда и в какое время года нас туда повезти. Места оказались сказочно красивыми – чистейшее озеро, покрытое распустившимися кувшинками, берег с травкой, усыпанный одуванчиками, причем настолько густо, что создавало ощущение сюрреалистичности. И яркое июньское солнце с голубым небом без единого облачка на нем. Чуть поодаль – сосновый бор с вековыми деревьями, подпирающими верхушками небо. Но, венцом созерцаемого шедевра, пожалуй, были белоснежные лебеди на озере, с их неистовой красотой и грацией. Озеро, кстати, так и называлось - Лебяжье. Они будто понимали, что являются вершиной созерцаемого нами творения, были горды собой, не обращая внимания на нас, ущербных и завистливых природных созданий с разумом, сиротливо наблюдающих за ними с берега. И со мной, как и с остальными, произошло божественное преображение – в мое сознание незаметно перетекла какая-то невидимая сила, вытеснив оттуда все негативное и мелочное, в том числе и истасканные мысли о материи и сознании, материальном и духовном, понятиях и категориях… И… на закате своих лет я вдруг почувствовал себя идеально счастливым человеком. Прошу заметить, насколько быстро простые вещи осчастливили меня. Как мне показалось, то же самое происходило с остальными коллегами. И мы с философских высот опустились на землю, ощущая себя частичками созерцаемого мира. Сами того не замечая, мы отошли от философских размышлений, с потрохами окунувшись в земные и плотские рассуждения. Говорили о еде, удовольствии, любовницах, рассказывали анекдоты, в том числе и пошлые, смеялись так, что иногда хватались за животы и катались по траве… Именно в тот день я впервые за многие годы почувствовал себя не философом, а простым человеком и понял, как это здорово…
Пессимист.  А что, чувствовать себя философом разве плохо?
Мудрец.  Видите ли, в потугах добраться до сути устройства человека и вселенной мы, сами того не замечая, демонизируем свой разум, отрывая его от простых житейских радостей. К тому же образованные люди, как правило, живут и работают в конкурентной среде, где все регламентируется искусственно созданными законами и правилами, которые дополнительно деформируют их психику, все более отдаляя ее от природы и в итоге существенно снижают наши шансы познать позитивное психологическое потрясение, называемое счастьем.
Оптимист.  Вы хотите сказать, что мысли делают человека несчастным?
Мудрец. Человеку, как существу разумному, от мыслей не деться никуда. Однако, как говорится, мысли мыслям рознь. Одно дело думать о насущном, над тем, например, как вырастить хорошие помидоры или правильно закоптить окорок, а другое ломать голову над разгадкой устройства мироздания. Именно поэтому у необразованных и верующих шансы почувствовать себя счастливыми гораздо выше. Потому, что для них мир прост и понятен. И наоборот, если образованный человек заявляет Вам, что он счастлив, Вы имеете право отнестись к этому скептически, ибо высока вероятность того, что под данным понятием он подразумевает иное психологическое состояние. Многим современным людям вообще не дано понять эмоциональной яркости и насыщенности счастливого момента. По этому поводу очень удачно выразился А. Шопенгауер: «Всякое ограничение осчастливливает. Чем уже наш кругозор, сфера действия и соприкосновения, тем мы счастливее; чем шире, тем чаще чувствуем мы мучения и тревогу. Ибо с расширением их умножаются и увеличиваются наши желания, заботы и опасения». Поэтому логично, что у невежи больше шансов чувствовать себя счастливым, чем у образованного, у деревенского жителя они выше, чем у городского, а ребенку дойти до этого состояния неизмеримо легче, чем взрослому. В глобальном смысле этот парадокс является следствием противоречий между диалектикой сознания человека, которое очень пластично и способно быстро эволюционировать, и метафизизичностью нашего генотипа. Если наше сознание за последние тысячелетия изменилось радикально, то генотип, в котором изначально была заложена тесная связь с природой, практически не претерпел изменений, что подтверждают ДНК-исследования мумий. Это обуславливает биосоциальный конфликт внутри нас, который делает наши шансы обрести счастье более призрачными. По всей видимости, именно это имел в виду основоположник психоанализа З. Фрейд, сказав: «Задача – сделать человека счастливым – не входила в план сотворения мира».
Пессимист.  Я всегда чувствовал, что жить в ограниченном собственными представлениями и рамками мире гораздо комфортнее.
Оптимист. Неужели цивилизация не способна приносить человеку счастье?
Мудрец. Увы! Хотя многие бросятся оспаривать данную гипотезу, однако их ждет фиаско. Будь то житель древнего Египта, Ассирии или Греции, все они наверняка были счастливее нас, а мы можем с уверенностью предположить, что более счастливы, чем будут  наши потомки. Сегодня сознание среднестатистического жителя Земли практически полностью зависимо от современных информационных технологий, которые резко увеличили его отрыв от реальности. Вдумайтесь только, более половины населения мегаполисов так или иначе принимают антидепрессанты! Вы думаете, они это у них от счастливой жизни? Повторяю, в глобальном смысле это следствие заложенного в нас биосоциального конфликта, который обостряется современными технологиями.
Пессимист.  Вот-вот, я о том же! Считаю, что у современного человека нет шансов стать счастливым.
Оптимист.  А как тогда понять известную фразу: «Хочешь быть счастливым? Будь им!».
Мудрец.  По поводу расхожей фразы о счастье, принадлежащей фантазии А. Толстого, могу сказать, что сегодня она не актуальна, поскольку она предполагала как минимум определенную свободу сознания человека, чего уже нет. Со времен ее написания прошло почти полтора века и радикально изменилось все – общество, общественные отношения, сознание, появились эффективные технологии управления им. Сегодня над ответом на вопрос, что нас ждет в будущем, работают лучшие умы человечества. Лично мне кажется, что идет активное формирование человеческой личности нового типа, которая гораздо лучше будет приспособлена к условиям жизни в эпоху взрывного развития информационных технологий. Этот человек уже сможет быть счастливым и в условиях, в которых мы сегодня чувствуем себя ущербными. Но это медленный процесс, значительно отстающий от научно-технического прогресса. А параллельно с ним, еще медленнее, идет формирования нового вида человека с существенно модифицированным генотипом. Он уже будет называться не Homo sapiens, а как-то иначе, типа Homo perfectus, то есть человек идеальный. Отдельные особи этого вида, называемые индиго, уже сегодня появляются на свет в одном из пятидесяти миллионов случаев. У них неизмеримо более мощный интеллект, чем у нас, и аналогичная иммунная система, в десятки раз устойчивее нашей. Это и есть эволюция в действии.
Оптимист.  Вот Вы упомянули население мегаполисов. А что, у сельских жителей больше шансов быть счастливыми?
Мудрец.  Парадоксально, но это так.
Оптимист.  Сложно поверить, что какой-то приземленный и неотесанный деревенский житель, живущий в убогих условиях, имеет больше шансов быть счастливым, чем горожанин, пребывающий в комфортной среде.
Мудрец.  На первый взгляд это выглядит противоречиво, но такая закономерность имеется. Современный урбанизированный человек, как правило, амбициозен, ему свойственна тяга к профессиональному росту, комфорту, богатству. Он думает, что добившись какой-то цели, остановится и заживет счастливо, но этого не происходит и карабканье вверх, к другой, более высокой, цели продолжается. В итоге его жизнь становится похожей на вечный бег за горизонтом. Озарение, что все это во многом было пустой тратой времени, приходит на последнем отрезке жизненного пути, да и то не ко всем.
Оптимист.  Учитель, так какой финал был у той истории с поездкой на природу?
Мудрец. Ах, да, отвлекся. День мы провели шикарно, так, что, наверное, лучше и не бывает. Наши молодые коллеги даже искупались в озере, хотя вода была холодной. Павел Егорович выловил несколько ёршиков, окуней и одного судачка, из которых мы сварили уху, вкуснее которой я не припоминаю. Именно она наполнила по самые края чащу счастья того дня.
В полдень к озеру на водопой подтянулось стадо коров из расположенной неподалеку деревни. Заметив наблюдающего за нами пастуха, мы жестом подозвали его. Это был подтянутый краснощекий мужчина с обветренным лицом и губами лет под сорок. Волосы русые, пышные, нависающие на лоб, глаза голубые, живописно оттененные горизонтальными и черными бровями. Одет он был в поношенную спортивную форму с продольными полосками и аналогичные кроссовки. Мне почему-то очень захотелось с ним пообщаться. От предложенной стопочки он не отказался. А вот закусить нашим салом не захотел. Вместо этого он вытащил из пастушьей сумки шматок своего и положил на наш раскладной столик со словами:
- Свое. Без химии, угощайтесь.
- Бережете здоровьишко? – слегка съязвил я.
- Так-то я не избалован жизнью, но в городе с его продуктами и воздухом сразу начинаю хандрить. Иногда даже удивляюсь тому, как вы там выживаете.
- Не хотите ли Вы сказать, что пасти коров лучше?
- Так-то я не пастух. А пасем мы их по очереди. Мне это даже в удовольствие. В стаде две мои коровы – Зина и ее дочка Варя.
- Простите, а чем Вы занимаетесь?
- Так-то художник я, пишу картины и выставляю их в городе на продажу.
- Ну и как? На жизнь хватает?
- Вполне. Мне много не надо.
- Семья большая?
- Супруга, три сына, родители…
- Ну, вот скажите мне, неужели Вы не хотели бы стать знаменитым художником?
- Неа. Предлагали войти в союз художников, но я отказался.
- Почему?
- Там своя кухня, свои «гении», да и не все чисто. Впрочем, думаю, как и у вас, - он пристально посмотрел на меня.
- Спорить не стану, но, тем не менее, скажу Вам, что такая философия, как у Вас – большая редкость. Неужели нет желания, чтобы о Ваших работах узнал мир?
- Нет. Я хочу душевного комфорта и уюта. А работы мои уже разошлись по восьми странам мира. Нередко просят писать на заказ, но я отказываюсь – не хочу насиловать свое нутро.
Навострив уши, к нам быстрым шагом стали приближаться две черно-пестрые коровы, одна из них с колокольчиком на шее, а вторая, поменьше, – красными кисточками на ушах.
- Зина, опять попрошайничать идешь? И чему ты дочку учишь? – с умилением встретил их наш гость, поглаживая по моде. Затем вытащил из сумки хлеб, отломил два кусочка и угостил буренок. – Все, идите к своим подругам, а то о вас плохо подумают.
Видя, что стадо отдаляется от пруда, он поблагодарил нас за компанию и, извинившись, не спеша поплелся в его сторону.
Чуть позже я пожалел, что не успел поблагодарить его за сало, оно было выше всяких похвал!
После обеда к нам неожиданно подъехал огромный, сверкающий черным лаком джип и остановился метрах в пятидесяти от нашей компании. Денис Андреевич, самый молодой наш сотрудник, поспешил нас успокоить:
- Это Слава, мой одноклассник, приехал из Москвы. Не виделись со школьной скамьи. Я ему сказал, что мы здесь находимся. Не ожидал, что найдет.
Из машины вышли респектабельный молодой человек и девушка лет на десять моложе, очень красивая и стройная. Денис подошел к ним и, стоя у автомобиля, они долго о чем-то разговаривали. Павел Егорович предложил Денису пригласить их к столу. Молодой человек с девушкой, оба ослепительно улыбаясь и держась за руки, подошли и поздоровались. Ухоженный, сложенный, одетый, по всей видимости, в очень дорогие одежды и благоухая парфюмом, он сразу же создал впечатление чуждого нашей компании человека. А первые произнесенные им слова и вовсе не оставили сомнений:
- Оба-на! Ученые дядьки отдыхают?! А где икорка, балычок, хамон?! – и натужно рассмеялся.
На предложение выпить с ними ответил, что такой суррогат не потребляет. От еды тоже отказался. Следующие минут пять он вновь позволил себе несколько бестактных реплик, которые мы так же оставили без внимания. Затем они с Денисом пошли к джипу и опять-таки долго о чем-то разговаривали. В какой-то момент наше внимание привлек громкий голос приезжего. Приблизившись вплотную к девице и, наклонившись над ней, он, применяя отборный мат, минуты две за что-то отчитывал ее. Вскоре после этого они поспешно уехали, забрав с собой нашего молодого коллегу.
Неожиданно для нас, на следующий же день Денис написал заявление об увольнении, сказал, что у друга большая фирма и что он зовет его работать в Москву за большие деньги. Бумагу подписали. Предлагали подумать, но он ни в какую. Через месяц узнали, что он развелся с женой, оставив ее одну с двумя детьми. Потом о нем долго ничего не было известно. Появился через год, исхудавший, грустный, с потухшим взглядом… Попросился обратно на кафедру. Заведующий, узнав, что тот вернулся в семью, сразу же подписал заявление. И мы в ближайшие же выходные поехали на полюбившееся нам место отмечать его поступление на работу.
Вот такое повествование. Понимайте его как хотите, но для меня эта история является ярким примером относительности счастья. На самом деле «друг» Дениса не был ему другом. Богатство ему не помогло обрести счастье и он подсознательно превратился в глубокого завистника, который терпеть не мог счастливые лица и всячески мстил им. И. В. Гёте принадлежит фраза: «Стесняет счастливца присутствие злосчастного, но злосчастного еще больше - присутствие счастливца». Увы, такова жизнь – чем выше у человека амбиции, тем меньше у него шансов обрести счастье. Парадокс! Наш молодой коллега, хоть и с опозданием, но понял это.
Оптимист.  Как Вы думаете, какое человеческое качество больше всего мешает быть счастливыми?
Мудрец.  Зависть. Завистливые люди не могут быть счастливыми.
Оптимист.  А какое качество, наоборот, помогает нам в этом?
Мудрец.  Умение довольствоваться малым.
Оптимист.  Учитель, а Вы считаете себя счастливым?
Мудрец (великодушно улыбаясь).  В моем возрасте понятие, называемое счастьем, не на первом месте. Но, тем не менее, на Ваш вопрос отвечу следующим образом. Невозможно прожить долгую и счастливую жизнь, ибо, как мы уже говорили, счастье не бывает абсолютным и перманентным. Как выразился У. Шекспир, «счастья целиком без примеси страданий не бывает». То состояние, которое мы испытали на берегу озера, не могло длиться долго, тем более всю жизнь. Потому, что счастье – драгоценность, бриллиант, а их много не бывает. Поэтому под «долгой и счастливой жизнью» следует понимать повторяющиеся счастливые моменты и даже мгновения, яркие вкрапления в нашей биографии, излучающие животворящий свет, который освещает наш жизненный путь и помогает нам делать окружающий нас мир красивее и добрее. Потому что, как сказал Ф. М. Достоевский, «высшее счастье обязывает душу».






   
 


Рецензии