О новой книге Е. Двоскиной А Саша выйдет?

* * *
Все меньше тех вещей, среди которых
Я в детстве жил, на свете остается.
Где лампы–«молнии»? Где черный порох?
Где черная вода со дна колодца?
Где «Остров мертвых» в декадентской раме?
Где плюшевые красные диваны?
Где фотографии мужчин с усами?
Где тростниковые аэропланы?
Где Надсона чахоточный трехдольник,
Визитки на красавцах–адвокатах,
Пахучие калоши «Треугольник»
И страусова нега плеч покатых?
Где кудри символистов полупьяных?
Где рослых футуристов затрапезы?
Где лозунги на липах и каштанах,
Бандитов сумасшедшие обрезы?
Где твердый знак и буква «ять» с «фитою»?

Арсений Тарковский
1957

Я не цитирую стихотворение полностью, а только ту часть, где перечислены предметы из детства и юности поэта.
В новой книжке Е. Двоскиной  "А Саша выйдет?" тоже наравне с повседневным идёт речь о вещах уже часто несовременных, непонятных для нынешних детей и молодежи, воспринимаемых как буква "ять" или калоши из стиха Тарковского. Например, диафильмы, секретики в земле, квас из бочки, соки-воды из стеклянных конусов, газировка из автомата, чайный гриб, пионерский галстук, молочные бутылки с крышечками из разноцветной фольги, некоторые игры во дворе, сбор макулатуры, медицинские банки, вата между оконными рамами в зимние дни и т. д.
Евгения подробно и бережно раскрывает временной пласт, где жили, взрослели, учились, радовались, но часто разочаровывались и печалились дети 60-х и 70-х годов. И я ей благодарна за смелость, с которой она взяла на себя ответственность за точную передачу деталей и атмосферы того времени, можно сказать, спасла от забвения наше детство.
Кроме очаровательных зарисовок, несколькими линиями и штрихами проявляющих картинку из прошлого, в книжке есть ещё небольшие пояснительные тексты. И здесь цепкий глаз художника помогает найти убедительное слово, иногда с оттенками нежности и грусти, восхищения, иногда иронии, часто просто дающее исчерпывающую характеристику.
Вместе с автором я вспомнила и себя. Не случайно интонация  книги – это интонация человека, сверстника, сидящего с тобой дома на диване или в уютном кафе, человека, забывшего о тяжелом сером небе в окне, о своих проблемах за увлекательным разговором, погружающим в обстановку детства, при подробном рассмотрении такую общую – объединяющую.
В книжке у меня есть любимые картинки. Кстати, нравится, что большинство рисунков чёрно-белые: начинает работать воображение, докрашивая, оживляя личную историю.
Скажу напоследок об одной зарисовке, запомнившейся из-за спровоцированного автором желания поговорить об этом. Тема "соки-воды" возвращает нас в типичный гастроном того времени, в отдельчик где-то рядом с мороженым или полками с конфетами. Девочка, пьющая томатный сок, полностью поглощена процессом, она само воплощение удовольствия. Красный цвет, который здесь добавлен, – радостная краска жизни:  у ребёнка – это гольфики и сок, а у продавщицы – бусы и лак на ногтях. Платья у обоих в горошек. Тётушка грустно смотрит то ли на девочку, то ли на своё детство. Пройдёт каких-то 25 лет, и девочка тоже может превратиться в такую же усталую женщину,  у которой всё уже позади. Но пока ещё есть надежда и вкус жизни!


Рецензии