Поджёг

ПОДЖЁГ.

Весь прошлый вечер слышна была брань в избе Бобылёвых. Выла собака во дворе, кричала сорока, перелетая с одного дерева на другое.- Не к добру.- Говорили соседи. Шурка сидел за столом опустив ложку в картофельную похлебку. Тревожные, тяжелые мысли одолевали его. Он лег на кровать с обутыми ногами, подложив руки под голову, пялился в потолок, размышляя о случившемся,морщил лоб, делал злобное выражение лица, скрипел зубами,тяжело встал, долго ходил по тесной комнате,часто заглядывая в окошко,как буд то кого то ждал. Посмотрел еще раз в окно, нагнувшись из -за высокого роста,отодвинув занавеску. Деревня озарялась яркими лучами солнца, дул легкий ветерок.

 У соседнего двора послышался скрип телеги. Он вышел ко двору сел на лавочку. Снял фуражку лицо у него было смуглое от солнца, в складках,большой орлиный нос придавал ему мужественность, но потухший взгляд делал его робким и побитым. Собака лежала средь двора, положив морду на лапы, скулила.-Поди прочь, удавить тебя мало! -Кинув тяжелый взгляд в ее сторону промолвил он. Она приподнялась и поджав хвост скрылась в кустах. Оттуда вспорхнула птичка и высоко взмыла в небо. Он кинул взгляд на пруд, на соседские дома, опустил голову, махнул рукой-.Ее племяннички унаследуют мое хозяйство, накось выкуси,шиш с маслом получите ! -Он ловко пальцы правой руки сложил в фигу и показал на дом сестры, где сейчас прячется его супруга. Встав неохотно, быстрым шагом вошёл во двор, палкой разбудил борова, поставил ему корыто с пойлом. Поросенок чавкал и кидал взгляд на хозяина, насытившись ему захотелось ,развалиться в грязном не чищенном хлеву. Шурка погладил его по щетине открыл калитку и выпустил  на улицу.-Иди гуляй шельмец.-Сказал он,улыбнувшись.

Во дворе запахло бензином, тонкой струйкой горючее текло с бака мотоцикла, образуя лужицу у калитки. Вспомнив о скандале, он решительно бросил зажженную спичку в лужицу с бензином, пламя змейкой охватило все строение. Шурка быстрой походкой вышел со двора и пошел на гумно и дальше куда глаза глядят. У дома было жарко, жена металась, кричала, падала на землю, била руками по лицу.Родные успокаивали ее уговорами,поднимая с земли. Толпа людей стояла в сторонке с тревогой в глазах смотрели на происходящее.-Батюшки мои, трезвый мужик был, сроду его никто пьяным не видел, такое от
тчублучил! -Вытаращив глаза говорила толстая женщина с гримасой на лице.-Не говори-ка, в тихом омуте черти водятся!-Вторила другая,худая с прыткими глазами поправляя косынку на голове. Народу давай зрелище,где поболее срасти кипят,тогда и им на душе хорошо.Так человек устроен внутренне,это с лица кажутся все добрыми паиньками.Все толковали о Шурке,о том какой он был душевный человек,а о супруге никто доброго слова не сказал.

Тем временем он шел по тропинке уходящей в даль среди пестрых полей, темных перелесков, оврагов дремлющих среди крутых берегов. Птицы звонко пели высоко в небе. У пруда на жирных лугах паслось деревенское стадо, мычали коровы, слышны были окрики пастухов.-Батюшки мои, как все красиво, раньше я этого не замечал! -Нахмурившись,подумал он, сел на бугорок и любовался видами.-Какой то груз со спины свалил,невидимый и очень тяжёлый,который волок он всю свою жизнь,с проблемами,заботами,тяжёлой невыносимой работы крестьянина-мужика.И всё ради кого?-Подумал он,вытирая лоб от испарины. Пошел тихо не спеша по берегу оврага к Старому спасу,там небольшая часовенка и святой родничок бьёт,утолю жажду и помолюсь за одно,так он размышлял без речей,про себя,вспоминая родных,знакомых.

 Ведь были в жизни и хорошие минуты,есть о чём вспомнить и пожалеть. Женщина в черном стояла у часовенки и  что то бормотала под нос,косо посматривая на незнакомого ей человека. Потупив взор Шурка склонился на колени и долго молился, раскаивался и жалел о случившемся. Злоба растворилась и покинула его,но стыд перед деревенскими людьми остался.-Вот так живёшь,живёшь,а конец один ,или подле грязной лужи,или на койке дома.-Подумал он,сконфуженно кланяясь до земли и с разинутым ртом смотрел на водную гладь родника и размышлял о своей горемычной судьбе.Бегал,как все на босу ногу по лужам,радовался мальчишкой,а когда женихом был,часами просиживал в ожидании Маньки,любил её.А потом семейная жизнь обуяла хлопотами,не ладно всё стало ,как чужие жили.Стал накрапывать дождь,он укрылся,под кусты,присев на корточки.-Вроде не душегуб,а ощущение такое,не передать словами.-Сказал он ,посмотрев на небо и на высокую одинокую осину,стоявшую не далёко,под которой он в сумерках увидел серенького чертёнка и ему стало не по себе и жутко в этом молчаливом кустарнике.

Тот с неуловимыми очертаниями метался то на бугорок под осину,то в кусты спрячется.Казалось чёрт хочет ,что то плохое от него.По совести вернуться в деревню и быть осмеянным ему не хотелось и здесь вечно пребывать не хотел.Ходил он,метался по оврагам ,а чёрт с петлёй преследовал его. -Батюшки мои жмурит глаза и смеётся надо мной .-Сказал Шурка жалобно опустив руки по швам,словно примеряя себе удавку . Вот так  сутки,или трое он бродил по просторам не решаясь совершить смертный грех.Питался полевыми ягодами,с которых знобило и я трясло,как при лихорадке.В один из  дней пастухи нашли его повешенным на одиноком дереве,чуть поодаль от родника.

 Жена долго горевала и плакала о нём, сгорбившись часто приходила на место сгоревшего дома,где среди поросшей крапивы зияли обгоревшие бревна.  Вспоминала совместную жизнь в труде и заботе,когда не было время поговорить по душам.Может надо как то по другому жить,по людски,а не так по собачьи. И теперь плакала она ,утирая глаза краешком платка, виня себя в случившемся.Вся беда в том,что мы жили каждый ради себя,а надо наверное жить ради кого то.Бог не дал нам детей,от этого наверное все беды А теперь одна ,некого послушать,некому посмотреть в глаза.Как предчувствия меня мучили,и точно горе случилось.Бедный,мой бедный Шурка!



                (АНАТОЛИЙ КОТОВ)


Рецензии