Индига - не просто точка на карте

Услышал в сообщении на сайте «Время – вперёд» о строительстве глубокого порта с названием Индига, и сразу в голове завертелись названия: Онега, Пинега, Вага, Индига. Это северные реки Европейской части России. Прошло более 60 лет, а я помню. В четвёртом классе я сидел на первой парте на среднем ряду, и когда на уроке географии приносили географические карты и завешивали ими доску, мы с Лёшкой на спор запоминали как можно больше названий. Тогда о Северном морском пути (СМП) ещё часто упоминали по Всесоюзному радио, были передачи о жизни полярников и тех, кто трудится в суровых условиях Крайнего Севера.

К концу четвёртого класса мы с Лёшей знали все моря Советского Союза, многие северные реки, столицы союзных республик, крупные города. Мне нравилось, когда одноклассники на уроках географии давали задание показать ту или иную географическую точку. Но меня «не гоняли по карте», я обычно дополнял.

Стихи Самуила Маршака об ученике и единицах к нам не относились. Помните?

- Учитель задал мне вопрос:
Где расположен Канин Нос?

А я не знал, который Канин,
И указал на свой и Ванин…

Так вот, если с оконечности Канина Носа поплыть или полететь точно на юг, по меридиану, то можно попасть в устье реки Межень, а дальше по Меженской губе в город поморов Межень, а если через полуостров Канин двигаться на юго-восток, то никак не миновать устья реки Индига. Не надо путать с понятием ИНДИГО, которым характеризуют особо одарённых детей.

Индига была основана мезенскими поморами в XVIII веке. Видите, обе реки связаны не только по отношению к мысу Канин Нос. До начала XX века эта территория относилась к Архангельской губернии. В 1929—1959 годах Индигский сельсовет входил в состав Канино-Тиманского района,   административно-территориальной единицы в составе Ненецкого национального округа Архангельской области (до 1936 года — Северного края) РСФСР.
 
В 2005 году Тиманский сельсовет был включён в состав Заполярного района Ненецкого округа. А Индига — посёлок в Заполярном районе Ненецкого автономного округа России, административный центр Тиманского сельсовета. Посёлок находится в пограничной зоне за Полярным кругом.

Название посёлок получил от реки Индиги, а её название, возможно, от ненецкого инд яха — река туманов, или енд яха — река с быстрым течением.

Ближайшая железнодорожная станция — Усинск, а это по прямой всего-то 415 км по вечной мерзлоте.

Климат субарктический, с длительной зимой, с конца октября до начала мая. Лето короткое и  прохладное, местные шутят – «в середине июля». Посёлок находится в зоне вечной мерзлоты, в декабре-феврале — полярная ночь. Зима сравнительно мягкая для полярных широт вследствие влияния Баренцева моря, однако весна и осень длительные и холодные.

Летом длится полярный день, однако всё равно лето холодное, средний максимум июля всего 15 градусов.

Численность населения посёлка, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, составляла 632 человека. В 1999 году в посёлке проживало 739 человек, в том числе 375 ненцев. Население всего Тиманского сельсовета составляло в 2010 году 947 человек.

В Индиге есть центральная база оленеводческого СПК «Индигский», рыбоприёмный пункт был, но его ликвидировали в 1990-е годы, есть дом культуры, больница, средняя школа, метеостанция, аэропорт, почтовое отделение.

В связи с развитием Северного морского пути в Индиге намечено построить глубоководный порт, один из самых больших на СМП, сюда придёт железная дорога, будет построен новый аэропорт, созданы специализированные терминалы: угольный, нефтеналивной и другие. Появятся предприятия по сжижению газа. В 2019 году начались изыскания, а пуск специализированного хаба намечается на 2025 год.
Устье реки Индига практически не замерзает, имеет достаточную глубину и располагается в непосредственной близости от трассы Северного морского пути, и крупный грузовой порт (Порт Индига), мне думается, оправдает надежды, которые на него возлагаются.


Рецензии
15 января 2022, 17:11
Путин поручил правительству разработать проект железной дороги на Крайнем Севере
Президент РФ поручил кабмину начать работу над проектом железной дороги с выходом к Баренцеву морю

Новую железную дорогу могут начать строить на севере России в Ненецком автономном округе (НАО). Соответствующее поручение дал премьер-министру Михаилу Мишустину президент Владимир Путин. Предполагается создание маршрута до выхода к Баренцеву морю недалеко от поселка Индига. Там в 2024 году планируют построить новый морской порт, через который с помощью железной дороги с Северным Ледовитым океаном свяжутся северный Урал и Коми.

Правительство РФ должно к 10 мая предоставить предложения по созданию железнодорожного маршрута – выхода к Баренцеву морю в районе Индиги. Об этом говорится в перечне поручений президента по вопросам развития транспорта, опубликованном на сайте Кремля.

«Представить предложения по созданию железнодорожного маршрута до выхода к Баренцеву морю в районе бухты реки Индиги», — поручил Мишустину Путин.

В районе поселка Индига в Ненецком автономном округе (НАО) может начаться во второй половине 2024 года строительство глубоководного морского порта. Как сообщил в сентябре владелец корпорации AEON Роман Троценко в разговоре с ТАСС, проект порта может привлечь более 300 млрд рублей инвестиций.

Новый морской порт предполагает мощность в 80 млн тонн грузов – коксующегося угля, древесины, удобрений, химических продуктов и бумаги.

Для порта Индиги требуется строительство железной дороги из Сосногорска в Индигу — часть проекта «Баренцкомур». Он предполагает, в свою очередь, строительство железнодорожной магистрали, которая соединит Индигу с Троицко-Печорском, Полуночным и Сургутом.

Баренцкомур станет новым маршрутом для экспорта из Республики Коми, Пермского края, Уральского, Сибирского, Дальневосточного и Приволжского федеральных округов. Это позволит российским компаниям не использовать прибалтийские и украинские порты из-за нехватки мощностей портов в РФ.

Александр Ерошкин   15.01.2022 20:06     Заявить о нарушении