Воспоминания длиною в детство... продолжение ч. 10

 ЧАСТЬ X  Настоящий друг...

          Дружба крепкая не сломается,
          Не расклеится от дождей и вьюг.
          Друг в беде не бросит,
          Лишнего не спросит,
          Вот что значит настоящий, верный друг.
          *******
          Друг всегда меня сможет выручить,
          Если что-нибудь приключится вдруг,
          Нужным быть кому-то
          В трудную минуту
          Вот что значит настоящий, верный друг.

       Что же такое ДРУЖБА?
Дружба - это близкие отношения, взаимная расположенность, привязанность друг к другу, основанные на взаимном доверии, преданности, общности интересов, идей, целей. Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, предприятия, классы. Есть дружба народов, существуют дружеские отношения между странами.   /Из толкового словаря/

     О дружбе много сказано всего, и с детства мы знаем множество пословиц и народных поговорок. Мудрецы и философы оставили миру нетленное наследие своих высказываний, ставших афоризмами. В них истина и глубочайшие мысли о дружбе у различных народов и в разные времена.

       "Никакое общение между людьми невозможно без дружбы." /Сократ/
       " Единомыслие создаёт дружбу." /Демокрит/

     Маленький ребёнок, как только немного подрастает, ищет себе для общения таких же "единомышленников" - пока только ползающих в памперсах, не умеющих ещё говорить и выражать речью "глубокие мысли". Но уже потребность в дружбе очевидна, часто с большим усилием взрослых прерываемая для "а поесть..! а поспать!!!" и отстаиваемая "юными друзьями" заливистым горластым рёвом.
     С взрослением ребёнка и социализацией меняется и представление о дружбе, как понимание взаимоотношений, и чувственные ощущения. У малышей присутствует зачастую ревность и постоянное выяснение - "Ты дружишь со мной?"...по сто раз на дню. Это такая же потребность в уверенности, как и в любви мамы или других близких.
     Школьная дружба... - новая степень отношений. Она имеет определённые законы: дорожи школьной дружбой, цени свой класс, школу. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей. Школа воспитывает в детях вежливость, честность, отзывчивость, верность и преданность - учит дружбе.

     "Искренность отношений, честность в общении - вот дружба." /А.В.Суворов/

     Можно, пожалуй, обозначить три основных закона дружбы: не обманывай друга; умей с другом разделить радость, друг не только познаётся в беде, а раскрывается в радости; умей признавать свои ошибки; относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
     Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. От старославянского "веже" - знаток; знать, как себя вести.
     "Станьте другом, когда вам нужны друзья. Дарите НАДЕЖДУ, когда сами в ней нуждаетесь," - это слова выдающегося человека "Без границ", гражданина мира Ника Вуичича. А он всё знает о дружбе, о любви и счастье, о силе воли...

     "Верный друг - крепкая защита: кто нашёл его - нашёл сокровище."
                Библия
     Надёжность... Надёжный друг - это тот человек, с которым всегда можно поделиться своими мыслями и секретами, не опасаясь когда-нибудь об этом пожалеть. Такого друга очень сложно найти и надо беречь.
     "Близкая дружба - это дружба с немногими."  /Аристотель/
Хоть и существует поговорка, что "не имей сто рублей, а имей сто друзей" - это высказывание гиперболическое, сто друзей быть не может, это будут просто "товарищи". Они могут быть одноклассниками, товарищами по спортивной команде.
Настоящий друг - не тот, кто держит твою руку, а в ком ты уверен, что он её не отпустит.
      "Брат может не быть другом, но друг - всегда БРАТ."  /Б.Франклин/

     Преданность - это тяжёлый труд. Её нужно день за днём доказывать. Только преданный человек может стать надёжным другом.
     Люди - странно устроенные "человеки", и зачастую обижают самых близких из тех, кто у них есть. Необходимо учиться прощать, ведь дружба - это очень дорогой дар, и его обидно терять из-за упрямства и гордости, вернее, глупой   гордыни.
     И ещё... я знаю, как не надо дружить - не надо "дружить" против кого-то!


       Когда наступило первое сентября, и первоклассники после торжественной линейки дружно зашли за педагогом в класс, они стеснительно расселись по партам. Не выбирая, кто с кем хочет сидеть, просто присели на аккуратные невысокие скамеечки и сложили руки на парты перед собой, как показала им их молодая учительница. Потом она их рассадит, исходя из каких-то своих выводов.

     Все дети, или почти все, были хорошо знакомы. Село хоть и было далеко не маленькое, но детвора - это такой вездесущий люд... Они же везде успеют и всё обо всех разузнают. Надо ещё заострить внимание на том, что очень многие в селе были роднёй: близкой ли дальней, или десятой воды на киселе, но в те годы, а это было начало 60-х прошлого века! ...тогда в пограничных казачьих станицах народ "роднился". Все знали, кто кому какой роднёй приходится.
     Поэтому "самовольный" и себе предоставленный детский контингент целыми днями носился по своим важным и неотложным делам, прихватив с утра в карман горбушку хлеба. Взрослые не переживали, что дитяти помрут с голоду, если ровно в указанный час не пообедают. Не волновались, что испачкаются или, не дай Бог, утонут в Аргуни. О плохом не думали - оно и не случалось. Ну, сбитых коленок  и расквашенных носов в поединках за справедливость - никто не считал. Да и не было меж детворой долгосрочных обид: "помутузили" друг друга и пошли на Аргунь ловить рубахами пескариков и запекать их на прутиках на костре. И вообще было много занятий, которые надо было переделать с раннего утра и до той поры, пока совесть ни позовёт всё-таки домой.

     И вот, отбегали своё беззаботное лето, и все, намытые, подстриженные и в строгой школьной форме, сидели перед неизвестным будущим... Первоклассники!
     С Лёлькой оказались одноклассниками Баженова Галя, Башуров Саша, Берегов Толя, Былков Костя, Верхотурова Таня, Гантимуров Андрей, Муратов Паша, Галя Проворова, Олег Раменский, Таня Толстокулакова, Илюша Федосеев... (и ещё, о ком память за столько лет успела забыть).

     Андрюша Гантимуров и Лёлька были родственниками, не сильно уж дальними:
прадеды Андрюшиного отца и Лёлькиной мамы были родными братьями. Бегали иной раз играли в казаков-разбойников и в "войнушку". На той улице, на обрывистом
берегу, где жили рядом Андрюша и Толя Берегов, был машинный двор или старые гаражи колхозной техники - самое подходящее место для таких игр.
     И ещё рядом с домом Гантимуровых и наискосок от Береговых стоял сельский клуб - "центр культуры и искусства"! Ребятишки ходили, конечно, с позволения родителей, в клуб смотрели детские фильмы по пять копеек. Не часто. Изредка перед взрослым фильмом "крутили" и детские, сказки или любимые всей детворой "военные" кино, например: "Нахалёнок" или "Судьба человека", снятые по "Донским рассказам" Михаила Шолохова; экранизированную в 1957-58г.г. повесть Аркадия Гайдара "На графских развалинах".
    
     Андрей был маленьким, черноглазым "вьюном", как говаривали бабушки про непоседливых своих внучат. Он был очень добрым и весёлым мальчишкой. В семье он был младшим, а младшенькие - всегда самые любимчики у всех, и у бабули, и у папы с мамой. Старшие сёстры не всегда разделяли это чувство, проказы Андрюшки им не были в удовольствие. Например, он постоянно "тырил" открытки у средней сестры Томы, в то время модно было коллекционировать открытки со сказочными сюжетами и "переливашки"-календарики, только что появившиеся в Союзе. Они были типа современных 3D, но не совсем, получались "два в одном".
Изображение наносились на твердую поверхность, а на обратной стороне был напечатан календарь на весь год. При изменении угла зрения, одна картинка менялась на другую, не менее красочную.
     Эти "сокровища" сестры Андрей и дарил с завидным постоянством Лёльке. Ей было неловко принимать их, т.к. она прекрасно понимала "откуда ноги растут" у этой сказочной щедрости. Но он обижался, и "надутый" мог ходить потом весь день. Лучше уж было поверить, что "...ей они не нужны", сестре Томе, чем наблюдать несчастную физиономию Андрюши.

     Лёльку "рассадили" за одну парту с Илюшей Федосеевым. Наверное, мальчика спокойнее его в классе не было. У него маму звали так же, как и у Лёльки, - были две прекрасных Лилии. Жили на соседних улицах, хотя раньше, когда Лёлька только родилась и была совсем ещё малышкой, её семья - баба, дед и мама, жили на верхней улице, на горе, по соседству с Федосеевыми. Из школы ходили часто вместе, Илюша, Лёлька и Таня, её подружка, которая жила через дом от Лёльки.

     В те далёкие годы огороды с картошкой в селе обычно были обнесены изгородью из длинных жердей. Этого было достаточно, чтоб туда не проникали крупные животные: коровы, лошади и овцы,(которых почему-то всегда называли баранами, хотя ведь не все среди них - бараны). А всякая огородная мелочь, т.е. овощи и зелень, ну, и цветочные клумбы обитали за заборами из плотного штакетника у тех, кто был зажиточнее, или за высокими изгородями из горбыля,
чтоб уж никакая животина или "курицы безмозглые" не прорвались на грядки и не уничтожили будущий урожай, который давался с большим трудом и п`отом...
     Так вот, в то время можно было вполне спокойно и просто пройти с одной улицы на другую через чьи-то огороды, по тропиночке вдоль изгороди, не обходя далеко до проулка. Это не считалось преступлением, а наоборот, было вполне естественным явлением... - чего же тратить зря время на бестолковые "круголя"
да бить зазря ноги, чай, они не казённые. Вот так и ходили из школы друзья, сначала через огород Паши Муратова, жившего напротив Лёльки на той улице, где
стояли школьные здания, их было три. А потом уже через огород Лёльки Илюша попадал на свою улицу, их дом был чуточку в левую сторону от "меридиана" траектории движения. Ох, неисповедимы пути твои, Пресветлое Детство!

      В школе ведь кАк было в младших классах: дёрнул девочку за косичку, значит, она тебе понравилась, а если портфелем по голове - это уже любовь.
      У Лёльки было намного печальнее, чем портфелем...
В первом классе, в дождливый день, когда она надела новое пальто, красивое,
модное, совсем взрослое, зелёного цвета, привезённое мамой из Читы, Костя Былков, одноклассник, проявляя к ней своё неравнодушие, забросал кусочками карбида. Это "добро" валялось кое-где в школьном дворе после летнего ремонта.
Попав на сырое сукно, карбид прожёг на нём дыры, приведя пальто в негодность.
Несчастная Лёлька так безутешно рыдала. Мама, конечно, её не поругала, видя  детское горе, а чтоб успокоить, позвала за грибами. И они вдвоём по дождю, взяв корзиночки из ивовых прутьев, сплетённые дедушкой, пошли собирать за селом шампиньоны. На горе, за огородами верхней улицы, где жили сЕмьи тёти Груняши Баженовой, бабушки Кати Самошихи, тёти Гали Сафроновой и семьИ дяди Парамона, была очень чернозёмная земля, (хозяева вычищали навоз от скота и вывозили за огороды.) Шампиньонов там было полным-полно. Но деревенский народ грибы эти "навозные" игнорировал, признавал только лесные. А Лёлька-то знала, какая это вкуснотища, когда их пожарят с картошечкой, луком и зеленью, потому была рада неожиданному мероприятию. Даже про загубленное пальто на некоторое время забыла. 
      Тот случай дал понять, что "любовь" доставляет разочарования и даже страдания. Значит, надо быть дальновидной и избегать подобного - сделала Лёлька мудрое заключение.

       01.03.2021г.  /продолжение следует/
    
    


Рецензии