Репин. Портрет Всеволода Гаршина

    Илья Репин. Портрет Всеволода Михайловича Гаршина.1884, 88.9;69.2 см.Музей Метрополитен, Нью-Йорк

    Всеволод Михайлович Гаршин — известный русский писатель и поэт, филолог, литератор, художественный критик. Ветеран русско-турецкой войны, боевой офицер. Русский классик, автор повестей, рассказов, новелл и очерков, произведений для детей.

     Знакомство Репина и Гаршина, перешедшее затем в добрую дружбу, имело огромное значение для каждого из них. Творчество Репина привлекло внимание писателя задолго до их личного знакомства, и в письмах к друзьям он с большой любовью отзывался о работах великого художника.

       Через некоторое время после встречи с ним (состоявшейся во второй половине 1882 года) Гаршин писал своему другу В. Латкину:
"Очень я сошелся с Репиным. Как человек он мне нравится не меньше, чем как художник. Такое милое, простое, доброе и умное создание Божие этот Илья Ефимыч, и к этому еще, насколько я мог оценить, сильный характер, при видимой мягкости и даже нежности. Не говорю о том, как привлекателен уже самый талант его. Я, кажется, писал тебе, что он начал мой портрет. Скоро он будет кончен."

       Пока Репин работал над портретом, который впоследствии будет считаться в его портретной галерее одним из лучших, он просил новеллиста Гаршина читать вслух.
    
    Репин знал за ним эту особенность: Гаршин никогда не расстаётся с книгами, носит при себе по нескольку штук, глотая всё, что выходит из печати. Особенно ценил он книги по медицине — надеялся отыскать там симптомы своей пока еще плохо различимой болезни, начинающегося психического расстройства.

          Привыкший читать везде — на пароходе, в гостях, в пролётке — Гаршин делал это очень быстро. И вслух читал так же. Даже Репин, сам стремительный и порывистый, умолял: «Помедленнее, Всеволод Михайлович!»
   
    Очень тонко были переданы им «внутренняя грустящая тревога», отчаяние, обреченность. Не случаен тот факт, что, выставленный Репиным на XV передвижной выставке 1887 года, этот портрет не имел успеха. Репина обвиняли в том, что он «написал Гаршина сумасшедшим и не сумел уловить доброго выражения глаз Гаршина, составляющего характерное отличие его лица».

       Уникальный в своем роде портрет, в котором недальновидные критики усмотрели художественный промах Репина, явился неоспоримым свидетельством тончайшего понимания личности и глубинного проникновения в душевный мир Гаршина, работавшего в это время над «Красным цветком». Критики пытались выдать желаемое за действительное — вместо портрета, в котором в каждом штрихе пульсировала жизнь, они желали бы увидеть более типичный для их восприятия образ. Такие отклики вызвали сильное негодование Гаршина.

          Репин в точности не помнил, где он познакомился с Гаршиным, зато очень хорошо помнил захватившие его чувства: «C пepвoгo жe знaкoмcтвa мoeгo c В.М.Гapшиным, — кaжeтcя, в зaлe Пaвлoвoй, гдe eгo coпpoвoждaлo нecкoлькo чeлoвeк мoлoдeжи, кypcиcтoк и cтyдeнтoв, — я зaтлeлcя ocoбeннoю нeжнocтью к нeмy. Мнe xoтeлocь eгo и ycaдить пoyдoбнee, чтoбы oн нe зaшибcя и чтoбы eгo кaк-нибyдь нe зaдeли. Гapшин был cимпaтичeн и кpacив, кaк милaя, дoбpaя дeвицa-кpacaвицa».

      Они сдружились, белыми ночами бродили по улицам Петербурга, бесконечно споря и обсуждая насущные для 1870;80-х годов социальные вопросы. Гаршин остро переживал несправедливость общественного устройства. Репин понял, кого напоминает ему этот большеглазый человек с пронзительным взглядом, — типаж революционера-народовольца. Ссыльный с картины Репина «Не ждали» не случайно имеет лицо Всеволода Гаршина.

     В начале 1880-х Репин работал над картиной «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». «Задумав картину, — объяснял Репин, — я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что нужно для моей картины». Для царевича у Репина был прототип из художественной среды — пейзажист Владимир Менк. И с него, и с Гаршина Илья Ефимович в качестве этюдов для царевича Ивана написал профильные портреты.

      Сам Репин всё же утверждал, что гаршинского в царевиче — больше: «В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича».

        Репин не ошибся, разглядев в красивых глазах Гаршина раннюю смерть.
      Писатель считал картину «Иван Грозный», вместе с двумя другими — «Бурлаки» и «Не ждали», — лучшей работой Репина. О сильнейшем впечатлении, которое она произвела на него, Гаршин рассказал в письме Латкину:

     "В каком бы восторге был ты теперь, увидев «Ивана Грозного» Репина. Да, такой картины у нас еще не было, ни у Репина, ни у кого другого — и я желал бы осмотреть все европейские галереи для того только, чтобы сказать то же и про Европу Представь себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, — ничего этого нет; перед тобой только выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком. Я рад, что живу, когда живет Илья Ефимович Репин. У меня нет похвалы для этой картины, которая была бы ее достойна"

     20 февраля 1880 года близкий к народовольцам молодой провинциал Ипполит Млодецкий стрелял в графа Лорис-Меликова — министра внутренних дел и главу Верховной распорядительной комиссии по борьбе с революционными движениями. Он промахнулся, был схвачен, и уже на следующий день военный суд вынес ему смертный приговор. Узнав об этом из газет, Гаршин стал сам не свой.

      Гаршин купил у казака лошадь и долго, неприкаянный, ездил на ней без всякой цели. В таком виде он попался на глаза Мясоедову. «Он едва узнал Гаршина, который показался ему совершенно черным, одичалым, с лохматой густой гривой», — рассказывал Репин.
В тот раз Мясоедову удалось помочь Гаршину, устроив его в харьковскую психиатрическую лечебницу — так называемую «Сабурову дачу». Безумие отступило на время.

     Но репинское предчувствие оправдалось. Восемь лет спустя 33-летний Гаршин покончит с собой, выбросившись в пролёт лестничной клетки. 5 апреля 1888 году Всеволод Михайлович Гаршин скончался .Ему было всего 33 года. Гаршина похоронили на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
    
      Судьбе было угодно, чтобы автором последнего портрета Гаршина — карандашного рисунка с натуры «Гаршин в гробу» — стал Илья Ефимович Репин. Этот рисунок был опубликован в посвященном Гаршину сборнике «Красный цветок» (1889).


Рецензии
Спасибо, Алина!!!!!
Изумительно живой портрет!!!!
Ах, Репин, как ты гениален!!!!!
А Гаршина жалко!
Очень красив! И еврей!!!!!!
Умный, добрый!!!
Я увлекалась им,

Иветта Дубович Ветка Кофе   01.03.2021 15:33     Заявить о нарушении