Разговоры

Дело в том, что я многое мог бы рассказать о том, как происходят, и почему происходят, все эти либеральные разговоры в среде творческой интеллигенции. Мне все это не то чтобы близко, но очень понятно.
Традиция в России это давняя, и неплохо описанная.
Расскажу, только один случай, который произошел не так давно.
Пригласили меня на съемки. Эпизод. Вроде и делать нечего.
Режиссер сейчас известный. Назовём его - К.
Три-четыре, тоже, известных актера. И один статист. Он играл - малый чин в системе КГБ. С одной репликой. Играл моего подчиненного.
Выглядел он весьма жалко. Поскольку видимо не был профессиональным актером. И очень волновался от того, что попал в такую компанию.
Периодически вытирал со лба пот. И совершенно не знал куда деть форменную фуражку. Мне его было искренне жаль. Я даже взял над ним отеческое шефство, что бы он хоть как-то расслабился. Назовем его - N.
Я, естественно, настроился на работу.
Выйти на площадку, и выдать. Ибо, по моему глубокому убеждению, задача актера состоит в не в том, чтобы рассказывать свои мысли о роли, о жизни, о персонаже и т.д.
Как у нас говорили -"Не надо рассказывать. Выйди на площадку - и покажи."
Но, тут, оказался не тот случай.
Режиссер К, пригласил нас всех за стол перед началом съемки. Поговорить. Я не против "застольного периода", как это называл Станиславский. Я только - за! Надо обсудить, Договориться. Чтобы возник сговор. Это все очень - хорошо. В лучших традициях русского театра. Так давно уже никто не делает. А это - прекрасно. И необходимо. И очень сильно сказывается на конечном результате.
Приглашен был и статист N.
Но в этот раз... я жестоко ошибся...
Началось все, вроде бы, с обсуждения темы фильма.  Там, к слову, 60-ые годы, сотрудники КГБ и прочее.
Но, по мере того, как обсуждение развивалось, вся компания, углублялась в историю. Впереди, на белом коне, был конечно режиссер. Он рассказывал, как он обложился книгами, сколько всего узнал о репрессиях, в разное время, в нашей стране. Упивался своей просвещенностью до пьяна.
Постепенно, все ушли от темы, и погрузились в глубокую историю. Поддерживая друг друга примерами того, что знали на эту тему.
Прошло примерно пол часа.
Я молчал.
Поскольку запретил себе заниматься подобной интеллигентской болтовнёй. Я пришел - работать!
Да и не согласен я со всеми этими воззрениями.
Вступать в спор - бесполезно. Только подлить масла в это пространное славословие. А согласиться, значит лицемерить.
Я все это ненавижу, со своих театральных времен. Все эти разговоры в гримерке.
Подумал - потерплю. Скоро все закончится.
Для того, чтобы как-то адаптироваться к происходящему, выбрал тактику, легкой блуждающей улыбки, на своем лице. И молчание. Кто, мол, не без греха?!
Но, скоро это не закончилось.
Они заводились друг от друга! Входили в раж!
Известная актриса А, весьма тучная дама, покрылась пятнами, видимо от поднявшегося кровяного давления. Рассказывала, как ее дед, эстонский барон, после революции был комиссаром, и тоже, расстреливал людей.
Все! Перебивая друг друга, рассказывали о невероятных злодеяниях, которые им довелось узнать.
Поддерживали друг друга. Упивались единомыслием. Это была такая  - волна воодушевления!
Где-то через час, я уже очень злился. Но, виду не подавал. Упорно молчал, и улыбался.
В какой-то момент, актриса А, сидевшая по левую руку от меня, стала недоуменно на меня поглядывать с опаской. Почему же это я молчу, и так не к месту улыбаюсь, когда они все, в едином порыве, танцуют, этот, душевный стриптиз, обнажая все?!
Тут я понял. что Штирлиц, еще никогда не был так близок к провалу. Подумал, что под каким-нибудь благовидным предлогом надо покинуть помещение, пока не поздно. Но, продолжал молчать и улыбаться.
На полутора часах, мое лицо уже свело от полуулыбки, а кулаки сжались от гнева.
И вот, когда уже эта интеллигентская вакханалия, казалось бы, вот-вот должна была закончится... Вдруг, мой маленький статист N, который все время тоже молчал, потому, что был в тяжелом шоке, от того куда попал, и какие умные разговоры здесь ведутся, собрал все свое мужество, и решил внести и свои пять копеек!
Вытер пот. Переложил фуражку, которая казалось стала очень большой для него, потому, что он сильно уменьшился в размерах. И изрек - " А вот... у нас в семье, тоже был случай, в революцию..."
И вот тут, друзья, я чуть не сломался... Я чуть не засмеялся в голос! Я практически раскололся!
Это была сцена достойная пера Довлатова.
Одним словом, я был окончательно измучен. Рабочий настрой улетучился совсем. Съемки прошли ужасно. Все распадалось. И не удивительно - вся их энергия ушла в эту болтовню. А моя, на то, чтобы пережить эту болтовню.
Кино, в итоге, тоже, получилось -"интересное". И это, тоже, закономерно.
К чему я это все?
А к тому, что не нужно интеллигенции выдвигать слишком много претензий. Она, конечно, претендует на индивидуальность. И на непохожесть на других. Простых смертных. Но, на деле, точно также, подвержена стадному чувству. Хоть всеми силам и отрицает это. И попав в этот круг, большинство людей, попадает под это влияние. Как этот маленький N, и не собиравшийся ничего говорить. И не думавший обо всех этих вещах буквально накануне. Да и вообще - никогда. Тем более в таком разрезе.
Вот так - это работает.
В эти дни, мы наблюдаем удивительное явление, завзятые либералы-художники, вдруг, отделяются от стада. Богомолов, Слепаков и прочие.
Ничего в этом удивительного нет.
Происходит поляризация в обществе. И многие считают, что это плохо.
Я считаю, что это - хорошо.
Только при условии, что государство обеспечивает невозможность столкновения полюсов. Физическое столкновение.
А оно, государство - обеспечивает успешно.
Поэтому, не интеллигенцией надо заниматься. А идеологией. Будет идеология - все встанет на свои места. И интеллигенция найдет свое место. И эти салонные разговоры - сильно изменят свое качество и направление.
Идеология -  нужна.
Идеология.


Рецензии