Избранные комментарии к стихотворениям. Си-Сн

Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 3. «С» - «Я» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 228 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4161/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/zxcs/
---------------------------------------------

Избранные комментарии к стихотворениям. Си-Сн


Сиреневые горы
http://www.stihi.ru/2002/04/04-269
Авторское чтение:
http://www.stihophone.ru/works.php?ID=6393

Е.И.

На водопадах глотку рвёт вода,
Над облаками – звёздные просторы…
Мне всё равно. Ты знаешь, н и к о г д а
Я не уйду в Сиреневые горы!

Прокурен воздух, вымучен и мёртв.
Прошедший день - зачёркнут и отброшен.
Я снова делаю себе аборт,
Заветных мыслей вырывая ношу.

Я говорю, что я тебя люблю,
И повторяю все твои названья…
Как будто сон!.. Я про себя таю
Несбыточных желаний очертанья.

Неясных грёз, видений череда,
Прекрасных стран волшебные просторы…
Мне всё равно. Ты знаешь, ни-ког-да
Мне не уйти в Сиреневые горы!

Я пью вино. Бутылка на столе,
Полупустая пачка «Беломора»…
Какая тайна в заоконной мгле,
Туманной цели бесконечных споров?

Искать себя? Я выдохся в пути…
Я оказался робок и послушен…
Идти вперёд? Не ведая, - идти?..
Нести всю жизнь пылающую душу?

Зачем?!.. Кому?!!.. Пускай ревёт вода,
Сверкают в небе звёздные просторы…
Мне не дойти… Ты знаешь, НИ-КОГ-ДА
Мне не попасть в Сиреневые горы!

1977
_________________________________________

- Очень хорошее стихотворение! Замечательно, от начала и до конца! Образ сиреневых гор понравился: и добро и зло, и радость и печаль, и горечь и услада - в одном.
О Вечном напоминает...

Антон Ли Круковский
------------------

- Когда-нибудь все-таки, может быть, я в них уйду… И не вернусь. :)

Виталий Иванов
------------------
____________________

- Очень красиво...Не очень понятно о чем, зато передает чувства!

Т А Я
------------------

- Это о неразделенной любви, одиночестве, неясных желаниях чего-то прекрасного… иногда, слабости даже сильных людей.
Впрочем, стихи объяснить нельзя. :)

Виталий Иванов
------------------
____________________

- «Я снова делаю себе аборт» - глуповато-пошловатый образ. Есть в культурной среде некоторые фигуры умолчания и есть вещи, которые даже в смысле эпатажа делают автора вопреки его желаниям, напротив, малопривлекательным. Полагаю, женщины меня поймут лучше.

Александр Кожейкин
------------------

- О привлекательности здесь не идет речь. Вырывается самое дорогое, болезненно, с кровью. Да, сравнение с абортом очень конкретно и сильно. Писателю должны быть видны не только его недостатки, но и достоинства.
Я не буду менять эту строчку, так вижу то страшное время безвременья, то состоянье души…

Виталий Иванов
------------------
____________________

У меня не одно стихотворенье с повторами. Особенно из юношеских. Нравится подчеркивать повторами сильные строки, центральные мысли стиха.
Потом без предпоследнего катрена и последний проваливается. Попробовал – не получается!
У меня тут много было всяческих вариантов. Но я предпочитаю работать над строчками, править, а не кусками выбрасывать. Ничего напрасно не произносится. Другое дело, не всегда находится сразу то, что хотелось сказать. Поэтому я ищу, а не вычёркиваю.

Виталий Иванов
------------------
___________________

- А здесь другие образы- более приземлённые, но показывающие вещи на расстоянии. Это стих человека, всю жизнь к чему-то стремящегося и когда уже остаётся сделать последний шаг он понимает, что всё уже и так достигнуто, в самом процессе.

Александр Тагаев
------------------

Этот стих написан в конце 70-х. Мне казалось тогда, что в «процессе», действительно, двигаться дальше некуда. Однако жизнь показала, это не так.
Окончательной цели нет и не может быть. Расширять сознание, осуществлять акт творения можно теоретически бесконечно. Но практически этот процесс в нас самих – конкретно лишь в нас – однажды закончится. Тогда его продолжат другие…

Виталий Иванов
------------------

- На самом то деле, с точки зрения культурологии, это всё очень сложно и фактически существуют самые разнообразные и противоречивые мнения на сей счёт. Я лишь отреагировал на стих через призму собственного мнения. То есть в моей рецензии скорее сумма наших с тобой мнений. Признаюсь честно, глядя на разнообразные вещи не всегда уверен, что можно их дальше совершенствовать. Есть такое течение в тяжёлой музыке Grind Core (можешь поискать в интернете mp-3 файлы группы Napalm Death за 89 - й год), насчёт дальнейшего усовершенствования которого я сильно сомневаюсь. Ну и конечно известный пример работ Малевича «Белое на белом». Правда концептуализм говорит обратное.

Александр Тагаев
------------------

- Совершенно то, что движется к совершенству. Всегда. Нечто неизменное, по сути, мертво. А мертвое, не живое – может ли быть совершенным? :)
С другой стороны, например, атом – разве не совершенен?
Я бы сказал, что есть разные уровни совершенного. То, что останавливается в своем движении к дальнейшему совершенству, на мой взгляд, если и может быть совершенным, только на своем достигнутом уровне. Но ведь возможны и есть другие ступени… :)

Виталий Иванов
------------------

- Согласен.

Александр Тагаев
------------------
___________________

- Не все непостижимое – БЕДА,
Все черное бывает рядом с белым…
Не говори желанью: “НИ-КОГ-ДА”,
Пока путей невидимы пределы…

По рекам жизней всем нам плыть да плыть,
Надежды по сомненьям собирая…
“НЕВЕРОЯТНО” – это может быть!
А “НИКОГДА” – такого не бывает…

Красивый и очень сильный стих! Настоящее самосожжение…

Айдын Ахундов
------------------

- Тоже скажу, отличное стихотворение! :)
Приятно познакомиться.

По существу вопроса.
Ищите добро рядом со злом и зло рядом с добром, отыщите - истину.

И вот такое еще стихотворение есть по теме. По такому случаю, подработал немного. :)

Есть некая таинственная связь
Между делами “черными” и “белыми”.
Есть некая невидимая грязь
Во всем, что мы подумаем и сделаем…

Есть некая расплывчатая грань
В сплетенье мыслей, выношенных нами.
Какая-нибудь гаденькая дрянь
Соседствует с высокими мечтами.

Какая-нибудь маленькая тля
Живет в душе и ест ее, как яблоню.
Такая вот поганая сопля
Цвести мешает лучшему и главному.

Простая мысль, хоть мысли все - на «но»,
Решенье выбираю смелое.
Пусть то, что белым кажется, оно,
На самом деле, - далеко не белое,
Но, слава богу, все, что нам дано,
Хотя бы - не
однообразно серое!..

Виталий Иванов
------------------

- Не купишь сам ни так, ни за рубли,
Подарочка, что благом озаглавленный,
Не будь в подарке этой самой тли,
С жестокостью немой свербящей яблоню…

Добро во зле, а порознь – просто лом,
Отчаянной ненужностью надкушенный…
Добро без зла не назовешь добром,
Где нет борьбы – там только равнодушье!

Вы очень талантливы, Виталий! Мне тоже было очень приятно с Вами познакомиться, если хотите, можем на “ты”.

Айдын Ахундов
------------------

С радостью, Айдын, конечно, на «ты». :)

- Насчет таланта…
Нет людей лишенных от природы способностей. Но, увы, многие обрывают в себе все побеги свободы; не позволяют расти собственному таланту и убивают его. Это намного проще. Жить с талантом – больнее.
Спасибо за стихи и доброе слово!

Виталий Иванов
------------------


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Сказка. «По проспектам вечером…»
https://stihi.ru/2002/01/20-287

По проспектам вечером
Светлячки в домах.
Ты купаешь плечи
В тоненьких шелках…

Шелестит листвою
Наш влюблённый май.
Только ты с тоскою
Глаз не опускай!

Загляну я нежно
В синие глаза.
Ты сама в подснежники
Позовёшь меня!

Улетим с последней
Электричкой в путь.
Ветер ли весенний
Нам не даст уснуть?..

Только утром ранним
С проблеском зари
Скажешь на прощанье:
«В солнце не сгори…»

1971…
_________________________________________

Это такой весенний, растрепанный стишок. В нем много шероховатостей… Может быть, как в ветре весеннем… ноздреватом, тающем снеге… Он такой! Его трудно исправить. Если исправится, – лето получится… Или зима. Не то, не сё, в общем!

Виталий Иванов
----------------------
____________________

- Очень нежно... Виталий, Вы - просто сказочный мужчина... Муррр.

Ольга Муравьёва
----------------------

- Да, я – такой!.. :) Однако, вполне реален.

Виталий Иванов
----------------------

- Он был рожден, чтоб сказку сделать былью,
Преодолел пространство и простор.
И за спиной его - простые крылья,
А в голове моей - любовный вздор...

Ольга Муравьёва
----------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Сказочник
https://stihi.ru/2002/04/04-542

Очень весело, очень!..
А страшно - совсем немножко,
Когда волосатые ночи
Бегут на сиреневых ножках.

Мохнатые прячутся тени
В этажные, важные норы.
Огромные чудища лени
Мозги их заполнили вздором.

В мечтах - оживлённые окна
Вальсируют сказочным светом.
Из слов ускользающих соткан
Причудливый гений поэта.

Скользит бесконечная лодка
По ряби морей ожиданья.
По жизни безумной походкой
Шагаем мы к новым преданьям!..

1977
_________________________________________

- Очень славно, очень!
Не совсем понятно, как окрыленные окна вальсируют сказочным светом: свет ли вальсирует, окнам ли кажется, что они вальсирующий свет, окна ли так двигаются (?), что кажется, что они - свет? Короче говоря, это надо уточнить.
Волосатые ночи на сиреневых дорожках понравились. Вспомнились следы невиданных зверей.
Успехов!

Лерахвост
--------------

- «Из слов ускользающих соткан
Причудливый гений поэта».
Вот где ответ на смысл предыдущих двух строчек.
Значит, некоторые слова все-таки ускользнули… Буду ловить! :)

Виталий Иванов
--------------
____________________

- Чему удивляться? Это закономерное явление природы человека!
1. Видят всё так, как не нужно, поворачивая мир против себя.
2. Лень всегда держит человека за хвост, не подпуская к эволюции, а тем более - к эволюции разума.
3. Сами не знают, чего хотят. Мечты либо нет, либо приземлена до пошлости...
4. Только и остается - ожидать. «Ожидать своих же собственных решений» - не так?
5. Жизнь кидает, но только тех, кто следует вышеуказанным 4-м пунктам...

Антон Ли Круковский
--------------

- Только собственные решения имеют истинную ценность для нас. Лишь на них развивается разум.
Все правильно. :)

Виталий Иванов
--------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Слава отчизне!
https://stihi.ru/2002/09/04-374

Мне сказали,
что у меня
                есть
                надежда
быть
          опубликованным
при жизни…
Слава великолепной отчизне!
Слава великой отчизне!
Самой марксисткой отчизне!
Социалистическо-коммунистической,
материалистической,
космической,
цилиндрической,
пятиконечной и вечной,
такой-сякой,
какой-никакой
отчизне
СЛАВА!..

1988
_________________________________________

- Справляю я тризну
По бывшей отчизне
Была, блин, такая-сякая
И в новой отчизне
Сплошные кризны
И есть, блин, сякая-такая
...
Я другой такой страны не знаю
И мне в ней и хорошо!
:-)))

Гена Герасим
------------------

- Особенно, я любил ее в 80-ые годы – так, что чуть было не умер. Не один раз.
Особенно я любил ее и в 70-ые, и в 60-ые… И сейчас люблю – по-особенному. Ведь меня все-таки через тридцать лет творческого пути - напечатали. :)) Точнее, сам напечатался. Впрочем, это оказалось не главным. :)

Виталий Иванов
------------------
____________________

- Я больше этот стих воспринимаю как иронический. Здесь самая большая ирония в эпитетах отчизны. Столь же большая, но другого характера - в фразе «надежда быть опубликованным при жизни...». Близкость стиха к официальному тону речи придаёт особый колорит всему сказанному.

Александр Тагаев
------------------

- Я написал это стихотворение на 20-летие своего творческого пути, в 1990-ом году. Тогда у меня не было никакой уверенности, что меня опубликуют при жизни.
Опубликоваться все-таки через несколько лет удалось. Однако за свой счет и как бы уже в другой отчизне.

Виталий Иванов
------------------

- Кстати, я считаю, то что с нами всеми тогда произошло- это тоже одна из форм смерти (раз жизнь уже новая, то значит была смерть), так что в этом смысле стих уже менее ироничен.

Александр Тагаев
------------------

- Мы тогда не умерли, а родились. :) Или, точнее, из куколок превратились в бабочек… Однодневок. :)

Виталий Иванов
------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Смешное пальто
https://stihi.ru/2003/07/01-85

Читаю стихи себе одному -
Кому ещё мне читать?
Я их сочиняю - зачем? кому? -
Не сможет никто понять.

И ладно. Ну, что же печали в том?
Печалиться без конца?
Была ты когда-то в смешном пальто,
Со странной улыбкой лица…

1996
_________________________________________

- Не дошло...

Антон Ли Круковский
-------------

- Ну, что ж… Может быть, неудача. :) Только вот - чья? :)))
Ответ один. Читатель всегда прав, виноват – автор. :)))

Виталий Иванов
-------------
____________________

- Ты когда-то была. Странная,
Несуразная в этом пальто,
Отпустил тебя в дальние странствия,
И не будет слушать никто
Стихи с улыбкой задумчивой.
Для печали это ли случай?

Вера А.
-------------

- Было у одной моей первой жены зеленое пальто, похожее на листочек. И вот однажды…
«Ветер и дождь, я все видел воочию…»
http://www.stihi.ru/2002/03/31-183

Виталий Иванов
-------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Снежная сказка
https://stihi.ru/2009/08/26/4453

Искринки на тропиночке
Сверкают и блестят,
Как будто не снежиночки,
А звездочки горят.

Мерцает всё и светится,
Так хочется чудес,
Что, кажется, до месяца б
За чудом я полез!

А может, это гномиков
Фонарики горят?
На улицах и в домиках -
Весёлый маскарад!

Все зданья разукрашены
Сверкающей фольгой.
Нельзя хрусталь на башенках
Мне повредить ногой!

Тащи скорее лесенку,
Залезь по ней на шаг…
Чудесною чудесенкой
Засветится душа!

1978
_________________________________________

- Вот здесь действительно возникает ощущение, что это всё настоящее. Как будто перечитываешь сразу сотни стихов.

Александр Тагаев
---------------

- Рад новой встрече, Александр! Ты прав, жизнь и всё настоящее - объемно и многомерно, соответственно, может быть зафиксировано в различных системах координат и разными способами. В том числе поэтически. Тем более, здесь субъективное накладывается на объективное – субъективная бесконечность на объективную бесконечность. И, понятно, вечность во времени. И время средь вечности. :)
Да, стихов может быть бесконечное множество. Но каждое настоящее – уникально.

Виталий Иванов
---------------
__________________

- По-детски доброе стихотворение.
Я бы хотел, чтобы мои дети читали подобные стихи.

Юрий Соловьёв
---------------

- К сожалению, такие стихи не публикуют в официальной печати. Может быть, запрещает министерство культуры…
Спасибо за доброе слово. Приятно! :)

Виталий Иванов
---------------
__________________

- Чудесная зимняя сказка, Виталий!
А почему в первом четверостишии - рифмы безударные (женские), а не дактилические, как в остальных всех дивных четверостишиях?
Ведь можно и так:

«Искринки на тропиночке
Сверкают и блестят,
Как будто не снежиночки,
А звездочки горят.»

Или там - скромное предисловие-вступление, со слегка иными, специально усечёнными рифмами?..
Понравилось, особенно строки:
«Чудесною чудесенкой
Засветится душа!»!
Желаю здоровья и вдохновения!

Сахарюк Игорь
---------------

- Привет, Игорь! Ты абсолютно прав. Да, не сложно поправить, именно так, как ты предложил. Честно сказать, мне даже в голову не приходило. :) Настолько естественно для меня первое четверостишие. Похоже, ты прав и в том – что это именно что зачин, вступление… в сказку, а дальше идёт разворот – уже внутри неё, поэтому и рифма изменяется, весьма кстати. :)
Спасибо. Рад тебе. :)
Да, поправил.)

Виталий Иванов
---------------
__________________

- Вслух читать такое надо... «Искринки», «снежинки»... Точно леденец хрупнет. И сверкание сочетанием звуков поддерживается... даже не знаю как. Но звуки в этом стихотворении так гармонично создают образы! Так волшебно! Детство...

Рина Титова
---------------

- Поэты – дети, не ставшие взрослыми, но научившиеся выражать свои ощущения посредством стихов. :)
Спасибо, Ирина! Как приятно, когда тебя понимают. :) Действительно, это – счастье и, наверное, смысл жизни на свете! :)

Виталий Иванов
---------------


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

C Новым Годом!
https://stihi.ru/2004/12/30-294

«Снежная сказка», «Новогодняя ночь», «Зимнее утро в Кавголово», «Новогодние снежинки», «Звери зимы», «За окошком хлещет вьюга»
_________________________________________

- К сожалению, подобное графоманское сюсюконье кому-то тоже нужно. Убыб

Балубыб
-----------

- Не заморачивайтесь. Вы тоже можете стать академиком. Даже в Новом году. Если будете писать хорошие стихи и не прятаться под пустым именем. :) Удачи и счастья!

Виталий Иванов
-----------

1) Я не заморачиваюсь
2) Я не хочу становиться академиком
3) Я пишу хорошие стихи (в отличие от Виталия Иванова)
4) Я не прячусь под пустым именем.
5) Обойдусь без кретинических новогодних пожеланий.
Убыб

- Обходитесь сколько угодно. :) Если получится. :)
Удачи!

Виталий Иванов
-----------
____________________

- Как завидую тебе, Вит, что дано тебе... дано описать радость... такими простыми словами, такими простыми... как сказал бы, наверное, ребёнок.
А я вчера телевизор новый купил - и никакой радости -((
Люди вокруг... заняты делами... хлеб добывают и лгут при этом. Все лгут.
Живём среди вранья. Привыкли к вранью - а к этому нельзя привыкать.
Выпьем же за то, чтобы ложь покинула нас навсегда! С наступающим новым годом! Чтобы в новом году нас встретила сияющая правда! Белая, сверкающая и чистая как горный снег! Беззаботная искренняя правда, как улыбка новорождённого!
Ураааааааааа!
Самому космическому, самому земному поэту Вселенной – Виту - Ураааааааааааа!
Председателю Вселенной - урааааааааааааааа!

Владимир Сачков
-----------
____________________

- Да! Виталя, с новым старым годом!
Счастья, здоровья и радости!
Поздравляю так же Вселенную!

ЗамПредседателя Вселенной Владимир Сачков
-----------

- Знаешь, Володя, я не умею обманывать. :) Если нет в этом особенной необходимости. :)) А её, как правило, нет. Поэтому и нет смысла никакого для лжи.
У меня это как-то повелось с детства. Однажды в классе 6-ом школы я отвечал у доски, не помню почему, учительница сказала всем: «Виталий не умеет обманывать». И это сущая правда, мне не трудно. :) Тяжело врать, когда крайняя необходимость. Такие случаи все помню по жизни - два раза пришлось обманывать. :)
Наверное, это и в стихах сказывается – ничего не придумываю.

А телевизор… что телевизор, сейчас это всё не проблема. Уровень жизни повысился, но веселее не стало. :) Честно сказать, мало что радует. Похоже, «кризис среднего возраста», не просматривается перспектив серьёзных в моей жизни конкретной… при жизни. :) После смерти – другой разговор, это только-то и поддерживает. :)))
Перспективы нашей Вселенной поражают воображение. Ну, и мы, конечно, с тобой в ней – не последние люди. :))) Рад! Искренне рад, что ты воспринял всерьёз эту идею и помогаешь её реализации, конкретно. Хорошие дела - останутся после нас. :)
Жму руку, Володя! Будем жить. Пусть она, жизнь, и в полосочку… Вперёд! Только вперёд!!! :)

Виталий Иванов
-----------

- Витааааль! Слушай, вот это: только вперёд! Это ж путлеровское! Это ж он кричал на мотоцикле в сочи. Нет, Вит, я не согласен с таким девизом. И потом - во вселенной - где перед, а где зад? Нету же. В ширь - ещё согласен. Или: Везде! или: Всегда и Везде!
Вот надо подумать над девизом... потому что... я тоже врать не могу. И не мог никогда.

Владимир Сачков
-----------

Володя. «Вперёд! Вперёд!.. Только вперёд!..» - так говорил Донкихот Ламанчский. :) Любимый мой девиз, если не из моих, конечно, собственных.
А из моих, если:
Оставь – и останешься.
и
Самое драгоценное – рядом.

Насчёт Путина ничего сказать не могу. Он тут не при чём, и для меня скорей в минусе.
И ещё из «Проекта Вселенная», 4-х томный трактат «Свободный полёт»:
Я вижу волну Разума, охватывающую собою всё большие пространства материи… Какая мощь! Слава!! Свободный полет!!!
Честность – всегда! Губит мир ложь, спасает мир – искренность!
Не исчезай! :)

Виталий Иванов
-----------

- Оказывается нельзя два раза на одно и то же - то есть рецензии.
Поэтому предыдущее, извини, Вит, стерлось.
Все равно!
Со старым новым годом, Виталь!

Владимир Сачков
-----------


Рецензии