Старообрядцы часть 2 глава 9

                Созидающие игры
     Оглядываясь на жизнь бабушки с высоты пьедестала, из кирпичиков прожитых лет, Светлана изумлялась культуре её речи, обилию песен, пословиц, поговорок, памяти. Откуда это у женщины, которая ни разу не переступала школьный порог?
      Недавно была свидетелем игры в лото. Более 20 лет собираются женщины, а теперь старушки, для общения за немногословной игрой. Состав с годами менялся – одни уходили, другие приходили. Ввели новую женщину.  Поделились пятаками – чисто символической ставкой за карты, постепенно её банк вырос. (Чтобы купить коробок спичек, нужно 20 таких монет и в магазинах уже перестали принимать их).
       Однажды игра протекала особенно азартно, и она проиграла один рубль. Сколько ярости, сколько злобных пожеланий вывалила на голову хозяйки, за её гостеприимство!..
       Тогда Светлане открылся источник мудрости бабушки. Она вспомнила, как играли в детстве. Собиралась большая группа. За карту ставили от 5 до 10 копеек. (Стакан киселя, в школьном буфете, после денежной реформы 1961 года стоил 4 копейки). Поэтому выигрыш в один рубль распалял азарт. Цель игры  - обвести соперников и выиграть самому. Цифры называли с предельной скоростью (развивалась искромётность речи). Чтобы сбивать соперника с толку, для цифр, находили образные сравнения: например, 10 – бычий глаз, 69 – чушки спят, 11 – барабанные палочки (развивалось творческое мышление, память).
         Сегодня доказано, что в стрессовой ситуации, подсознание раскрепощается и информация, запоминается быстрее и легче. Скорость произношения цифр, их зашифрованность и, конечно, стремление к выигрышу, складывались в стресс. Фразы, усваивались подсознанием без труда. Общение происходило в процессе игры, речь была шуточной поэтому за подтрунивание не обижались, при похвале не гордились Скорость игры исключала манерничанье, раскрывала индивидуальность. Благодаря активному участию подсознания доброта общения становилась привычкой.
      Игры детства: штурм снежных крепостей, строительство замков из песка, лапта, чижик, орлянка, катание яиц, хороводы, кроме развития жизненно необходимых навыков, имели под собой ритуальную направленность* и приравнивались к молитве. Отсюда здоровье, высокий интеллект, великодушие, патриотизм, выносливость, взаимовыручка, сопереживание. Сегодня, эти поблекшие качества пытаются возродить целые институты. А воз, не только на месте, но откатывается к обрыву разума, человечности и жизни на планете. Об этом свидетельствуют многочисленные «помолодевшие» кладбища.
В незатейливой игре коренились чудеса альтруизма, характера, необходимого для выживания, способность предвидеть будущее. За них Светлана неосознанно бодалась со всеми, невзирая на чины, и наживала массу недоброжелателей. А доблестные предки, за свои идеалы, даже кровь проливали!
     Когда встретилась с дедушкой Феофаном, одним из первых вопросов был следующий:
     - Дедуль, в какие игры играли вы?
     - О-о-о! Настоящая игра - это и весёлая работа, и средство воспитания. Дед Клементий рассказывал, что до 1860-х годов играли не только дети, но и взрослые. Его отец - мой прапрадед Петро - жил на Иргизе. Пока царь Николай I не разорил и не отобрал у старообрядцев монастыри и многих не согнал с обжитых мест, они жили весело, несмотря на страшные гонения. Сенокос – состязание; рыбачат – гребля и плавание наперегонки. И так во всём. Потом игры стали детскими забавами, потому что старинные религиозные обряды, воплощённые в них, были запрещены политикой государства и  отняли у взрослых былую ценность и интерес к играм. На второй день Рождества, на Новый год, Крещение, в субботу и воскресенье Масленицы, на Троицу устраивали кулачные бои – мерялись силой. В них нельзя было бить лежачего, нельзя было наносить удар по тому, кто присел, запрещалось бить сзади, зажимать что-то в кулак. Нарушителей этих норм била своя же команда. В играх участвовали все, начиная от десятилетних мальчишек и кончая председателем сельсовета, который нередко приходил на работу с синим, опухшим лицом –  «не мог удержаться». Эти игры искореняли в человеке страх перед болью.
        Светлана рассмеялась, представив эту картину, а дедушка, с улыбкой взглянув на неё, продолжил:
        - Особенно в этих играх отличались Федосей с Акиндином. Оба            
сильные, высокие, всю деревню под себя подминали. Если
начинались какие-нибудь разборки среди молодёжи, Федосей с разбегу врезается в толпу, валит противника с ног, кричит: «Дишка, пинай», а сам бежит дальше, раздавая тумаки налево и направо. Недаром оба прошли всю
войну и вернулись живыми. Акиндин три войны прошёл: Халхин-Гол, Финскую и в Отечественную дошёл до Берлина. А Федосей служил на Дальнем Востоке – участвовал в Финской войне, всю войну охранял Дальневосточное побережье, освобождал Китай, дошёл до Кореи.
      Дедушка замолчал, погрузившись в свои мысли. Светлана терпеливо ждала. Наконец, он вернулся к рассказу:
      - Сидишь, бывало, на лавке, ногами болтаешь – до земли не достают, и так хочется в игры старшеньких включиться, да ведь не примут. Что о себе, вставшем на ножонки, говорить, если младшенький лежит у мамаши на коленях, за пазухой теребит, а глазёнки туда же косит. Наши игры уходили корнями в глубокую древность, когда были не только игрой, но еще и тренировкой, развивающей у ребятишек выносливость, ловкость, сообразительность. В этих активных забавах они обучались военной хитрости, чувству плеча, тактике, искусству маскировки.
       Были игры и со следами обрядовой школы: в "Медведя", "Оленя", "Ящера", забиравшего в жертву девушек.  «Курилка» связана с культом огня, который оберегали от затухания. Но я о них только слышал, а сам уже не играл. Хороводы и качели учили общению, раскованности, артистизму, развивали вестибулярный аппарат. «Катание яиц» являлось магическим актом пробуждения земли, который даёт ей силу, символом начала новой жизни. А повезёт - так по ведру выигранных яиц домой приносили. Мне 83 года, а из тайги вышел только в прошлом году и начал хиреть. Вроде не болен, а здоровым не назовусь – затухает мощный реактор, запущенный в детстве. Сейчас молодёжь не с реактором можно сравнить, а разве что с батарейкой, которую постоянно надо подзаряжать. На уме только телевизоры да компьютерные стрелялки - для здоровья и интеллекта пользы мало. А вреда выше крыши: тут тебе и гиподинамия, и потеря зрения, и отупение, и замкнутость из-за комплекса неполноценности, ведь навыков своих «гениев», которыми управляют с помощью клавиатуры, они не получают.
       А девочкам не надо развивать фантазию: в компьютере и фасоны, и расцветки для Барби - всё готово. Иная замуж выскочит, а иглой пользоваться не умеет.
       Дедушка понял, что уходит в сторону от общего разговора и, махнув рукой, вернулся к своим воспоминаниям:
        - Зимой устраивали посиделки, нанимали у бездетных семей избу. Девчата пряли шерсть, посконь*, вышивали, вязали. Потом приходили ребята - не старообрядцы с гармошкой, балалайкой, дудкой из липовой коры или из тростника. Начинались игры, танцы, песни, хороводы.

 Ритуальная направленность – связана со смертью и возрождением, с производительным актом и созидательной силой.
Посконь -  Мужская особь конопли с тонким стеблем, из которой вырабатывается тонкое волокно.


Рецензии