К 250-летию Л. Бетховена

Моя профессиональная деятельность напрямую связана с рок-музыкой. Но поскольку музыка едина, то косвенно мы зачастую затрагиваем и все смежные музыкальные жанры. И, прежде всего, классику. Поэтому однажды в студии Rock Arsenal мы очень душевно побеседовали с виолончелистом Денисом Шаповаловым о тесных и неразрывных связях классики и рока. И, в частности, мы пришли к выводу, что первым рок-музыкантом на планете был именно Людвиг ван Бетховен. Да, сам он об этом не знал. И даже не догадывался, поскольку как музыкальный жанр рок ещё не существовал. Но! Бетховен писал музыку настолько яростную и эмоциональную, что её дух иначе как рок-н-ролльным не назовёшь. Да и его жизнь – это жизнь рок-звезды с приставкой "анти-".

Кстати, в кинобиографии Бетховена «Бессмертная возлюбленная» роль композитора совершенно гениально сыграл один из самых рок-н-ролльных актёров Гэри Олдмен – сыграл так, что невозможно не поверить: вот так Бетховен жил, именно так презирал мещанский комфорт, страдал без любви и слушал собственную музыку, прикладывая ухо к резонирующей деке рояля. Но нужно вспомнить, что в начале своей актёрской карьеры Гэри Олдмен сыграл ещё одну анти-рок-звезду – столь же неприкаянного Сида Вишеза, басиста панк-группы Sex Pistols. Это ли не визуальное звено одной цепи – музыки Бетховена, разрушающей каноны музыки 18 века, и панк-рока, делающего тоже самое с музыкой 20-го?!

И недаром же Чак Берри, гениальный первопроходец рок-н-ролла, ещё в 1956 году обратился в Бетховену с призывом перевернуться в гробу, мол, пришла новая музыка и ему пора просыпаться. Ваше время пришло, герр Людвиг! Кстати, передайте эту новость Чайковскому. Слова песни Чака Берри "Roll Over Beathoven" можно, перевести и так.

Но, как бы там ни было, люди идут по свету вместе с Бетховенскими сонатами – и не важно бродячие у них души или рок-н-ролльные – главное, что Бетховен актуален, современен и даже моден, если судить по количеству гитарных рок-вариаций на его темы, именно потому, что он вне времен и вне канонов…

17 ноября 2020


Рецензии