90 год. Гл. 42. В поисках стимулов

Глава 42. В поисках стимулов.

Выплачивать кабельной бригаде премию по результатам работы за месяц, или всё-таки нет… вот ведь дилемма. После долгих размышлений – склоняемся к первому. И это – не уступка – это – форс-мажор. Появилось такое понятие в экономических слоганах.
С подвальными делами управились полностью, самоотверженно работали все, без исключения. Погода, надо признать, аномальная. Сеть сопротивляется её натиску, но изнурённая многодневной водой с неба, почти непрекращающейся бомбардировкой – потихоньку сдаёт свои качественные рубежи. Но это не катастрофа.
Люди, управляющие сетью, всеми силами противостоят стихии, отражают в меру возможностей её чувствительные удары, борются за её живучесть. Не всё получается. Пока не успевают своевременно ликвидировать последствия и кабельщики, и линейщики, после упорных боев за каждую жилку в кабеле, вынужденно, уступают свои позиции. Но это не катастрофа, совсем не катастрофа. Главное – не запаниковать, не потерять веру в свои силы.

Истощат запас воды, непременно истощат энергию своих сил дожди. Не сегодня, – так завтра, истощат,  и тогда – наступление. Нельзя сейчас наказывать рублём измученных, свалившейся с неба природной аномалией, людей, нельзя.  Грех это…
Истощат дожди энергию свою… – когда?
Двадцать восемь дней подряд с пятого июля льётся вода на город. Каждый день, без перерыва. Кажется, всё – выдохлись тучи, но обманчив вывод. Завтра и до обеда, и после обеда, опять повторяется история. А в последние дни месяца и вовсе, вот уже почти неделю затянуло небо тучами, и обложной дождь шпарит без перерыва. Размеренно, почти не меняя интенсивности. Упругие, косые струйки воды плотно забивают воздушное пространство. И исчезло солнце. Проявило бессилие, витает стыдливо где-то там высоко, в невидимом пространстве, и такое чувство, что нет его вовсе.

Невозможно работать в таких условиях на улице. И монтёрам, и кабельщикам. Они пытаются урывками устранять повреждения, но одолевает, бьёт их по рукам природная аномалия. Каждый день возникшие новые повреждения превышают по количеству результат их работы. И количество неработающих телефонов из-за линейных повреждений за месяц увеличилось с 20 до 120, а из-за кабельных повреждений – с 40 до 150.
Итого, по состоянию на 1 августа, на сети числится на повреждении 270 телефонов. Тревожно на сердце…

– Валентина Васильевна, как кабельщикам труд оплачивать будем? Да и  линейщикам – тоже? Всему линейно-кабельному цеху…
Мурносова усмехается, и так, со смешинками в голосе, тут же не медля, слегка задумавшись, выдаёт
– Как-как?.. – сверхурочные придётся платить! Пусть сутками работают, если так  уж случилось. Если подвалило им этой работы... – Валентина Васильевна быстро соображает.

Какими сутками? Дело не во времени. Дело в воде, которая почти непрерывно, и ночью, и днём, льёт с неба. Просто – не даёт работать и всё! Я не согласен с таким легковесным подходом.
Даже, если и будут сверхурочные работы…
Стимулирование труда в целом на предприятии для работников, особенно ключевых, очень неплохо поставлено. И доля экономиста в поисках методов увязки оплаты их труда, разработке их, и применении, с учётом конкретного вклада каждого, очевидна и весома.
Причём разработано стимулирование так, и в этом велика роль бригадного метода, что привлекается через обсуждение результатов работы в бригадах каждый участник сам к оценке своего труда. Думает вольно или невольно – где и как упустил, а где и приумножил денежную оценку своего труда. И всё это – гласно, без тайных канцелярий.

Администрации тоже легче, – есть конечный результат бригады, получите сумму на весь её состав. А уж внутри – делите сами. Протокольчиком обязательно всё оформите. 
Всякие обстоятельства непредвиденные, по ходу деятельности, возникают? – Ну что ж, и это учтено.
Не выполнили запланированные объёмы по объективным причинам? – придержим, зарезервируем сейчас вашу премию, а коли наверстаете планы, нарастающим итогом, потом, выплатим зарезервированное. Планы они на то и рассчитаны, чтобы их выполнять, – желательно по графику, но к концу года – непременно!
Много стимулов, реально действующих, действительно справедливых, прописано в системе премирования. Но всего ведь, всё равно не учтёшь, на каждый случай не подстелешь соломки.

 Ну, кто мог вообще ждать это так внезапно свалившееся аномальное лето? И вот основа сети, проводная часть, собственно – кабели и провода, демонстрируют в реалиях свою уязвимость. Обычные телефонные линии, важнейшая часть всего телефонного комплекса.
И не только люди обслуживающие проводную сеть тут виноваты. Хотя, первым делом, возникает жение – реально спустить на них всех собак. Но нельзя в подобной ситуации поддаваться чувствам. Нельзя! Очень уж будет это несправедливо.
Кабельщики, – на них опять смотрит вся ГТС. А им, при всей их ответственности, и чувстве вины, в своё оправдание, есть сейчас на кого кивать.
– А что мы? – Попробуйте сами поработать в такую погоду! Видите – хлещет…
Во время беседы с ними в кабинете, пока ещё робко, но намекали тоже – сверхурочные надо платить…

Я боюсь выплаты сверхурочных за устранение повреждений как огня. В двойном, тройном размере за переработанное время вне зависимости от результатов. Вот он, чрезвычайно заманчивый стимул – чем больше повреждений, тем настоятельнее необходимость, работать во внеурочное время! Внеурочное время материально очень хорошо оплачивается. Значит, – чем больше повреждений – тем выше зарплата. А за зарплату каждый из нас, собственно, и работает...
Я боюсь сверхурочных. И принципиально, – не призываю к этому кабельщиков. Они будут хорошо, по максимуму, получать только при том состоянии сети, когда количество повреждений на ней будет сведено к минимуму. Да, в связи с чрезвычайной обстановкой, временно, мы не будем их лишать премии исходя из результатов действия сетки повреждений, но эта уступка – на строго оговорённый срок, короткий срок.

Очевидно и другое – надо всё-таки придумать дополнительные стимулы для быстрейшего выхода из последствий аномальной ситуации, самим придумать, проявить внимание к понятному для кабельщиков интересу, дополнительно, на природной аномалии, заработать деньги. К собранию по итогам полугодия, надо подготовить и объявить дополнительные стимулы.
А если они считают нужным выходить из сложившейся обстановки, прихватывая на работе и своё свободное время – пусть делают это добровольно, сами, чтобы не потерять, их же работой, сформировавшееся у всего коллектива, доброе уважительное отношение к их, действительно, очень не простому труду.
– Валентина Васильевна, а что если мы по сетке размер премиальных увеличим?.. А что – если, при условии нормального состояния сети, отпуск увеличим…
Думает Валентина Васильевна, думает Макарычев, думает Пильникова, Журба… Мы все думаем…


Рецензии