Формирование навыков диалогической и монологическо

   
   В связи со значительным изменением ситуации в современном мире, когда люди всё больше путешествуют по разным странам, с развитием онлайн-общения, со стиранием границ, на особое место по важности выходит именно владение и понимание устной речи учащимися, да и не только ими. Всё более желанной становится идея овладеть именно навыками беглой речи на изучаемом языке, ибо общение всё равно идёт в подавляющем большинстве с носителями языка на устной основе.  Эта задача только на первый взгляд кажется простой.
    Известный лингвист России Дмитрий Петров как-то в одном интервью сказал, что проводились многочисленные исследования разных языков, для того, чтобы выявить, сколько в день употребляется слов в повседневном общении. Оказалось, что 85 - 90%  занимают 350 - 400  слов иностранного языка. Не так уж и сложно запомнить 400 слов, верно? Однако эта лёгкость обманчива. Остальные 15% слов как раз крайне важны для понимания всей словесной  конструкции и, не зная их совсем, нас не поймут, и мы не поймем собеседников верно на 100%.
  Устная речь в общении имеет первостепенное значение. Исследователи выделяют два типа устной речи: Диалогическую и Монологическую. Оба названия говорят сами за себя. Диалог – сама основа устной речи. Мы почти непрерывно вступаем именно в диалог по ходу нашего обычного дня. Вопрос-ответ. Замечание – парирование. Утверждение – отрицание. Диалогическая речь имеет свои оттенки, подчас она содержит только говорящим понятные намёки, загадки, символы. Диалогическая речь и её глубина напрямую зависят от отношений между собеседниками. Узнать у водителя маршрутки нужную остановку, спросить, что рядом, получить краткое разъяснение  – это один вид диалога.

   Серьезный разговор между сыном и отцом о выборе профессии требует совсем иной глубины отношений и это иной уровень диалогической речи. Особенностью диалогической речи является её автоматичность. Подчас мы болтаем с приятелями и родными, коллегами, даже не задумываясь, выбирая слова.

  А вот монологическая речь это иное дело. Тут человек ведет повествование один. Он тщательнее подбирает слова, старается донести не одну, а подчас несколько мыслей в своём сообщении. Чтение реферата учеником, когда он заглядывает в бумагу лишь в поисках тезисов, а рассказывает сам, это тоже пример монологической речи. К монологической речи слушатели предъявляют более строгие требования. Тут нужны выводы, рассуждения с соблюдением грамматических правил.

  С детства мы всегда сначала овладеваем диалогической речью. Мама, папа, сёстры, братья, воспитатели, сверстники – с ними человек с первых лет жизни уже начинает общаться тем или иным способом. Монолог – осваивается постепенно, гораздо позже диалога. Выступить с  устным докладом перед всем классом даже на родном языке – часто это труднейшая задача для учеников. А уж на иностранном языке тем более! Что скажут люди, услышав, сколько ошибок я нагромоздил? Как я выгляжу? Не глупость ли сказал? 

  Какие существуют способы улучшить оба вида речи у учащихся? Первое – это стараться расширять кругозор знаний и навыков. Общий кругозор – чем он шире, тем легче ученикам вести как диалог, так и монолог, потому что больше знаний – легче говорить.
 
Второе - диалог по теме. Учащимся дается тема, к которой они готовятся, хотя могут быть и спонтанные темы, и учитель предлагает каждому ученику высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос.

Третье - распределение ролей. Учитель может распределить роли и слушатели начинают общаться в парах или в группе  друг с другом, а затем дискутируя и с другими группами по теме. Хорошо задать ученикам ключевые слова, как базис, и ученики обязаны будут придерживаться этих слов в изложении. Например, обсудить меры по борьбе с эпидемией. Какие методы защиты эффективны и стоит ли их придерживаться? Можно разыграть сцену приёма доктором пациента с якобы симптомами болезни.

Что касается развития монологической речи, то тут учитель может давать почаще задание подготовить устный доклад по теме ученикам. И уложиться, скажем, каждому в пять минут. Можно совмещать аудирование и развитие монологической речи. Даётся какой-то отрывок текста, и потом учитель просит высказать своё мнение ученика об услышанном, просит привести примеры и т.д.

Также будут полезны для развития монологической речи внесения элементов ораторского мастерства на уроках иностранного языка. В частности, составление тезисов помогает слушателю вести рассказ более – менее длительно, переходя от одного тезиса к другому, как бы поднимаясь по ступенькам к вершине: к резюме. Также будут полезны обучение приёмам настройки и подготовки к выступлению. Методы, позволяющие справиться с волнением, убрать неизбежную хаотичность мысли и проч.


Для контроля навыков монологической речи уместно давать тему на карточке и устанавливать временное ограничение. Тема может быть любая, заранее неизвестная. Скажем, рассказ о Юрии Гагарине для иностранца. 20 минут даётся на подготовку, к примеру. Потом ученик выступает по теме, его атакуют вопросами, он отвечает, и в итоге это позволяет оценить уровень знаний в грамматике, лексике по теме, и в целом в развитии монологической речи.

Для контроля навыков диалогической речи тоже используем карточки. Тут, как я уже писал, подготовка на время тоже идет, но уже в парах. Учитель оценивает беглость речи учеников в дискуссии, способность переключаться с одной темы на другую, смежную, и возвращаться обратно, оценивается используемая лексика, построение слов в плане грамматики и т.д. Тема может быть любой: например, здоровый образ жизни. Что он в себя, по-вашему, включает? Нужен ли он всем и подходит ли всем? И т.д.

М.Берсенев


Рецензии