Разговор монаха со старцем о благодати

...продолжение...

- Отче, в  нашем последнем  разговоре ты  сказал, что никто не  может поделиться с  другим  безусловной  любовью, не  стяжав её  прежде  сам. 

- Да, но это не я  сказал,  так  говорит притча  "О 10 девах" и  отцы. Тот  же  преподобный Серафим сказал, – «стяжи  дух мирен и тысячи  вокруг  тебя спасутся».  А что тебя  в  этом  так  заинтересовало? – спросил старец.

- Заинтересовало то, почему в  одном  случае  человек  может поделиться  с  другим  человеком благодатью и  безусловной любовью, а  10 дев  в притче  Христа не  могли? – поинтересовался монах.

-  Ты  сомневаешься  в  верности  притчи  Христа?  Твоё  затруднение в  том, что  ты  путаешь понятие  благодати Святого Духа и  дар любви.  Благодать – это  первичная  энергия  Духа в  душе, а  дар любви – только  одна  из многочисленных  форм  проявления  энергии благодати, которых может  быть множество  -  духовное знание, пророчество, целительство, возможность исчезновения, наличие  двойника, перенос  тела на расстояние  и другие.  

Благодатью никто из смертных  ни с   кем поделиться  не может, поскольку  она  плод  души,  который  подобно мёду в  сотах,  хранится и  накапливается  каждой  душой  всю  жизнь  по  капле и  это тяжелейший  труд,  который  требует  выполнения  целого ряда  условий, как и  в  пчеловодстве,  начиная  от обустройства  борти,  до  ухода за  роем.  Поделиться с  кем-то  можно  не самой  благодатью  душевного мёда,  как  энергией,  а   только  её  сладким  вкусом и  ароматом,  не более.

- Значит,  благодатью Святого Духа  с  другим  человеком  нельзя  поделиться?

- В полной  мере  нельзя, конечно. Как ты  можешь  отдать  кому-то  часть  своей  собственной  души, которую  ты  в  самом  себе взращивал и  очищал  от страстей?   По высшему  духовному  закону  благодать  каждым  человеком стяжается сугубо индивидуально, как  личное сокровище  души,  как  мёд  или  те  таланты, которые каждая душа  должна сама взрастить в  себе  и  приумножить, дав  отчёт Богу о проделанной на  земле  работе.  Знание  о стяжании благодати – это самое  сокровенное знание в  учении  отцов, как  и  знание  о  духовном  сердце.

- А что представляет  собой  стяжание  благодати, как  это происходит?  Мне  не  совсем  понятен  смысл стяжания. Если  стяжание это накопление, то как можно  одновременно и накапливать в  себе  любовь и  делиться ей с  другими?  Тут  наверно  должно  быть что-то  одно,  иначе благодати  просто не  накопишь.

- Твой вопрос идёт от  рационального  ума, который не  владеет знанием и  учением  отцов о  благодати и  её стяжании. Для  того, кто  владеет этим  знанием, подобных  вопросов не возникает. Дело в  том, что благодать Духа – это не  вещь, найдя  которую,  потом  нужно  только   беречь  от  всех и прятать.  Возьми к примеру  дерево -  яблоню. Оно же  не сразу даёт  обильный  урожай, а  только по мере  роста. В  первый  год  плодоношения  оно может  дать  всего  десяток яблок, а  на десятый  год  более  сотни.  То же  самое  и с благодатью.  

Благодать – это  постоянно  возрастающий  и  постоянно  возобновляемый  потенциал божественной энергии,  которая  постоянно  течёт  от Бога  через  душу  и  по  мере её  благой  траты  и благого  использования  душой,  она  не  только не  уменьшается, а  наоборот, возрастает.  Главное  при  этом  - знание  высшего духовного  закона  и учения  отцов  о стяжании благодати.

- Отче,  а ты мог бы рассказать мне об  этом  учении? – спросил  молодой  монах, внимательно посмотрев в  глаза старца.

- Мог бы, почему  нет - с  улыбкой  ответил старец. – Я уже  и  так  твой информатор и  ты со мной на  невидимой  связи, которая протянута  от твоего  сердца к  моему. Поэтому у меня уже  нет иного выхода, как  только  удовлетворять твои  духовные запросы.  Что именно тебя интересует в  учении  отцов  о  благодати?

- Для  начала хотелось  бы понять что вообще представляет собой благодать по  учению  отцов?

- Благодать – это нетварная Божественная  энергия, постоянно исходящая от Бога Отца  в  виде эманаций  Святого Духа  и передаваемая через Сына, как  образ совершенной  человечности  и божественности  одновременно.  Говоря  проще,  благодать  - это самая  чистая Божественная энергия, поступающая в  мир  от Бога Отца,  которая ещё  не связана никаким  творением и  не  уловлена никакими  тварными формами, а  течёт подобно свету  для  всего сущего и одушевлённого, как  энергия,  дарующая жизнь.

- Это мне отчасти понятно,  не  понятно  другое - как человек  может стяжать   и накапливать в  себе эту  энергию благодати?

- Ты  уверен, что  понял  смысл  выражения  течёт именно через Сына, а  не  от Сына?

- Понял. Ты  же   мне  это уже  объяснял, когда говорил о филиокве,  - ответил монах.

- Я рад, что  ты  это понял и  намеренно  заострил на  этом  внимание, поскольку подавляющая  часть верующих и священства этого принципа  не  понимает, искренне полагая, что Святой Дух в  равной мере исходит и от Отца  и от Сына. Это  не  так,  поскольку созерцающие энергии Бога  чётко увидели, что  Христос  не  является  первопричиной  и первоисточникогм  Святого Духа, а  только Бог Отец, именуемый иногда Орлом. 

- А что именно они увидели, когда  созерцали Бога и  исходящие  от Него энергии благодати?

- Они увидели Бога, как  ослепительно-яркое духовное солнце большого ума  и  большого света  мироздания, на  которое невозможно смотреть без  ущерба даже  не  телесными  глазами, а  и глазами  души ни  одному  смертному, поскольку ничто  смертное  не способно  выдержать  силы  его чистоты  и совершенства.

- Что  это  значит,  отче?

- Это  значит, что  даже  видящие и совершенные  о Господе, могут созерцать солнце  Бога и  эманации Святого Духа  в  зрительной и восхищенной молитве  только  мельком, как проблеск  великого света,  не  задерживая  внимания,  если  они  не  хотят быть  разрушенными  телесно и  душевно.

- А если  они  задержат  своё внимание души на  созерцании солнца  Бога, что будет тогда? – спросил  монах.

- Тогда  они  рискуют получить ослепление Божественным  светом  или  что  ещё  хуже -  солнечный  удар, который может закончиться  тяжёлым  заболеванием или  даже  смертью,  - ответил  старец.

- Разве  Бог  может  убить  созерцающего  Его  человека?

- Созерцающего  может  убить не  Бог, а  его собственное невежество и  незнание того, как  нужно  обращаться с  божественными энергиями, как  высоким Божественным  электричеством. Это  всё  чем-то напоминает  последствия  не  соблюдения техники  безопасности при  работе с  током высокого напряжения, который  также может  убить человека, не  соблюдающего  правила.

Я же  тебе уже  не  раз говорил, что понимание Бога  в  качестве доброго дедушки – чудотворца – это удел  самой  невежественной,  тёмной  и  необразованной части верующих.  Посвящённые в высшее духовное  знание, а  тем  более,  обладающие созерцанием  и  духовным видением, воспринимают Бога двояко - и как  Творца  и  как совершенный Закон движения  божественной энергии  и информации.

- А что нужно  знать, чтобы  иметь дело с  энергиями  благодати? - поинтересовался монах.

- Нужно знать сам  Закон  движения Божественных энергий, что  же  ещё,  - с  усмешкой  ответил старец.  – Стяжание благодати – это и есть знание высшего  Закона движения божественных энергий  и умение  с  этими энергиями  правильно обращаться.

- А где  можно узнать об этом Законе? -  переспросил  монах.

Старец громко  засмеялся, как всегда  это  делал, когда  монах задавал  ему какой-нибудь  нелепый  вопрос  и  немного  успокоившись ответил:

- Нигде  ты  об  этом  Законе  уже  не  узнаешь, мой  друг,  поскольку  это надёжно спрятанное  от  грязных умов  сокровенное  знание  духовного сердца,  которому  только  и  открыты  духовные  тайны,  поскольку  оно  зрит  Бога.  Обычному человеческому разуму  и даже интеллекту это  знание совершенно недоступно по  целому  ряду  причин, включая  и  его  специфичность.

С  этим  знанием может  иметь  дело только один  вид  ума – духовный  ум, как  самый утончённый, достигший  сердца,  а потому  самый  чистый и  подобный Самому Богу. Кроме  духовного ума  только  душевно-духовный  ум, как  обращённый к  сердцу,  может  частично прикасаться  к  этому  знанию.

- А почему  ты  мне об  этом  говоришь, отче,   у  меня  же  ещё  нет духовного ума?  - поинтересовался  монах.

- Тебе  я  говорю об  этом  потому, что вижу, что  твой  душевно-духовный разум  уже готов к  этому  откровению, в  противном  случае  я  бы  тебе этого не  говорил,  но  твои  вопросы  подсказывают  мне, что  ты  ухватываешь суть и это самое  главное.

- Главное  что?

- То, что  ты можешь  удерживать в  своей голове то  высоко  абстрактное, что я  тебе  говорю, и  можешь  даже  развивать  эти  мысли. Это  для меня  и есть подтверждение того, что твой  ум высок  и  может  возвыситься над уровнем  религиозной  морали и нравственности, чтобы  иметь  дело с самыми  высокими  духовными понятиями  и  категориями, каким и является благодать.

- А при  чём  тут   мораль и  нравственность и  как между  собой  связаны духовность, нравственность и мораль?

- Это разные уровни  иерархии и  преломления энергии божественной благодати – духовный,  душевный  и  телесный.  На духовном  уровне  энергия  благодати ещё  бесформенна и нетварна, а  потому  представляет  собой чистую и текучую  Божественную энергию, которая и созерцается  как  свет и  ещё  не  связана с душой и материей.

На душевном  уровне энергия благодати уже  овеществлена  и  связана с  душой через духовное сердце, в  которое  она  и поступает, а  потому  на  душевном  уровне  благодать уже обретает  форму нравственности  или тех  норм поведения, которые соответствуют  образу совершенной  человечности. Догадываешься, кто  дал  людям  нравственный  эталон?

- Христос? – не  задумываясь  ответил  монах.

- Ну, конечно! – довольно громко ответил  старец. - Христос  дал  людям эталон  нравственной  человечности в  самом  Себе и  Евангелие, как единый  и универсальный  нравственный  закон  для всех  людей, который и есть  закон человеческого совершенства, но  не  божественного,  заметь. Закон божественного совершенства  содержится  не в Евангелие,  а в  согласном  учении отцов. Это важно понимать  иноку  и монаху, поскольку  большинство  верующих об  этом не  знают. 

Таким  образом  нравственность – это и есть высший  закон благодати,  только преломленный  в  сердце  человека  и  выраженный  логосом  и  человеческим   умом в  нравственных нормах  и правилах  наиболее правильного поведения, которые соответствуют  подлинной человечности.

- Как  это понимать,  объясни?

- Это понимать так, что  когда   мы говорим о высшем  духовном  уровне  понимания Бога, мы говорим об  этом  в  терминах и понятиях   энергии  благодати, а  когда  говорим  об  этом на  душевном уровне,  - мы говорим уже  в  терминах  нравственности и  нравственных понятиях.

Т.е. из  созерцательной  энергийной  категории  благодать на  душевном  и религиозном  уровне превращается в  нравственную. Вот  почему религия  и  делает  такой большой  упор на  христианскую нравственность, как  на  отражённую или преломлённую сердцем  форму благодати  Духа.

- Что же представляет  собой благодать  на телесном  уровне?

- На телесном уровне благодать и  нравственность трансформируются в  ещё  более опосредованную  и  размытую  категорию морали, как правил  и  норм  коллективного или  общественного поведения.  Таким  вот  образом энергия  благодати  Духа вначале трансформируется в  нравственность, а  затем  и  в   мораль.

-  А как  это  отражается на самой  благодати?

-  Плохо отражается, поскольку  только  сама  энергия  благодати является самой чистой и подлинной. Нравственность  -  это уже  искажённная  словесностью  благодать  даже  в  заповедях, которые  каждый  понимает  по своему, а  мораль - это ещё  более  искажённная и выхолощеннная  благодать, которую каждое  общество создаёт  под  свои  нужды  и  запросы.

По  этом причине отцы не  уделяли особого внимания  уровням  морали и нравственности, как  телесному  и душевному, а  сразу  переходили к  духовному  смыслу благодати, как  энергийному, который  и  был  связан с  духовной  силой.  Но  для нас  сейчас не  это самое  важное. Об искажении  духовной  энергии  благодати  через  нравственность и  мораль  мы  поговорим  отдельно, а сейчас  нас интересует чистая духовная  энергия  благодати и  Закон  её стяжания.

- А закон стяжания энергии благодати  можно назвать Божественным Законом?

- Можно, конечно, но  только нужно понимать, что смысл Божественного Закона  в  массовой  религии и  согласном  учении  святых  отцов - это не  совсем  одно  и  то  же.

- А в  чём  их  разница?

- Разница в  том, что  Закон Божий  в  массовой  религии  – это и есть  нравственный  закон, который  с  энергийного уровня спущен на  душевный и нравственный  уровень. Дело в  том, что  в церковном  и  богословском  изложении Божьего Закона все  высшие  духовные понятия  и  энергийные категории заменены  на нравственные  и моральные для  простоты понимания  верующими.

- А  это  плохо  или хорошо?

- Для  упрощения  понимания  верующими  это не  плохо, но  это  искажение и формализация высшего духовного  и  невыразимого  с  упрощением  его до  уровня земного  и  формального.  Отличие согласного  учения   отцов именно в  том и состоит, что отцы не  отошли   от  энергийного, в  отличие  от церкви  и  религии,  и прямым текстом  говорят именно об  энергии  благодати и её  исхождении от  Отца.

- А существуют ли  какие-то  отличия  в понимании  благодати  и её  стяжании  отцами  и  современным  богословием?

- Существуют.  Богословие  и церковь говорят  о том, что благодать  Святого Духа -  это  удел  только религиозных и  воцерковлённых  людей,  особенно  духовенства, соблюдающих  заповеди,  церковные  таинства  и нравственные правила, а  все прочие  лишены  возможности  стяжания  благодати, как грешники.

Святые  отцы, как  и Христос,  утверждают несколько  иное  и  говорят что благодать  отверста  всем без исключения и  изливается  в  равной  мере на  каждого и  весь тварный мир, подобно  тому, как солнце освещает  лучами  всю  землю.   Вот как  об этом  сказал преподобный Ефрем Сирин – «Божественная благодать отверста всем, чтобы каждый наслаждался, сколько хочет: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет».

То же  говорят и  другие  отцы, например блаженный Киприан Карфагенский - «Щедро изливающаяся благодать Духа не стесняется никакими пределами; она течет непрестанно, богатит преизбыточно».

- И что из  этого следует,  отче?

- Из  этого  и  следует  то, что стяжать  энергию  благодати может  абсолютно  любой человек, а  не  только священник и  воцерковлённый. Всё, что  требуется для стяжания благодати – это чистое сердце, пытливый и утончённый  ум и ещё  само  знание об  энергиях и энергетическом устройстве Бога, мира и человека.

Вот с  последним, а  именно со знанием об  энергиях, и  заключается самая  большая проблема,  поскольку древнее знание  отцов об  этом утрачено, церковное  знание упрощено и  опущено на  уровень  нравственности и морали, а  имеющееся мистическое знание  всё до основание переврано и искажено  оккультизмом и сектанством.  В  итоге  источника самого верного знания  об  энергетическом устройстве  мира, Бога  и человека  сегодня  попросту  нет.

-  А видящие  и созерцающие,  они же  есть,  ты  сам  говорил?

-  Они-то есть,  но  они достаточно мудры  и осознанны,  чтобы  надёжно  скрыть  себя  от мира  и  не  искушать ревнителей  религиозной  морали и  нравственности. 

- И где же  тогда  современному человеку  найти  это сакральное  знание? – с  нескрываемым  любопытством  переспросил  монах.

- Боюсь, уже  нигде, кроме отцов, а  это тяжелейший  труд  на  несколько десятилетий  – перелопатить всё святоотеческое духовное  наследие  и предание. Часть этого великого духовного знания, а  точнее  его морально-нравственные  азы  человеку  могут дать  в  церкви  и семинарии,  но самого главного и сущностного знания об  энергиях благодати и их стяжании в  церкви  и семинарии  уже не  дадут.

Я уже  говорил  тебе  в  чём  заключается  отличие согласного учения  отцов  от современного  богословия и  церковного учения,   поэтому  остаётся только  один  путь – найти это знание в  духовном  сердце, а  это путь молитвенной  практики по  учению отцов.

- А найти духовных учителей, владеющих этим знанием, сегодня  ещё можно,  хотя  бы  на  Афоне? – переспросил  монах.

- Боюсь, уже нельзя  и  на  Афоне. Учить стало некого, поэтому  все  истинные  учителя, как  по  команде, ушли в  пустыню духовного сердца,  оставив миру, церкви и современным  людям только кончик  носа  и  тот, намеренно испачканный сажей порока и презрения, чтобы  не привлекать к  себе  лишнего  внимания.

Поэтому для современных иноков остался  только  один  путь – Священного Писания, святоотеческого предания и  молитвенной практики.

- Но ты  же мне об  этом  зачем-то  говоришь?

- Говорю, но я  не  знаю на  тебя планов Духа и  не  знаю приживётся в  тебе  это знание  или нет,  даст оно плоды  умной молитвы или рассеется, как  туман  наваждения о чём-то совершенно абстрактном  и  нереальном, как энергия благодати. Я просто исполняю закон   посева  знания, который говорит – делай  что  должен, и  будь, что  будет.

Возникла  пауза...

- Отче, а с  чем  можно сравнить процесс  стяжания и накопления  энергий благодати?

Старец  задумался и через  мгновение  ответил:

- Процесс стяжания энергий благодати можно сравнить с  выравнивания человеком своей ветхой  душевной  формы, которая есть форма  искажённая,  падшая, управляемая  эгоизмом, как повреждённым хищным  умом  через  низшие животные помыслы, чувства и желания  страстей духа,  души  и  тела.

- Я не совсем  хорошо  понял  тебя, отче, поясни  это  другими  более понятными  словами.

- Стяжание энергий  благодати – это возвращение человека к  первозданному образу своей духовной  целостности и силы, как  телесно-духовного  существа, каким он  был  создан   до грехопадения.  Для  возврата к  этой совершенной форме, которая и есть форма  благодатная, наполненная энергиями благодати Духа, человеку  нужно проделать над  собой  огромную работу.  Эта  работа  и заключается в  глубоком  изменении  себя  посредством  метанойи,  духовного  подвижничества  и  духовно-аскетической  практики.

-  А воцерковление - это тоже  способ стяжания  благодати?

-  Воцерковление - это самая  первая ступень  массовой  веры, которая  призвана  помочь человеку  осознать  всю  глубину  его порочности,  чтобы  только  стать  на  путь покаяния  и  принятия в  сердце Христа.  Это  путь  только нравственного, а  не  духовного совершенства.

Путь  духовного совергшенства -  это  путь  следования  за  Христом  на Голгофу распятия  эгоизма, страстей  и ветхой  человеческой  формы, чтобы после  её  совлечения облечься в  нового, духовного и бессмертного человека, восстановив свою прежнюю  целостность. Это и есть путь  стяжания  благодати   и  им  сегодня  идут  лишь  считанные  единицы из общей  массы  верующих. 

Так  вот совлечение  ветхой  формы  телесного и  душевного  человека   и вхождение в  новую  духовную  форму  и есть выравнивание  человеком  всех  своих энергий. Так  понятно?

- Отчасти понятно, но не  до конца. Мне  не  понятно как  именно происходит выравнивание человеком самого себя в  процессе изменения ветхой  формы  на  новую?

-  Выравнивание – это абстрактное выражение. Смысл  выравнивания в  изменении  характера течения энергии в  теле,  душе  и  уме человека. Я уже  говорил  тебе, что у  обычного человека  существует разрыв  между  умом и сердцем, поэтому  три  центра энергии -  центр головного мозга, центр сердца  и центр воли после  грехопадения находятся в  полном  разладе и  хаосе, поскольку каждый  устремлён  в  свою  сторону.

Выравнивание – это и есть  их согласование  и группировка  с  целью упорядочивания хаоса  в  уме, чувстве  и воли.  Это упорядочивание  энергии  осуществляется  посредством  работы со  страстями  и  добродетелями.  Итогом  всей  этой  работы   по  замене  страстей  на  добродетели и  является  изменение   человеком  своей  энергетической  формы.  Это и есть  аналог  собирания  и  заплетения  распущенных волос  в  одну  косу, как  мощный триединый  поток  энергии, понимаешь?

- Нет, я  всё  равно  не  понимаю, отче, как это выравнивание или  собирание энергий ума, чувства  и воли связано с  благодатью.

- Не понимаешь потому, что не  имеешь  этого  опыта. С  благодатью это связано напрямую,  поскольку приведение человеком сил  своей  души в  порядок и  гармонию высвобождает колоссальное количество  внутренней энергии, которая  ранее  была  связана  и человеком  просто разбазаривалась и  бесцельно пропадала из-за  беспорядка, вредных привычек  и пристрастий.

А после  того, как человек  провёл глубокую ревизию самого себя, выкинул из жизни всё  лишнее,  ненужное и второстепенное, что его отягощало,  нагружало  и истощало, он как  бы выровнял  и  очистил  внутри себя  все  проводники энергии и энергия духа  стала  течь ровнее и в душе стал  появляться её избыток.

Именно этот избыток  внутренних сил  и есть  прирост энергии благодати, который ощущается полнотой душевных сил  и переживанием  избытка  радости и счастья. Увеличение  этого избытка  душевных сил, приведённых  в состояние   порядка  и гармонии,  и есть  суть  стяжания  энергии  благодати. Так понятнее?

- Да,  так  намного  понятнее.  Но у  меня  возник  вопрос  -  ты  хочешь сказать, что стяжание  благодати Святого Духа возможно без  церковных таинств?  Может  быть  это какая-то другая  благодать? 

Старец  опять громко рассмеялся,  как - будто монах опять  сказал  что-то нелепое  или  абсурдное.

- Нет никакой другой благодати в  сердце  человека кроме благодати Святого Духа, которая и  ощущается такой радостью и  таким  счастьем, что ничто  земное не  может с  этим сравниться и тот, кто хоть раз ощутил  сладость этой радости, будет  искать её и помнить до конца  жизни, поскольку это радость сердца,  ощутившего Бога.

Именно эту  благодать и  стяжали все подвижники,  аскеты  и святые  отцы в  то время, когда  ещё не  было  института  церкви, всех церковных  таинств  и  богословия,  а  благодать и  была и есть и  пребудет  вечно, ибо «Дух дышит где хочет», а  не  там  где   его кто-то пытается  заставить дышать.

- Значит, я тоже  могу стяжать благодать в  любом  месте,  а  не  только здесь в  монастыре?

Старец  опять засмеялся и  ответил:

- Если победишь свой  эгоизм  и  хотя  бы  половину  своих  страстей,  коих около 300, то сможешь в  любом, а  пока  не победил, тебе требуется помощь братии в  обнажении твоих пороков и несовершенств  и  все  таинства, чтобы  ты постоянно видел фронт внутренней  работы.

А вот я  уже   могу  быть в  полном  затворе.  Я же  тебе   уже  говорил, что без  таинств могут  стяжать благодать  только совершенные  о Господе, кто освоил  умную и  сердечную молитву, кто соединил  ум с  сердцем  и потому не  нуждается в  посредниках и институтах осуществления  таинств, поскольку осуществляет  их в  каждой  молитве  самому Богу непосредственно. Высшая  молитва – это самое  главное  таинство, которое  вмещает все  прочие.

- Получается что выравнивание человеческой  формы – это  очищение тела,  души и  духа  от  энергий страстей?

- Так  и получается.  С  позиции  видения  энергий  души  страсти – это ложные и второстепенные связи с  теле,  душе  и уме, которые  создают  непроходимую  стену  к  духовному  сердцу, поскольку  оттягивают  и  замыкают   на  себя  все  силы  души  и  энергии благодати, обесточивая  тем  самым  человека.

- Как  именно  это происходит,  отче?

- Очень  просто. Тот  же  алкоголик или  наркоман  все  силы  души  без  остатка тратит  на  удовлетворение  своих порочных  страстей, ни  о чём  ином  даже  не думая,  поскольку  являются  их  рабом  и  заложником. В итоге  его  страсти  и  поглощают весь  избыток  энергии его  души и у  него  нет ни свободы,  ни  благодати. 

Тот  же  обжора  и  похотливый  все  силы  тратит на   удовлетворение  чревоугодия  и похоти, превращая  эти страсти  в  культ без  которого  он не может  обойтись  и которым  грезит каждую минуту. В  итоге  вся  благодать  его  души  съедается  этими  страстями и  у  него  не  остаётся  сил  на   веру  и  на  Бога.  

Тот  же  олигарх и  крупный бизнесмен также  являются  рабами  бизнеса и собственничества,  всю  жизнь посвящая зарабатыванию  миллионов и миллиардов,  хотя для счастья  им  было  бы  достаточно  и тысячной  доли от того, что  они  имеют,  но  они  не  могут  остановиться   и в  итоге  благодати  Духа   предпочитают   тщеславие  и  гордость  самых богатых  и влиятельных.

- Отче,  ты  хочешь сказать, что состоятельность  не  имеет  никакого  отношения  к  благодати?

- Не имеет, я  это утверждаю.  Состоятельность и  олигархизм -  это  не  просто  успех, а  успех  сверх страстности  и сверх  эгоизма,  который  возвысился  над  людьми  и  уже  не может  остановиться, поскольку  мечтает о мировой  власти, подобно  Люциферу.  Там,  где  есть страсти, благодатности  нет и  быть не может по  закону  несовместимости  и  невозможности соединения неподобного с  неподобным.

-  А как  работает  этот закон?

-  Через  лимит  энергии  благодати  в  каждой  душе.   По  духовному  закону  ресурс  высшей энергии  у  любого человека строго  лимитирован  и  если  всю  энергию  человека   поглощают  страсти,  зависимости  и привычки,  то  на  духовное  делание  и соединение  ума с  сердцем  энергии у  человека просто не  остаётся  и  наоборот.

- Ты  хочешь сказать, что на  достижение умом духовного сердца и  на  то, чтобы  стать  очень  состоятельным  человеком,  нужно одинаковое   количество энергии  благодати?

-  Да,  примерно  одинаковое.  Это и есть основа  для  свободного  внутреннего выбора   человека   -  или ты с маммоной или с Богом,  третьего не  дано, точнее третье – это и  просак   нравственной   иллюзии о том, что  можно  быть  и с  миром  и с Богом, но подлинной  иночество по  учению  отцов  идёт путём  полного отречения  и аскетики, как  и  заповедовал Христос.

- Отче, а  ты  мог  бы  сказать  что представляет собой выравнивание энергии для  видящих и созерцающих это?

- Видящие  видят выравнивание как  повышение  упорядоченности  энергии   в  процессе согласования эманаций трёх сил  души – ума, чувства  и воли, с  эманациями, четырёх   божественных   добродетелей,  поступающих в  виде Святого Духа. Это и  есть процесс уплотнения  внутренней структуры  души, как светящегося яйца, с  повышением интенсивности свечения внутренней  части светящегося  кокона, а  не  только периферии, как  скорлупы.

- А с  чем  это связано,  известно?:

- Известно. Периферическое  свечение  -  это особенность  рационального мышления, которое  именуют  также горизонтальным или плоским, а  внутренне  свечение - это особенность нравственного  мышления, как  сердечного.

Выравнивание  для  созерцающих - это сложный  процесс заполнения светящегося  кокона  души именно вертикальными, т.е.  духовными  связями,  как  самыми  тонкими и синергийными Богу,  поскольку  по  этим связям и передаются энергии благодати. Проще  говоря, чем  более ум  человека становится  вертикальным, утончённым  и  разветвлённым,  тем  больше энергии благодати он  способен принять  и  провести через  себя.

- А ты  мог  бы ты  найти   каку-либо подходящую аналогию всему  этому?

- Старец  опять задумался и через  мгновение продолжил:

- Ну  вот возьмём  к примеру обычное дерево. Если  условно   сравнить  дерево со  структурой  духовного  ума, то  маленькое  деревце с  неразветвлённой  кроной может принять малый объём  солнечной  энергии,  так  как  размер  его кроны мал,  тогда  как большое  древо с  большой  и очень  разветвлённой кроной  сможет принять во много  раз  больше солнечной энергии.

Примерно то  же  и с  умом  человека, как  древом сознания,  и чем  более разветвлена  сеть сознания и ориентирована на  Дух, тем  больший  объём  энергии благодати  такой ум  способен принять и провести через  себя. В  этом  росте сознания  сугубо  в  направлении Бога – Солнца  и состоит  вся суть  духовного  делания,  подвизания  и стяжания благодати.  Так  понятно?

- Да, значит, в  духовном  мире  практически  всё подчинено Закону  движения энергии благодати? 

- Именно  так.  Как и в  нашем материальном мире, так  и в мире  духовном, любое  действие  и  движение определяется наличием энергии.  Вот  почему  задачей спасения  души и  залогом  существования  души  в  духовном  мире  является стяжание  энергии благодати Святого Духа.  Чтобы  ты  знал  в  духовном  мире  в  действительности  нет никаких  чудес и  волшебства, как  наивно думают  простые  верующие,  а  всё  подчинено  математически  точным  и  безупречным духовным  законам  движения  божественных энергий. 

- Отче, а  как энергия  благодати соотносится  со знанием,  ну   или что  важнее – знание  или  энергия  благодати? – спросил  монах.

- Это, пожалуй, один из  самых трудных  вопросов. Я даже  не  знаю что  тебе ответить. Дело в  том, что одинаково  важны  и  благодать и  знание,  поскольку  без знания, как  системы  связи,  не может  быть  получения  благодати, а  благодать сама  по  себе есть основа знания.

Мне  почему-то кажется, что  благодать всё  же важнее, поскольку это причастность Богу,  Святому Духу  и Его всемогуществу, пути которого непостижимы, ведь что  невозможно  человеку, возможно Богу.  Знание  без  энергии  благодати практически  не  имеет смысла, поскольку  оно  пустая  и  безжизненная  форма, не имеющая энергии  и  силы Святого  Духа.

Дело в  том, что именно благодать наделяет  ум  через  знание  реальной духовной  силой. Вот что об  этом  сказал преподобный Ефрем Сирин – «Постарайся иметь Божию благодать, озаряющую твой ум услуживай ей, как своему хранителю, чтобы, оскорбленная тобою, не оставила тебя».  Поэтому  я бы  отдал  предпочтение благодати, а  не  знанию.

- Значит,  то знание о  благодати, которое  ты мне  сейчас  передаёшь, бесполезно?

- Ну  почему, не совсем так. Оно будет  для   тебя  бесполезно если  не  станет средством для  стяжания  благодати  и  не  сохранится в  твоём  уме, как  маленькая  ступенька связи ума с  сердцем.   А если  это  знание   станет частью структуры  твоего  сознания, то  это и  будет  твоим  шагом в сторону  благодати.   

- Извини, отче, но мне  непонятно ни слова из  того о чём  ты  сейцчас  говоришь.

- Ты  утомился  меня  слушать и  сейчас у  тебя  нет  достаточного количества  свободной энергии, чтобы  сразу  понять и принять  это  знание,  но со временем  ты в  этом  разберёшься.  Главное, что  тебе  пока  нужно понять о  благодати, заключается в  том, что  стяжается благодать очень  медленно  по мере выравнивания  или изменения  ветхой человеческой  формы на  новую духовную и  местом концентрации благодати является  энергетическое тело души  или  светящееся яйцо, которое созерцают все  видящие и по интенсивности  свечения  которого  и  определяют  благодатность  человека.

Что-то мне  подсказывает, что  на сегодня  тебе  уже  достаточно знания  о  благодати, так  что  продолжим  разговор в  следующий  раз. На  сегодня  всё.

- Спаси Господи,  отче за  вразумление  и  наставление.

- Ступай с Богом, да  пребудет с  тобой  сила…

Из книги "Согласное  учение святых отцов Восточной Церкви  о  душе, святоотеческая православная психология", Учение  отцов  о благодати.


Рецензии