Библиотекарь Атан. Рассказ. 14

Продолжение.  Предыдущее - http://proza.ru/2021/03/01/1541

14

Уже час самый мощный прожектор флаера светил в ночное небо. Три коротких вспышки, три длинных, снова три коротких, пауза… Надежда есть, что какой-нибудь спутник-монитор с орбиты заметит. Страшно хотелось пить, но одни договорились терпеть до последнего и не сосать заложенное в скафандры пойло.
- Летит чего-то, - вдруг сказал Зет, первым заметив слабое свечение в небе. Оно двигалось в их сторону,  усилилось и вскоре превратилось в луч прожектора, ощупывавшего поверхность. Он приблизился. Было видно, как рядом с флаером «в притирку»  опускается какая-то платформа. Её прожектор на время погас, и всё исчезло во мраке.
Братья переглянулись.
- Зет, а неплохо бы нам отсюда скрыться, - произнёс Ион. ¬– Ты как в воду смотрел, когда предложил поправить дверь с моей стороны, там как раз тень, открываем и вылезаем, брат…
Ион первым выбрался наружу, Зет последовал за ним. И тут платформа осветилась бортовыми огнями.
– Это же автоэвакуатор! – первым опомнился Ион.
Бурный период колонизации Марса, как, впрочем, и любого небесного тела, избранного Внеземельем для поселений, сопровождался хаотичным забрасыванием на поверхность всяких контейнеров, автоматических устройств, отработанных посадочных ступеней, брошенных временных жилищ и буровых устройств. Вблизи воздвигнутых куполов в санитарной зоне всё это утилизировали, а на вольные просторы колонизаторы планет выпустили такие платформы-эвакуаторы, которые полностью в автоматическом режиме искали брошенный хлам, грузили его и свозили к утиль-заводам.
- Давай обратно! – скомандовал Ион, но было уже поздно.
От опустившейся платформы к флаеру протянулась стрела манипулятора с присосками, они мгновенно распределились по корпусу, опутали его и заблокировали двери.  Ион с Зетом замахали руками, но «похититель» уже поднял, погрузил их аппарат со всё ещё мигающим прожектором,  стартовал и скрылся во тьме. Положение было аховое. Легкие скафандры с ограниченным ресурсом, никакой связи и – Марс, ледяная ночь, чёрт побери!
- У нас остались конус и баки, которые мы видели при посадке, Ион, - напомнил Зет. – Это в той стороне…
- И надежда, что на утилизации есть операторы с мозгами, – хмуро отозвался Ион. – Наткнутся при разборке на таможенника, может, ума хватит проверить… Шевелим ногами, братец, больше двух часов на поверхности без прикрытия наши одежды не выдержат.
Для экономии заряда фонаря они шли гуськом на поясной сцепке, поочерёдно сменяя друг друга. Вожделенные останки оказались немного дальше, чем им думалось, да и дорога оказалась по каменным россыпям. Но повезло отчаянно: конус оказался ещё работающим энергоблоком, а баки – остатками научной станции более чем двухвековой давности. Отрывать засыпанные  шлюзы сил не было, но попался торчащий на поверхности  люк, вдвоём удалось сдёрнуть прикипевшее колесо затвора…
– Даже аварийное освещение работает, - удовлетворённо сказал Зет, спустившись вслед за братом в вертикальную шахту. – Заметил шильдик «Евросоюз»? Это какой век?
– Ты не век, а по сторонам  смотри лучше, – посоветовал Ион. – Верхний люк закрыл? Может, тут воздух есть внутри…
– Прикрыл только, сейчас слазаю, – признался Зет и полез обратно наверх по вделанным в стену шахты скобам.
Пока его не было, Ион внимательно осмотрел настенную панель и протёр перчаткой её грязное стекло. За ним была видна круглая шкала манометра и тёмные окошечки цифровых табло. Сбоку был рычаг с красной рукояткой.  Когда Зет вернулся, Ион решительно опустил рычаг вниз. Панель тускло засветилась, стрелка манометра дёрнулась и медленно поползла по кругу.
– Вход загорелся! – сообщил Зет.
Ион обернулся. Над круглым входным люком внутрь загорелась зелёная надпись на каком-то древнем языке, но сомнений быть не могло: им разрешалось войти.
– Газоанализаторов у нас с тобой нет, я предлагаю побыть опытною мышкой и понюхать воздух, –сказал Зет. – А потом пойти поискать воду, хотя за два века она могла перестать быть водой…
– Они в форме льда хранили, – напомнил Ион. – Ледяные кубики и растапливали по мере надобности…
Зет уже приоткрыл и мгновенно закрыл шлем.
- Вонь сильная, – скривился он. –  Дышать невозможно. Они просто засрали станцию и бросили её. Удаление отходов жизнедеятельности тут явно нарушено.
– Ты же заразу мог схватить, дурень, – упрекнул его Ион.
– Нет, я осторожно… Потом,  это же в любом случае отфильтрованный воздух, которым камеры перепада наполняют. Тут строго, сам знаешь… Крутим?
Ион кивнул брату,  и Зет принялся крутить штурвальное колесо люка.
– Ион, оставайся тут, я пройду внутрь и попробую найти связь. Нам она сейчас нужнее всего.
– Постой, – Ион приложил руку к стене. – Вроде стук какой-то… Послушай…
Зет дотянулся перчаткой до настенной скобы и тоже почувствовал прерывистую серию ударов чем-то тяжёлым по металлу. Посоветовавшись, они снова разгерметизировали  шлюз, и Зет поднялся наверх. Открыв люк и выглянув наружу, он сразу зажмурился от яркого света прожекторов спасательного коптера. Сидящий на корточках около люка человек помог ему вылезти наружу и обнял.
– Ион, вылезаем! – радостно сообщил Зет. – Генерал ждёт доклада!
– Пить! – попросил Ион, стянув с себя обмякший шлем на борту спасателя. Залпом выпив  поданный ему кем-то из экипажа бокал воды, Петерс начал снимать с себя скафандр, но остановился, сунул руку за растёгнутый ворот, вытащил  и передал генералу футляр с записью скана, пояснив, что это, и от кого получено.
–  Скоростной дисколёт Службы безопасности уже летит на Плутон забрать на Землю известную вам Марьяну Маринкину и пострадавшего пилота Зера, которого сейчас они пытаются спасти в пещере Вебсика с ледяными зеркалами и замедленным временем, – сказал Ростислав Петрович, принимая кристалл. – Прорабатывают вариант импульсной передачи скана разума Зера на Марс. Благодарю за выполнение задания. Эвакуатор с вашим флаером мы перехватили, тело Панно нашли… – Генерал опустил голову и прижал руку к сердцу, отдавая честь памяти покойного. – За какие сведения он заплатил жизнью?
- Роковым для него стало использование этих скафандров, – сказал Зет. – Мы перетерпели жажду, а он не смог. А там не питьё, там энергетик какой-то для клонов.
– Это не для всех скафандры, – покачал головой генерал. – Это их экспериментальная программа адаптации к поверхности. Перед выходом лёгкие наполняются специальным аэрозолем. Перегрузки на флаере-прыгуне готовят тело к принятию питья. Этот напиток облегчает дыхание атмосферой Марса, проще говоря – углекислым газом, которого в ней предостаточно. Дышат смесью атмосферы и газа из кассеты. Если переборщить – будет лёгочный спазм, который и погубил Вика. Я его давно знал… Так, какие сведения?
– Вик Панно дал сведения о тайном члене Высшего Совета Автономии, – сказал Ион, окончательно освободившись от своего скафандра. – Это супермозг для Ганнимеда, который Автономия некогда присвоила. По официальной версии он был уничтожен в результате аварии межпланетника-грузовоза.   Он собрал вокруг себя «отцов-основателей», если не через сканы их разумов, то через модели их знаний. Торговлю от имени Автономии вёл этот супермозг. Там сейчас три противоборствующих силы: супермозг с тайным членством на Высшем Совете, элита Автономии и клоны. Элита боится клонов и их восстания, она всё заблокировала после взрыва планетолёта и внезапной смерти Кисса…
– А клоны?
– А клоны, судя по поступкам Вана Лбера на Плутоне, склонны к неординарным решениям. Мы имели контакт с библиотекарем Автономии, с котором переписывался Лбер. Старший библиотекарь Атан. Пришлось в маске капитана Вонапа с ним побеседовать, просветить, заронить искры разума…
- Ион Петерс, вы, что, возомнили себя богом? Какое вы имеете право ставить себя выше? – генерал неожиданно рассердился. Известный братьям с детских лет «глаз Петровича» горел возмущением.  – Вашей задачей был контакт, взаимодействие, а не высшая миссия просвещения и искр разума! Богом быть трудно, запомните это!
- Есть, запомнить! – вытянулся перед начальством Ион.
– Генерал-коммандер, Марсианская Автономия на открытой волне просит оказать помощь в поисках флаера с тремя неизвестными персонами на борту, - доложил подошедший к ним спасатель. – Что ответить?
- Кто на связи от Автономии?
– Неизвестно. Обезличенный запрос на ленту объявлений «Марс-Инфо».
– Не отвечайте, а на ленте «Марсоспаса» дайте встречное объявление, что найден разбитый прыгающий флаер без экипажа в районе гор Флегра, - решил Ростислав Петрович. – Можно добавить, что обнаруженный аппарат передан на утилизацию. И проследите реакцию.
Посмотрев на стоящих перед ним навытяжку офицеров, он добавил:
– Я почему-то думаю, что Автономия не станет искать пропавших членов экипажа в сточной яме бывшей научной станции, где они укрылись после аварии флаера. Б-боги!

Продолжение http://proza.ru/2021/03/06/900


Рецензии