Владимировка. Почему такое название?
Нет краше родины нашей!
Сибирь. Причулымье.
Родная моя сторона!
Необъятных просторов раздолье,
Отроги Саянских хребтов и арга.
Пестреет цветами опушка,
Плывут облака налегке.
"Ку-ку!"-восклицает кукушка
В зеленом лесном далеке.
Шум листвы белоствольных берез..
И роса по утрам-
Изумрудные капли кукушкиных слез..
Родина...Что значит для нас это слово? Место, где ты родился и где прошло твое босоногое детство?Где ты шатался по сугробам и ранней весной набирал полные валенки воды и снега, а летом бегал по лужам или до посинения купался в реке? У каждого свои представления о родине... Моя "малая родина"- маленькая деревушка на берегу Чулыма с поэтичным и многое говорящим русскому человеку названием- Владимировка.
Владимировка...Сколько населенных пунктов носят это уводящее нас в далекое прошлое название?! Уверяю вас, достаточно! Но почему и наша деревня именуется так же? Знаю, что у многих моих друзей, земляков загадка эта вызывает неподдельный интерес- так хочется пройти "сквозь зеркала" времен, чтобы понять, кто ты есть в мире этом и что тебя связывает с предками...Как они жили, что их тревожило, волновало? Найти достоверный ответ на вопросы эти ни в какой литературе, ни в каких архивных документах лично мне не удалось. Нет его и у известного исследователя Александра Аркадьевича Кауфмана- первого, кто упоминает об образованном поселке Владимирском Боготольской волости, Мариинского уезда, Томской губернии....Если верить его статистическим данным, то до 1888 года на месте современной деревни уже проживало 12 семей старожилов-заимочников из сел Боготольского и Краснореченского. И, хотя участок назывался Шапочкиным,поселок получил другое название-Владимирский...По имени одного из первых жителей?
Возможно...
А может, деревня наша названа Владимировкой в честь князя Владимира, крестителя Руси? Или - в честь иконы Владимирской Богоматери- одного из символов русской культуры и православной веры в России? Ведь многие из наших предков ранее жили на белгородской земле( в прошлом это была Курская губерния), и для них святой Владимир, принявший на Руси христианство, был очень значимой личностью, а икона Владимирской Божьей Матери, как гласят легенды, обладает чудодейственными свойствами. Сегодня Владимирская икона Божией Матери хранится в Третьяковской галерее, в музейном храме св. Николая в Толмачах. Она была создана в Византии, в первой трети 12 века.
Как любой другой предмет, уцелевший с 12 века, икона- важная историческая реликвия. К ней прикладывался Андрей Боголюбский, Иван Великий, с нее делал копию ("делал список") Андрей Рублев, она была свидетельницей пожаров Владимира и осады Москвы. Считается, что создателем иконы был сам апостол Лука, и написана она была вскоре после смерти Марии. На Русь эта икона попала в составе приданого дочери византийского императора, которая стала женой князя Всеволода Ярославича и матерью Владимира Мономаха, правнука Крестителя Руси Святого Владимира Святославича – Красно Солнышко – заложившего будущую столицу русского государства – город Владимир.
Переселенцы, основавшие в 1888 году деревню, были людьми глубоко верующими. "Жители поселка Владимирского, российские переселенцы,-народ трезвый, трудолюбивый, религиозный, к Храму Божьему усердный, к пастырям почтительный",-так отмечается в "Журнале Томского Епархиального Комитета по устроению церковного быта переселенцев" от 24 ноября 1908 года". И потому, видимо, они и назвали свою новую родину поселком Владимирским, а потом- Владимировкой- в честь иконы Владимировской Божьей Матери.
А у вас есть другие версии?
Р.S.
А "ларчик просто открывался"! Это только кажется...
Сколько раз я смотрела на страничку из книги, составленную и изданную в Томске в 1913 году под руководством и редакцией начальника съемочного отделения Каинской поземельно-устроительной партии В.Н.Соболевым "Об образовании переселенческих участков в 1885- 1912 годах"! Казалось бы, изучала, всматривалась в каждое слово!А вот догадалась...не сразу! Прежде всего, привлекало название участка- Шапочкина и Латышевского. О Шапочкине слышала давно, еще в юности, от своего соседа, старожила деревни,уважаемого сельчанами Афанасия Никифоровича Погорелова, в прошлом-ветеринара, заведующего фермой, члена правления колхоза "Красный пахарь".
Была когда-то заимка Шапочкина, на месте которой основана Владимировка!Слышал об этом Афанасий Никифорович от мужиков-старожилов...Что сегодня нам известно о Шапочкине? Из братьев Шапочкиных, крестьян селения Краснореченского:Федора, Филиппа, Михаила- самым старшим, по-видимому,был Ефим Поликарпов Шапочкин,родившийся в 1845 году,имевший с законной женой Ириной Евстафьевой четырех сыновей(Петра, Ивана, Дмитрия, Михаила) и восемь внуков. В Прошении к "Его Высокоблагородию Господину Заведующему Переселением и Переустройством в Томской губернии" от 12 декабря 1911 года, подписанном ввиду безграмотности,по его просьбе, Ф.Шапочкиным,указано, что он в течение сорока лет "собственными силами и наймом производил расчистку земли и сделал ее пригодной для сельского хозяйства и устроив на оной местности, называемой Кротов Лог"(заимка Шапочкина)вполне жилой дом с амбарами, стайками, ригами, одним словом, всеми постройками, необходимыми для большого сельского хозяйства."(документ из Ачинского архива,Ф1оп.1.д 4.А) Е.П Шапочкин просит отвести ему 195 десятин на 13 душ мужского пола по 15 десятин на душу для устройства хутора.
Но Латышевский(Латышев)? Кто такой? Сегодня - никому не знакомая и, скорее всего, пересохшая или совсем исчезнувшая речка Латышевка, возле которой в 1912 году был земельный надел двадцатипятилетнего Григория Данилова Шевцова. Но это 1912 год! А раньше?
В Акте, составленном топографом Топорковым по отводу записей села Краснореченского за 1912 год, называется выселок Латышева -154,66 десятин. В Метрических книгах Краснореченской церкви встречала фамилию Латышева Антона Перфилова из села Зерцальского о смерти его четырехмесячного сына Георгия в августе 1888 года. Есть еще случайно найденная мною информация о Латышеве в петербургской газете "Восточное обозрение " № 34 и № 35 за 1886 год, издаваемой М.Н.Ядринцевым, в статье неизвестного корреспондента, называющего Ивана Гавриловича Латышева кулаком "темного происхождения", умершем в 1860 году, к концу своей жизни достигшем широкой известности на всем тракте от Томска до Иркутска.Латышев занимался извозом, и в течение года в обозе у него ходило более ста лошадей.Жил он помещиком, дом его в селе Краснореченском, той же волости, отличался роскошью и изобилием. Летом на его обширных полях ежедневно работали до 40 человек. И еще, ссылаясь на персонажа из книги М.Н. Ядринцева"Сибирь как колония" богача и эксплуататора крестьян Новикова, автор называет Латышева "краснореченским Новиковым".
О Латышеве упоминает в своей монографии "ТРИЖДЫ ВОСКРЕСШИЙ.КРАСНОРЕЧЕНСКИЙ ВИНОКУРЕННЫЙ ЗАВОД.1775–1914г."выдающийся ученый из Красноярска, профессор, доктор исторических наук Геннадий Федорович Быконя. Ссылаясь на исследования современного историка М.М. Громыко, он напоминает нам, читателям, широко известную легенду об императоре Александре-I,не умершем в Таганроге в 1825 году, а якобы инсценировавшем свою смерть, и потом, через 12 лет, оказавшемся у нас,в Сибири, на берегу Чулыма, в облике загадочного старца Федора Кузьмича, совсем не помнящего своего родства, избитого тюремщиками в Перми и отправленного по этапу на каторжные работы. Император, знавший несколько иностранных языков, победивший в войне Наполеона, рассказывающий об этих событиях много такого, чего недоступно простому человеку,вполне возможно,работал на Краснореченском винокуренном заводе,а жил в сарае, на заимке- пасеке, отрекся от прошлого,питался скромной пищей, был почитаем многими людьми...И человеком,который помогал старцу ,давал ему кров, был Иван Гаврилович Латышев, фамилией которого назван переселенческий участок, где поселились наши предки в 1888 году. "В 1849 году краснореченский крестьянин Иван Гаврилович Латышев,-пишет Г.Ф.Быконя,- глубоко верующий человек и славившийся добротой, построил в двенадцати верстах от Зерцал и в двух верстах от своей пасеки на берегу Чулыма «маленькую келейку» и перезвал в нее получившего уже общую известность старца-аскета. В 1851–1854 годы старец жил в деревне Коробейниковой в десяти верстах от села Краснореченского, а затем перешел в келью в стороне от дороги, в тайге, устроенную Латышевым и его сыном. Латышевы трижды переносили келью старца выше села по Чулыму, где старец жил три года. Последнюю в этих местах обитель Федора Кузьмича сердобольные Латышевы устроили в стороне от дороги, в горе под обрывом в густом кустарнике..."
Невозможно не обратить внимание на бесценные факты, указанные уважаемым Геннадием Федоровичем Быконей в книге об истории Краснореченского винокуренного завода!Важнейшие, на мой взгляд, события, участником которых был интересующий нас И.Г. Латышев, происходили в далеком 1848 году и в какой -то степени раскрывают его нравственные приоритеты и жизненные ценности. Это были публичные торги, проведенные Боготольской заводской конторой по сдаче в оброк «заимки Алтайка» и шести сенокосных участков бывшего Краснореченского завода. На этих торгах краснореченский крестьянин Иван Латышев, желающий во что бы то ни стало получить в аренду необходимые земли, победил своих конкурентов! Он "перебил за 20 копеек Алтайку с выгоном в 13 дес. 400 саж. и угодьями в 60 дес. 1300 саж., в том числе неудобиц 34 дес. 20 саж. у титулярной советницы Жолудевой, уплатив 3 рубля 45 копеек серебром. Он же взял в аренду четвертый сенокосный участок после ачинского купца Озерова за 11 рублей 70 копеек серебром, а также 3-й и 5-й участки после Жолудевой, заплатив соответственно 1 рубль и 1 рубль 20 копеек серебром. Причем 3-й сенокосный участок был у него уже семь лет. Только 1-й участок, бывший у Латышева, перебил на торгу Озеров, заплативший казне не 50 копеек, а 2 рубля 40 копеек серебром. За все сенокосные участки и пасеку-заимку Латышев заплатил 17 рублей 35 копеек; что предполагает у него наличие довольно крупного для тех лет хозяйства. Томская казенная палата, правда, утвердила за Латышевым только небольшие 3-й и 5-й участки, а также Алтайку".
Дата образования переселенческого участка "Шапочкина и Латышевского" - 1886 год... А дата заселения участка - 28 июля 1888 года. И эта дата, на которую я не сразу обратила внимание,-ключик к разгадыванию тайны: почему наша деревня называется Владимировкой!
В православном календаре 28 июля - день памяти равноапостольного князя Владимира! Весь православный мир 28 июля отмечает важный праздник- день Крещение Руси! Событие это произошло в 988 году, когда князь Владимир, согласно "Повести временных лет", в древнем Херсонесе, под Севастополем, принял христианство! Для наших прабабушек и прадедушек- очень значимый день! Именно в 1888 году , когда прадеды покинули родные места, в Российском государстве отмечался важнейший юбилей - 900 -летие со дня принятия христианства! В Москве прошел крестный ход из церкви святого князя Владимира до Успенского собора, проводили литургию и служили молебен на Соборной площади Кремля. По указанию императора Александра III повсеместно печатались и распространялись жития князя Владимира, устанавливались его иконы, строились новые и реставрировались старые храмы. И вот предки наши, выехав в мае с курской земли, добрались до Саратова, оттуда пароходом до Перми, затем по железной дороге до Тюмени, пароходом до Томска, где купили лошадей и направились к берегам Чулыма. 28 июля 1888 года, когда русские люди прославляли князя Владимира, одного из создателей Российского государства, обозы с переселенцами прибыли на участок, именуемый в межевых документах как "Шапочкина № XX и Латышевского № XXI c прилегающими оброчными статьями : Вершинной № 87 ,Комаровской № 88 и Спиринской № 85" и стали его заселять. Вот почему наши прадеды и назвали основанный ими поселок сначала Владимировским, а потом- Владимировкой!
Что ожидало их-66 семей, крестьян из Курской губернии, решившихся на переселение и обосновавшихся на суровой сибирской земле?!Никто не ждал наших предков! И никто им не приготовил апартаментов... Нужно было сделать землянки и на скорую руку срубить хоть какое -то жилье. Или пойти в работники к старожилам, ведь на берегу Чулыма уже стояли 16 домов , где жили крестьяне- заимочники из сел Боготольского и Краснореченского.
А ведь многие отправились в путь, "за лучшей долей", с малыми детьми... У моего двадцатисемилетнего прадеда Федора Власова Кривенко и его жены Марии Михайловны( недавно выяснилось, что ее девичья фамилии - Старченко!) было два сына :старшему, Филиппу,-5 лет, а младшему, Ивану, - два годика. А 23 августа 1888 года моя прабабушка родила дочку- Наталью, запись о ее рождении и крещении 25 августа значится в Метрической книге Богоявленной церкви села Боготола за 1888 год:
"Курской губернии, Короченского уезда, деревни Кривошеевки , вновь причисленный по деревне Владимировке, Боготольской волости, крестьянин Федор Власов Кривенков и законная жена его Мария Михайлова, оба православные. Восприемники: той же губернии, уезда Короченского, деревни Ратьковской, вновь причисленный к деревне Владимировке , Боготольской волости крестьянин Деонисий Михайлов Старченко и крестьянская жена Васса Михайлова Овчеренкова". Судьба девочки Натальи,дочери прадеда, да и само ее рождение, никому из моих родных неизвестна.И, лишь благодаря записи об умерших в Метрической книге Краснореченской церкви за март 1889 год, узнаем, что девочка умерла в семимесячном возрасте и похоронена на кладбище не во Владимировке, а в селе Краснореченском (Красной речке), что в свою очередь вызывает разные предположения. Бесследно исчезла и Васса Михайловна Овчаренкова, предполагаемая родная сестра прабабушки. Возможно,здесь скрывается еще одна загадка?!Но это уже история моего рода.
Свидетельство о публикации №221030101135