Reingold Baisch из 8 JG 3. А был ли мальчик? Был

Согласно «Журналу боевых действий 16-го гиап» за апрель месяц, первую победу полка за 1943 г., одержал пилот Степанов Иван Платонович. Одновременно эта победа явилась первой за всю историю 16-го гиап одержанная полком на американских истребителях Bell P-39 Airacоbra.

Во время вылета, который состоялся с 08:40-09:30, Степанов примкнул к 4 ЛаГГ-3 и вел бой в районе Крымская-Абинская. В ходе боя, по докладу самого Степанова: «..Ме-109 ушёл с большим дымом и снижением..». Позже этот Ме-109 был записан Степанову как сбитый. А ещё чуть позже этот Ме-109 непонятно каким образом оказался и у Покрышкина, хотя его участие в процессе поражения какого-либо Ме-109 в журнале никак не отражено.

Но оставим в покое правомерность зачёта советским пилотам Ме-109 которые «..ушли..» а не «..упали/сбиты..», как и отсутствие обязательного наземного подтверждения [как обязывает Приказ НКО от 09.09.1942г., №0685]. И даже Покрышкина с его мутной победой. А обратим внимание на то, какие потери понесли в этот день истребительные группы Люфтваффе.

Данные тут расходятся. В диапазоне от «потерь нет» до «утерян 1 Ме-109». Сторонники первой версии указывают на отсутствие информации в базовых немецких документах и ещё на целый ряд косвенных признаков. Сторонники же второй версии указывают на труды Прина [Jochen Prien], весьма авторитетного исследователя Люфтваффе, труды которого носят почти фундаментальный характер. Ссылаясь не него называется и номер Ме-109 и пилот и часть. Это Uffz.Reingold Baisch из 8./JG 3 на Bf.109G-4, Werk-Nr.14885.

Я изначально был сторонником первой версии, уж слишком многое не сходилось. Но вопрос всё-же не давал покоя. И я полез «рыть» в направлении советских архивных документов, которые сейчас доступны всем желающим абсолютно бесплатно на сайте «Память народа». И вот каковы итоги.

«Журнал боевых действий войск СКФ» от 30 апреля 1943 г. [«печатный», там ещё есть и рукописный от 25 апреля 1943 г.] На стр.61 есть запись:

«..Пленный лётчик /унтер-офицер/ со сбитого 9.4 в районе Шептальский /юго-вост. Крымская/ самолёта Ме-109 показал, что принадлежит 8 отряду 3 группы истребительной эскадры «Удет» /ранее 3 истребительная эскадра/, командир эскадры «Удет» полковник Вильке; и т.д..»

Отмотав немного назад, а именно на стр. 57 находим:

«..По дополнительным данным-пулемётным огнём 383 сд сбит один Ме-109, лётчик взят в плен..».

Правда такое упоминание приходится на описание боевых действий за 10 апреля 1943 г. Видимо лётчик попал в плен не сразу, а на следующий день [10 апреля]

Т.к. данные в журнале брались из оперативных сводок и боевых донесений, логично было их «прошерстить». И находим в «Оперативной сводка штаба СКФ» от 10 апреля 1943 г. [к 10.00, там есть похожая к другому времени]

«..По дополнительным данным пулемётным огнём 383 сд 9.4 сбит один Ме-109, лётчик взят в плен..»

Осталось глянуть на дислокацию и что 383 сд на этот счёт сообщает. С дислокацией всё нормально, а «Оперативная сводка штаба 383 сд» от 09 апреля 1943 г. в пункте 6 сообщает:

«..Сбит один истребитель противника-«Мессер-Шмитт 109»..»

И хоть нигде не указана фамилия пилота, судя по всему действительно 1 Ме-109 был утерян в этот день, а пилот попал в плен. Другое дело что появляется ещё один претендент. Ведь кроме Степанова на сбитый Ме-109 в этом районе претендуют Кособьянц и Федоренко из других полков. Ну и Покрышкин. Чисто формально. И в итоге 1 сбитый Ме-109, превращается в 5 сбитых Ме-109. И это минимально. Ведь по сводкам СКФ за этот день огнём с земли было сбито 2 самолёта противника. Вдруг кто-то ещё сбил 1 Ме-109?


Рецензии
Ну, слава Богу, признали...

Олег Каминский   01.03.2021 19:41     Заявить о нарушении
"Признали" звучит как-то по прокурорски. Тут больше употребимо "познали" :D

Похиленко Владимир   02.03.2021 02:04   Заявить о нарушении