Начиналась самоизоляция ломался замысел о книге

             ... Начиналась самоизоляция — ломался замысел о книге

Сарказм или ирония судьбы в том, что как раз при написании этой книги и, более того – этой главы, Россия посажена "на карантин" по коронавирусу COVID-19. В момент написания этих строк ещё только 5 (пять) умерших в России (утро 28 марта 2020 г.). Выпала мне не только «Болдинская весна» самоизоляции, но и возможность наблюдать, как происходит то, о чем я пишу – антропокризис, смешение ценностей (Президент США бросил с согласия Конгресса 2 трлн.долларов на поддержку экономики Штатов, а наш Президент Путин бросил половину резервов ФНБ на спасение людей – на поддержку семей без работы, на медицинские закупки и т.п. – два наглядных примера ценностных ориентиров).

Вчера, 29 марта, Патриарх Кирилл сказал буквально следующее: «...и без посещения храмов можно спастись», а сегодня даже в интернете трудно найти точную цитату. Пресс-секретарь Патриарха Владимир Легойда и СМИ пытаются дезавуировать совсем уж «рубящие храмостроение» слова Предстоятеля (на видео их ещё можно найти) и говорят о «воздержаться» и о «временном непосещении». Но сказано было то, что сказано. Момент ведь весьма скользкий. Что он означает? Рассмотрим в том числе и в русле вопросов в данной статьи этой книги, и в контексте бесконечного переформата и перепрошивки ценностных порядков поколения.
С конца 80-х практически сорок лет (прямо «моисеевых 40 лет») народ жил одержимый восстановлением храмов, как символов Русской цивилизации. И тут – ба-бах! Без них, оказывается, можно! Конечно, большинство православных скорее подумало иначе – «БЕЗ ПАТРИАРХОВ МОЖНО».
В 1920–30 православные храмы были последним символом «старой жизни» (и в то же время – вечной жизни, иной жизни, иных отношений). В начале 90-х возрождение храмов стало наглядным символом объединения воли и смыслов людей, надежды на победу Любви и Доброты, справедливости – в противовес опыту ГУЛАГов, войн, соцсоревнований и нашествию западной культуры.

Сбор денег, строительство Собора в Сыктывкаре в 1990-х, восстановление основных храмов в районах и (тут внимание!) – строительство храмов в БЕЗХРАМОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВСЕХ ГОРОДОВ КОМИ стало важнейшим механизмом самоосмысления себя под Богом, себя в истории, себя в мире идей. Точка сборки – храм. Почти по анти-Кастанеде, только в общенациональном масштабе. А теперь нам сказали, что можно и без точки сборки. И кто сказал? Патриарх…

                "Вера твоя спасла тебя...» 

…Третьего апреля 2020 г. Официально Минздрав Коми подтвердил смерть двоих жителей Коми от коронавируса. Это были женщина-завхоз больницы в Эжве, где ситуация распространения получилась взрывной из-за болезни врача, который несколько дней ходил на работу, не понимая, что он инфицирован и болен. Второй случай – в Емве, где умерла Суракова, руководитель райпо (районного потребительского общества). Она с дочерьми вернулась из Франции и совсем больная ходила по своим магазинам. Итог – даже представить пока трудно. Думаю, что там сейчас трудно что-то взять под реальный контроль, особенно, учитывая транзитность Емвы. Две дочери Сураковой лежат с большими температурами... А я – что я? – я читаю сегодня покаянные каноны и готовлюсь к причастию завтра. Надеюсь добраться с женой до Свято-Стефановского Собора на утреннюю службу и причаститься.
Особо есть смысл описать ситуацию с реакцией на слова Патриарх и на попытки запретить службы. В Коми пока что служат все храмы. Все. Но звонил я в Собор – там сказали, что прихожан очень мало. Так мало, что иногда прям совсем «только свои». И это в громадном Соборе в центре города. А чего удивляться? Только свои – это и есть то «малое стадо», которое по-настоящему не верит в смерть. Точнее – верит, что лучше умереть от коронавируса, чем без Христа. Это и есть реальное состояние христианства.

Однако сделаю оговорку. По двум-трем неделям нельзя судить. Две-три недели допустимо самоизолироваться, молиться дома. Потому что апостол разрешал до трех недель считаться воцерковленным и без участия в Литургии. По нынешним временам и для многих профессиональных групп перерыв в три недели и даже больше стал давно уже обычным делом. Но тут-то, особенно в прениях с Патриархом, особенно в массовом внутреннем выборе человека три недели становятся своеобразным психологическим порогом и Символом. Что дальше?.. Дальше наступает момент истины. Либо ты со Христом и смерти нет, либо ты боишься смерти и подчиняешься карантину.
Достойно, просто и внятно повел себя в этой ситуации наш архиепископ Питирим. При всех претензиях к нему за его чудачества со стихами и экзальтированными выпадами на публику и против сомнительной публики, с его стяжательством не духа, а мамоны, в данной ситуации допуска смертельного исхода, он повел себя достойно и не пафосно. В общем, как настоящий пастырь. Может, слегка блаженный – ну, пусть. Пусть это будет во славу Божью.

Нет страшнее страха человеческого, чем страх потерять себя – погибнуть или «не быть собой» (сойти с ума, быть неведомо подчиненным, одержимым не своей волей и т.п.), что тоже означает погибнуть. Это естественный страх человеческой природы, обнаруженной самой в себе ещё задолго до обнаруженного в четвёртом веке Великой Каппадокийской школой понятия в себе – Личность. И в античной литературе, и в древнеиндийской, и в Ветхозаветной мы можем найти описание влияния неведомых (и ведомых) духов, воль на человека. Они всю человеческую историю были рядом с нами – добрые и злые реально, а также «временно назначенные» быть добрыми и злыми. Как? А по нашему незнанию, по нашим грехам, по нашим страстям. Например, Дух Разделения людей по классовому принципу овладел умами и погубил в мире миллионы (если не миллиард). Тут любые эпидемии «отдыхают». Или Дух Воли погружения в микромиры и макромиры. В итоге – Космос и Атом взломаны как объекты Тайны, геоцентричные и антропоцентричные ценности из безусловных стали условными.
…Вместе со страхами потерять себя всегда жили и страшилки. Например, во времена святого Паисия Величковского или святого Серафима Саровского говорили, как об ужасе конца времен в связи с появлением электрического света (из преисподней, конечно), о небожьем, о ворованном свете и т.п. Или – знаете ли вы, что появление первых поездов, паровых машин, скорости, которая была не под силу самым резвым лошадям, стали появляться страшилки про то, что и в Коране, и в Библии есть указание о грехе больших скоростей и об «игрушках демонов». Да чего ж там – Правила Дорожного Движения (ПДД), которые законодательно стали ограничивать в том числе и движения пешеходов , были восприняты с «глубочайшей богословской философией» о том, что «человек теперь вынужден двигаться не по естеству» – под прямыми углами на пешеходных переходах. А уж светофор – ну всё...

Дальше – больше. Всё больше человек передавал своих личных свобод в лапы разделения труда, комфорта, доверялся бумажкам (деньгам), а не реальному урожаю, которые видели глаза и которым наполнялись погреба. Всё больше неведомых воль и духов стали определять нашу жизнь (воля процентных ставок и воля расписаний автобусов, воля ограничения подачи горячей воды в связи с ремонтом и дух моды на шмотки, на профессии(!), на образ и стиль отдыха(!). Мы все на ниточках воль и духов, формируемых часто за тысячи километров от нас. И всегда это волновало лишь крайне малые группы людей. Очень малые. Потому что в целом жизнь двигалась по улучшению, по облегчению, по усилению яркости и красивости своих форм. Уходил голод и болезни, уменьшались тревоги, человечество никогда не жило так легко, как последние пятьдесят–семьдесят лет. Речь, конечно, о «золотой части» человечества примерно в миллиард человек, но, справедливости ради, скажем, что не только миллиард – все-таки улучшалась жизнь реально у всех. У одних очень-очень заметно, а у кого-то еле-еле... При этом сохранялось ощущение, что человек не теряет себя.
Но вот пришла вещь нового уровня – цифровизация. Пришли вещи принципиально нового уровня контроля за сознанием и влиянием на него. А главное – не только сознания, но и Момента Воли, диапазона выбора, вектора выбора и т.п. И вот тут оказалось всё гораздо страшнее. Это уже не страшилки, а фундаментальные – Жизнеобусловленные Страхи. Они о Главном. Тут трудно предположить, что они «рассосутся», что это ровно то же «мракобесие» и страшилки, которые были в предыдущие века и тысячелетия. Сейчас контролируется не то, что у тебя в карманах и не струны влияния на тебя, а то, что внутри тебя - момент натяжения этих струн: куда и когда ты заглянул и на что ЕЩЕ ТОЛЬКО ХОЧЕШЬ потратить деньги. Слежка и учёт от реала твоего поведения до захода (клика) в интернете – всё настроит твое поведение и учтётся в формировании «реальности» под тебя. То есть твои мышцы уже будут дергаться без тебя, а тебе только надо согласиться, что это всё ещё ты...
От потока образов при твоем просыпании утром (от ТВ и интернета до потока рекламы, которую видишь из окна автобуса и слышишь в машине) до – внимание!– твоего стратегического (мнимого) планирования. Думаешь, что это ты решил ехать отдыхать в Крым? Может, это ты решил, что у тебя будут только двое детей? Ха-ха... Ты умеешь в шахматах думать до 5-го хода? Молодец какой! Цифровизация думает за тебя примерно хода этак до 17–19-го. Достаточно, чтобы ты выигрывал в «шахматы жизни» только одним способом – убегал от доски вообще. Или только силой веры встал над системой или трансцендентно прошел сквозь «стены цифры» вне системы...

                2020- год отсечения

И вот уже ко второму июня 2020, то есть через шестьдесят дней после первых объявленных смертей в Коми, сейчас умерших от COVID-19 республика насчитывает 24. Всего? Или уже? Паники и страхов было ведь на тысячи... Без комментариев, как говориться. За это время в авариях погибло бы больше, утонуло бы на весенних рыбалках, погибло в криминале бы больше. Но всего этого стало меньше. Потому что шестьдесят дней не работают кафе и рестораны, непродовольственные магазины, бани, парикмахерские, салоны красоты, кинотеатры, Торговые центры. То есть народ реально «арестован» и сидит под домашним арестом. И не только в России. Это что за сила такая нашлась, которая оказалась способной испугать весь мир? Что за апробированные новые ГЛОБАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии, которые показали – в определенных аспектах можно управлять всеми городами одновременно. Пока речь идет только о городах. Впрочем, этого достаточно, чтобы говорить в нынешних условиях об Управлении Народами. Государства здесь – теперь только подсистемы. Это становится очевидным. Системой является Сила, умеющая включать глобальные страхи, инструменты работы со страхами, и инструменты работы с отвлечением от идей потребления и всего того, что по своему порядку ценностей было признаками предыдущей культуры и цивилизации.

Явно 2020 год – это год отсечения. А апрель-май 2020 – это пограничная полоса. Ничейное, нейтральное время (как ничейная нейтральная земля). До – это эпоха потребления и замедления экономического роста, эпоха стихийной цифровизации и почти дикого интернета, после – эпоха контроля, ограничения, выжигания и «прополки» устаревших форм обучения, досуга, видов работ, ложной занятости, и в целом стиля жизни «работа-дом» и стандарты «среднего класса» в старом понимании комфорта. Ещё никто не знает – каким будет новый стандарт и новые модели поведения, но ясно, что старыми они уже не будут никогда.
В начале апреля ушёл в отставку Глава Республики Сергей Анатольевич Гапликов, назначен временно исполняющим Владимир Викторович Уйба – человек с медицинским и административным в медицинской части образованием. Контрастная фигура в сравнении с Гапликовым. Тот – солдафонского типа, эдакий «Урфин Джюс» (по сказке Александра Волкова), Уйба – «добрый волшебник», эдакий полу-Айболит (Уйбалит – кличка прилипшая к нему сразу) полу-Гендальф из «Властелина Колец» с посохом борьбы с коронавирусом. А око Саурона – всевидящее око контроля за самоизоляцией в период пандемии было, как символ, в сравнении весьма кстати.

Конечно, Уйба республику ещё не знает и, судя по всему, не совсем понимает пропорции проблем. Отчасти это объяснимо – его задача в оперативном режиме пока что остановить эпидемию, прямо вот вчера (1 июня) опять пошёл скачок числа заболевших в Воркуте и в Усинске. Но нам-то, в изучении проблемы понимания «ценностей» и самооценок внутри республики, важно видеть, как и кто влияет на нового Главу, навязывая «первоочередность» как в его поступках, так через него и в новых поведенческих правилах в городах и районах. Видимо, аппаратчики из Желтого Дома смогли убедить, что важнее проблемы националистов и проблемы паводка не существует. И вот первые выезды и первые серьезные «засветки» врио Главы в реверансах ижемской сваре. Там конфликтует Совет района, будоражимый Н. Братенковым и компанией против назначенцев со стороны Гапликова, а теперь они «бунтуют» и вообще против влияния извне… А с чего бы? Выступали бы тогда с такой же ретивостью и «против денег извне»... А то как-то интересно – деньги дайте, а мы тут сами порешаем. Справедливостью и логикой и не пахнет. Но вот на их остроту дискурса Уйба и аппаратчики Желтого Дома повелись. Хотя политика игнорирования здесь была бы логичнее. Научитесь самоорганизовываться – продолжим разговор. И баста. Но мало ли, что думаю я — всего лишь статистическая единица. Но уже есть Телеграмм-каналы (явление, кстати, пока свеженькое — всего-то год-полтора как появились), анонимный срез мнений, с которым не считаться невозможно. А он — этот срез — подтверждает мои сомнения и размышления.

Интересное «окно Овертона» задает это новое явление в жизни республики Телеграмм-канал. Точнее – пакет местных телеграмм-каналов (КОМИ ТЕЛЕГА, Комякия, Коми Тёщи и Неизвестные отцы, КОМИнтарии, Прохоров, bda-oniline, Зарань, УГТУ-интриги и другие). Технологически каждый из каналов стремится к тому, чтобы подборка актуализированных именно им тем были на виду у администрации Главы. Такой функционал задали ещё федеральные каналы – типа Кремлевского Безбашенника, Политджойстика и других – они вбрасывали инсайдерскую инфу (или псевдоинсайдерскую), они создавали дискуссию (или псевдодискуссию), которые и создавали коридор, стенки его – подразумевающие смыслы: «Что в рамках коридора – важно и интересно, что вне коридора – а, так себе… не имеет значения...» Ошибались часто и федералы и региональные «телеграммеры», но технология-то была видна. Она и сейчас видна, и она – уже тот поворот, который показывает: «повестку дня формируют не только администраторы, но и ДЛЯ администраторов». И это явление по массовости участников тоже совсем новое для общественной жизни Республики Коми.

Два месяца – апрель и май 2020 – время перескока в другое самоощущение общества. Остаются где-то позади воспоминания об отдыхе за рубежом (во всяком случае, в массовом варианте это невозможно ни в нынешнем году, из-за закрытия границ, ни в будущем году, т.к. экономическое благосостояние резко ухудшилось у двадцати процентов населения, а относительно ухудшилось и ещё у процентов пятидесяти... Нынешний «цифровой Премьер-министр В.Мишустин» выразился термином – «навис серьезный карниз безработицы». Ну, ещё бы – в целом по России от 5% – где-то до – 20%. Хотя пишут про 9, но, на самом деле, все ж понимают, что и старые-то 5% – весьма условны. Скрытая безработица была значительно больше.
Когда-нибудь будут интересны и мелочи жизни. Такие «мелочи», как традиции праздновать последний звонок в школах. Происходит переформат и этой — а, может, и разрушение традиции Последнего Звонка.

 И вправду «последний»?

Из-за введенного режима самоизоляции, конечно же, были отменены занятия в школах. Фактически НЕДОгод состоялся по всей стране. Дистанционное обучение? Нет. Была скорее профанация дистанционного обучения. Когда вместо диалоговых, проверочных режимов онлайн или обсуждений на несколько окон, всего лишь по интернету раздавались большие (если не сказать гигантские) домашние задания. Когда-нибудь за 100 лет было такое в республике? Нет. Никогда. Ни в 1917-м, ни в 1941-м, ни в другие годы.

Говорят, что и угроза была слишком специфическая. А в чем угроза-то? Угроза была не сама болезнь, как выясняется, угрозой был перегруз системы здравоохранения – то есть, могло произойти следующее: не хватало бы коек и персонала, потому что заболели бы все врачи и медсёстры, переполнены были бы все места с подключением аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ), а это, в свою очередь, привело бы к повышенной смертности. До середины апреля не была понятна природа болезни. В Китае, где все началось в ноябре 2019-го, смертность сначала была выше, в Италии вообще очень сильная, а в России вдруг и заболеваемость, и протекание болезни пошло по более мягкому пути. Но зато обнаружились вопиющие проблемы здравоохранения – нехватка коек, масок, перчаток, защитных костюмов, не отлаженная система тестирования и прочее. Государственная машина продолжала перестраховываться и «штукатурить» проблемы медицинской отрасли практически до 11–14 мая. Инерция, фобии и теперь уже перекосы в помощи закрытым предприятиям, безработным, школам, учреждениям культуры продолжают аукаться и сегодня – (строчки пишутся в начале июня).

Из предпринимателей, в том числе видных — сильных предпринимателей — пожалуй, только руководитель строительной компании КС «Альфа» Сергей Кулаков оказал заметную помощь медикам, но зато десятки вполне себе благополучных дорогих магазинов и бутиков внятно отказали.
И вот — май 2020-го. Ещё не открыто ни одно кафе, ни один Торговый Центр, ещё не работают бани и парикмахерские... В школах по инерции запрещен «Последний звонок». Хотя, по факту, режим самоизоляции уже практически не соблюдается.
Система штрафов тоже пугает людей. И вот на этом фоне в социальной сети «Вконтакте» появляется видеообращение «к взрослым» выпускников лицея при Сыктывкарском государственном университете, суть которого – «мы учились, мы мечтали, у нас украден праздник выпуска и прощания со школой». Дело в том, что сейчас, согласно правил, должна соблюдаться социальная дистанция полтора метра и запрещены любые массовые мероприятия. И в видеообращении очень по-детски «взрослые, мы были хорошими, а вы же обещали нам выпускной… сделайте нам».
Ладно. Оставим инфантилизм деток в 17 лет (мы бы в наши 1970-е пошли бы костры жечь и хлеб жарить, чтоб закусить «вермут», водку и чтобы целоваться до утра, т.е. всё организовали бы сами – а эти просят разрешения и просят праздника, ну ладно...). Возьмем во внимание и рассмотрим главное – произошёл перелом в потребительском понимании – авторы событий где-то там. Это условные «взрослые», федеральная власть, какая-то слепая «сила» под названием вирус MARS SARS covid -19 с болезнью-инфекцией и формами проявления COVID-19, а пассивный материал, из которого акторы лепят историю – это вот поколение видеообращений, просьб, «сделайте нам». И вообще – всё ушло в интернет. Благо – самоизоляция и скука сподвигли даже «чайников», ничего не понимающих в компьютерах, научиться пользованию ПК хотя бы на уровне шараханий по соцсетям. Последний Звонок реала — все эти «чайники». Таких оставалось на начало 2020 года по подсчетам спецов в аналитических отделах Администрации Президента до 22%

… Последний Звонок уходящей эпохи — той, где была традиция в школах, в вузах. «Мы пройдем по городу без масок. Как свободные люди!» – писали в соцсетях выпускники 2020. Ничего себе смелость! Вы серьезно? Ну вы просто повстанцы какие-то... ё-маё. Анекдотично и убого до слёз.
Кстати, а когда всё-таки появилась эта история «последних звонков»? В Коми АССР впервые, так называемые, «последние звонки» с ритуалом тогда ещё совсем-совсем другим – просто длинный звонок с вставанием всех (и выпускников и других учащихся) в классах прозвучал, предположительно в 1950 (по другой версии – в 1951-м) году. И где? В Ухте и в Вожаёле (Княжпогостский район). Тогда же, в 1950-м, прозвучал такой звонок, открыв традицию и в Объячево. Заметим – если в Ухте звучал электрический звонок (сделанный в школе на Ветлосяне из звонка пожарной сигнализации), то на Вожаеле и в Объячево звучали реальные школьные колокольчики, которые вплоть до середины 1960-х годов сохранялись во многих сельских школах. Иногда в школах это были не колокольчики,а рельсы, малые церковные колокола и даже коровьи ботало.

Сама идея таких проводов из школы принадлежит заслуженному учителю Фёдору Брюховецкому, предложившему и проведшему в 1948 году такой «последний звонок" в школе номер 182 (сегодня это школа 1388 города Москвы).
Насколько мне известно, последние звонки 2020 года прошли только в каком-то интернет-варианте. Уверен, что 90 процентов школьников и не заглядывало в эту интернет-ерунду. Откуда у меня уверенность? Да очень просто – каждый год после Последних Звонков социальные сети пестрели фотографиями групп школьников в костюмах и в традиционных школьных фартуках. Где-то некоторые школы модничали с мантиями или шествиями в академическом ключе. Нынче (без преувеличения) я не встретил в социальных сетях ни одного фото с последнего звонка. Ни одного! Были несколько снимков с комментариями о том, что в школах вручают аттестаты вот так – и показано: вход по 1-2 человека, встречающие преподаватели и дежурные в масках. Что-то, я бы сказал, даже пошловатое было во всем этом – отчетно-бюрократическое и показное. Потому что снимки были, например, из районов, где с коронавирусной инфекцией ситуация давно под контролем и особенно-то и не бушевала. Более того, здесь же полно снимков, что по городу и на мероприятиях полно людей без масок.
За столетие от тихих, неторжественных выпусков, которые были в школах Воркуты и Инты, Печоры и Княжпогоста – то есть в городах с суровым населением (наполовину дети НКВД, наполовину из отсидевших, из поселенцев и лишь небольшой процент вербованных или присланных по разнарядке партии и комсомола с отраслевой целесообразностью) – до появления традиции последних звонков в 1950-х, и вот теперь новое самоощущение – «звонок он-лайн». И, видимо, так теперь будет всё чаще, пока виртуальный мир и виртуальные коммуникации не выдавят живое ощущение «класса и школы» окончательно.
А может и к лучшему? Во всяком случае – у нас, в Коми, живое единство класса было очень редким и далеко не во всех школах.


Рецензии