Первый прыжок

Земля в глаза летела кувырком,
Когда шагнул из самолёта я.
Душа воткнулась в горло вдруг торчком -
Ни крикнуть, ни вдохнуть никак нельзя.

Лишь три секунды-вечности спустя,
Как только криком вытолкнул отсчёт,
Тряхнули лямки плечи мне шутя.
И в тишине продолжился полёт.



   Сбылась мечта идиота! Записался я в группу для прыжка с парашютом! Едва устроившись на работу в авиаспортклуб, в первые же дни спросил:
  - А могу я тоже прыгнуть?
Инженер, мой непосредственный начальник, не отрываясь от монитора компьютера, ответил со свойственной ему иронической усмешкой:
- О, ещё один... Что, совсем плохи дела дома? Иди к Самохе. Он тебя запишет.
И хохотнул, видимо не поверив до конца в серьёзность моего намерения.
Самоха - Александр, старший по парашютной подготовке. Саша спокойно заверил меня:
  - Прыгнешь. У нас для своих работников скидка в оплате. Сделаешь три прыжка и получишь разряд по парашютному спорту. Только обязательно нужно пройти медкомиссию.

   Наш инструктор Николай. Теоретические занятия проходили в клубе, в городе. По вечерам, в непринуждённой атмосфере. С интересом рассматривали мы это обыкновенное чудо, придуманное Котельниковым почти сто лет назад. А Коля показывал и рассказывал всё о конструкции: что как называется, как что работает. Без заумного занудства. Спустя несколько дней начались тренировки и сдача зачётов на тренажёре во дворе клуба - на "горке". По лестнице поочерёдно взбирались мы в обрубок фюзеляжа Ан-2 - грузовую кабину его, установленную на десятиметровой высоте. Курсанта обвязывали сбруей подвесной системы парашюта, и бедолага делал шаг из двери, вниз, крича при этом "Пятьсот пятьдесят один! Пятьсот пятьдесят два! Пятьсот пятьдесят три!" Так, чтобы слышал  инстуктор. В середине спуска  экзаменатор останавливал парашютиста и давал вводную, озвучивая любую возможную нештатную ситуацию в воздухе. Повиснув между небом и землёй, ты должен немедленно среагировать. Не рассказывать о своих действиях, а выполнить всё, чему обучали нас в классе. Справился? Сделал всё правильно? Выполняешь дальше всё, что положено для нормального спуска. И лишь после того, когда ты всё выполнил, экзаменатор расстопаривал рельсу, по которой спускается снаряд с курсантом. И через несколько секунд ты падаешь коленями и локтями на землю. Ну, или удерживаешься на ногах при приземлении. По итогу твоих действий зачёт сдан или не сдан.
   По окончании обучения за каждым курсантом закрепили парашют. Мы запомнили каждый свой номер.
Всё. В ближайшие выходные предстоит ехать на аэродром. Он расположен в семидесяти километрах от города. Но тут вмешалась погода. Суббота - непрыжковая. Выезд перенесли на воскресенье. И опять та же петрушка. То облачность, то ветер. И так две недели... В будни погода звенит. А как подходит пятница - хоть ты тресни. Лишь на третьей неделе уселись мы в автобус.

   Подготовка на аэродроме...
   Подбираем по себе шлемы, обувь по размеру (ботинки с высокими берцами). Парашюты закреплены за каждым. Мы знаем номера основных и запасных.
Вечером - подгонка парашюта. Настя, спортсменка-парашютист, готовит нашу группу. Подошла моя очередь. Настя с улыбкой:
  -Да не бойся ты. Всё ведь помнишь?
И за успокаивающим разговором помогает мне напялить сбрую парашюта. Ремни затягивает с каким-то неистовым злорадством, как кажется мне.
  - Настя! Куда ты так тянешь?! Тесно же!
  - Молчи. Вот когда дышать не сможешь, тогда всё в порядке.

   Николая я попросил : "Поставь меня первым, пожалуйста." Коля только улыбнулся.
  Построение первой группы перед посадкой в самолёт. Я в её составе. Нас - десять человек. Остальные уселись в автобус и поехали на площадку. Здесь, недалеко, километрах в трёх. А нас, выстроившихся по порядку, понятному только инструктору, проверяют.  Осматривают и ощупывают правильность подгонки подвесной системы. Правильность укладки основного парашюта. Сверяют номера, фамилии. Проверяют прибор, на какое время задержки установлен.
  Всё в порядке. Звучит команда: 
 -  Нале- во! В самолёт шаго-ом!.. Марш!
В самолёт я захожу заключительным из группы. Таким образом оказываюсь на задней сидушке. У самой входной двери. Ан-2, знакомый до мелочей, вдруг становится враждебным.
  Как и все мои товарищи, держу фал с карабином в руке, как было велено инструктором. Держу и тихонечко трясусь от страха.
  Команда: "Пристегнуть карабины!" Всё. Заднего хода нет. Фал пристёгнут к тросу. Николай прошёл и проверил всех, верно ли накинуты карабины. Мандраж достигает апогея. Пилоты запускают двигатель. Сколько раз делал я это сам! Сколько раз стоял перед самолётом на запуске! А тут - как впервые...
   Порулили.
   Разбег. Взлёт. Всё, как обычно. Одно лишь "но". Нужно будет выйти из самолёта в воздухе.
   Кругами набираем высоту. Вот и она. Тысяча метров над землёй. Сердце почти выскакивает из горла.
  Жёлтая лампа - как удар хлыстом. Коля открывает дверь и жестом подзывает меня. В самолёте и так шумно в полёте, а тут ещё шлем на голове. И пульс где-то в ушах. Коля со спокойной улыбкой показывает: "Становись."
Помню всё. Правая рука на кольце. Левая ладонь на правой. Левой ногой упёрся в угол дверного проёма. Очки снял ещё на земле.
  Коля:
  - Готов?
Киваю головой утвердительно. И тут руки подсознательно хватаются за уголок проёма двери сверху. Это я взглянул туда... за борт. Земля-то далеко внизу! Однако Коля похлопал меня по рукам. Почти ласково. "Положи на место!" И тут же с сиреной зелёного сигнала:
  - Пошёл!

   Я ожидал всего. Ожидал толчка в спину. Пинка ниже спины. Чего угодно! Но... как в холодную воду омута, шагнул в дверь сам...
Ждал всего, чего угодно. Но чтобы так! И глаза не закрыл. Вопреки представлениям по ночам с короткими снами. Думал, что выпрыгну, зажмурившись. Ан нет!

   Какое это непередаваемое чувство! Заученным криком отсчитываешь три секунды. Колени вместе, кажется... "пятьсот пятьдесят один! пятьсот пятьдесят два! пятьсот пятьдесят три!!!" Рывком тяну кольцо. Как написал Высоцкий: "Как рубаху от ворота. Или чеку..."И тут рывок! Рывок и... тишина!
  Всё это промелькнуло в какие-то секунды. Первые секунды неповторимой свободы. И тут же начала работать голова: "Посмотри вверх!" Купол наполнился. Стропы не перехлестнулись. Всё в норме. "Посмотри по сторонам!" Оглядываюсь. Да не вижу я ни рожна! Кругом бездонное, безбрежное небо. Ага! Вот он, второй, кто вышел вслед за мной. Далеко. Всё нормально.
Однако же я болтаюсь в этой подвесной системе, как кишка. Где она, та теснота, кторой добивалась на земле Настя? Нет её! Надо устроить свою попу поудобнее. Каким-то образом исхитрился и уселся на ремне под задницей. Лечу!!! "Стоп! А зачековать запасной парашют?!" Ага... Где там она, чека эта? Пыхчу... Уладил.
   Ребята! Какая же красота вокруг! И тишина! Удивительно! Хочется кричать во всю глотку! Хочется петь! Больше не помню ровным счётом ничего!
   Решил попробовать подрулить немного. Потянул за стропы. И тут же откуда-то из пустоты голос:
 
   - Не тяни! Не тяни!! Всё хорошо!

Ёксель моксель! Да это же Саня! Старший по парашютной подготовке. Он наблюдает за нами в ТЗК* с земли. И направляет при необходимости через мегафон. Подсказывает.
  Что ж. Блаженствую дальше. Но не так долго, как хотелось бы. Снова слышу голос Саши с земли:

  - Приготовься к приземлению!

Гляжу, а ведь вот они, сопки. Тут же вспомнил наставления при обучении: "Высота сопки примерно сто метров. На этой высоте ты должен быть готов к приземлению."
  Старательно тяну ноги, чтобы видеть кончики носков ботинок поверх горба запасного парашюта. Земля всё ближе. И кажется, что с каждой секундой скорость всё нарастает. Адреналин опять зашкаливает. С земли слышу уже в который раз: "Ноги! Ноги в коленях подогни!" Это Саша.

И вот оно, приземление! Мордой в снег - вперёд и вниз! Памятуя наставление на занятиях: "Не форсите. Устоять на ногах - не главное. Главное не сломать их при приземлении." Хватило прыти быстро подняться и погасить купол - потянув за стропы, заставить шёлк парашюта выпустить набранный ветер и лечь на землю. И потом уже собрать его в руки. С тем, чтобы принести к месту сбора. Радость переполняла меня! Всё-таки пережил я это неповторимое ощущение. Добрёл по снегу к площадке, где собрались все - и перворазники в ожидании своей очереди, и спортсмены. Они тоже ждали своих прыжков после нас, "шпрот" *. Шёл и поглядывал в небо. Чтобы ненароком не попасть под приземляющегося.
Встретили меня одобрительными возгласами. Ведь с большинством спортсменов мы уже были знакомы. После того, как мы сняли с себя парашютную сбрую вместе с запасками, та самая Настя, похлопав по плечу, как и все, с поздравлениями, заставила нас, первую пару, загнуться, что называется, "раком".
  - Это ещё зачем?! - выпучил я глаза.
  - Нагибайтесь, вам говорят! - и хохочет!
Пришлось подчиниться. И тут получаем мы каждый по символическому удару запасным парашютом по пятой точке.  
  - Вот теперь вы - парашютисты! - под всеобщий одобрительный гул.  Желание прыгнуть сидело во мне занозой уже давно. И вот оно! Сбылось! И немного успокоившись после нахлынувших впечатлений, поймал себя на том, что хочется прыгнуть ещё и ещё. Сразу скажу, что второй раз я всё же прыгнул. Позже, но прыгнул. А вот третий сделать не позволил мне инженер. "А кто за тебя будет работать, если поломаешься? Запрещаю!"- сказал, как отрезал.
  Приехали с площадки на аэродром. Пришло время возвращаться в город. Ребята-техники встретили поздравлениями и подначками.
  - Лёха! Что это там за кучка такая дымится? Не твоя ли?

* ТЗК - труба зенитная командирская
  "шпроты" - прыгуны-перворазники. Кто их так назвал и за что? Кто ж его знает...


Рецензии
Ух, так здорово описано, как будто сама прыгнула! Аж дух захватило.Спасибо за такой познавательный и интересный рассказ.

Алёна Абертен   29.12.2021 23:26     Заявить о нарушении
Вам спасибо, Алёна. За прочтение. За сопереживание. 😊
А буковки всё же не передадут полноты ощущений. Иной раз пересматриваю - и мурашки по спине. Хоть и с улыбкой.

Алексей Мещеряков   30.12.2021 02:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.