Смерть весталки
В тот день по Риму пронеслась молва: одна из весталок нарушила обет целомудрия. К полудню у храма Весты на Форуме собралась молчаливая толпа. Она расступилась перед носилками великого понтифика. Не глядя на собравшихся, он прошёл к дверям, у которых стояли два охранника. Один из них с глубоким поклоном отворил дверь. Понтифик переступил порог и, подождав, когда дверь снова закроется за его плечами, поднял голову. Сидевшая в углу весталка встала и, не опуская головы, встретила суровый взгляд понтифика.
- Почему?
- Я полюбила.
- Но ты же знаешь, что ожидает тебя. И его тоже.
- Он далеко.
- Значит, он предал тебя.
- Нет, я сама просила его бежать.
- И он согласился?
- Я приказала ему.
- И он подчинился.
Весталка опустила голову.
- Я знаю тебя давно и знаю, что ты не скажешь, кто он.
- Нет.
- И ты знаешь также, что я ничего не могу изменить. Даже если бы захотел. Закон запрещает проливать кровь весталок. И ты будешь похоронена заживо. Если мы найдем его…
- Я знаю… Засечете до смерти. Но я надеюсь…
- Всё. Следуй за мной.
За появившимся из дверей великим понтификом шла отступница, закутанная с головы до ног в черное покрывало. Её быстро препроводили к закрытым носилкам, которые обмотали сверху кожами так, чтобы голос несчастной не был слышен собравшимся. Но измученная кошмаром последних дней, она уже не могла ни кричать, ни говорить, ни плакать и сидела, окаменев, желая только, чтобы поскорее всё кончилось. Толпа расступилась перед носилками, и безмолвная процессия тихо двинулась по Форуму в направлении Коллинских ворот. Встречавшиеся на пути прерывали разговоры и, молча, присоединялись к скорбному шествию. И не было зрелища ужаснее, ибо при виде его все звуки умирали в воздухе, и нечем было дышать, а на глаза невольно наворачивались слезы. Но вот и печальный холм с кучей земли у вырытой накануне подземной каморки. Служители распустили ремни на носилках. Понтифик, взяв за руку несчастную, препроводил её к последнему пристанищу. Желая очистить себя перед богами, которые могли неодобрительно отнестись к убийству служительницы таинственного культа, исполнители приговора оставили весталке скромное ложе, горящий светильник и скудный запас продуктов. Теперь она умрёт сама. Несколько рабов взялись за лопаты, и уже никто не мог сдержать слез, когда вход в подземную камеру стали заваливать землей и камнями, покуда поверхность холма не выровнялась так, что нельзя было найти и следов погребальной камеры. Оставшись, наконец, одна, страдалица скинула покрывало, оглядела свою могилу и закричала надрывно и громко. Но толща земли поглотили этот вопль, и он вышел на поверхность тихим стоном, от которого содрогнулись задержавшиеся на холме и поспешили прочь от страшного места, чтобы никогда не возвращаться сюда.
Некоторые из окрестных жителей поговаривали, что несколько ночей подряд, прячась от охранников, на холме появлялась закутанная в плащ фигура. Распластавшись на земле, человек словно прислушивался к едва слышным звукам, долетавшим из замогильной глубины.
*******
Непорочные жрицы богини Весты, хранительницы домашнего очага, жили в специальном доме весталок. Это был комплекс зданий с галереями, выходившими в просторный внутренний дворик – атрий. В атрии обедали, принимали гостей и занимались общими работами. В весталки выбирали девочек из знатных семей, в возрасте от 6 до 10 лет, без каких-либо телесных изъянов. Весталкой была и мать основателей Города – Ромула и Рема. Первые десять лет девочки обучались, потом десять лет служили богине, а последнее десятилетие сами обучали вновь посвященных. Службу свою весталки несли в стоявшем рядом храме Весты, богини, которая, как говорит Овидий, была воплощением живого огня. По преданию, царь-понтифик Нума Помпилий велел выстроить храм круглой формы, который символизировал мироздание, в центре которого, как солнце, горел священный огонь. Каждый год, 1 марта, весталки гасили и вновь разжигали огонь, быстро вращая палочки, выпиленные из священного дерева. Они совершали жертвоприношения, выполняли сложные древние обряды. Поговаривали, что весталки хранили также тайные святыни, вывезенные прародителем латинян Энеем из Трои.
Среди них были священный огонь, постоянно горевший в память о предках, древнее изображение богини Афины-Палладий и Пенаты, или хранители дома, кухни и кладовой, типа наших домовых. Римляне представляли их в виде маленьких нарисованных или вылепленных из глины человечков, которых держали в специальном шкафчике около очага. Помимо пенатов домашних, богов частного дома, были пенаты государственные, и они помещались у самого главного очага, внутри круглого храма Весты на римском Форуме. Кроме пенатов жители Рима почитали еще и ларов – покровителей дома, общины, местности. Были также лары дорог, водных путей и лары – хранители воинов на поле битвы. А вот добрые души умерших предков превращались в маны, которые обитали в подземном мире. Вход в священное обиталище манов находился на Палатинском холме. Это была, прикрытая камнем глубокая яма, которая называлась мундус. Три раза в год отверстие открывали, чтобы свершить торжественные церемонии и умилостивить богов-манов. На алтарь приносили жертвы и возливали вино, воду, молоко, кровь черных овец, быков и свиней. В то время, когда совершались празднества в честь манов, храмы всех остальных богов были закрыты, свадебные церемонии запрещались. Все государство возносило моления благодетельным и доброжелательным манам. Кроме того, каждый римлянин имел ещё своего гения, который помогал ему и в добрые дни и в горестные.
Весталки пользовались большим почетом, магистраты вставали при их появлении, расступались солдатские отряды и толпы на улице. Многие римляне, в том числе и Цезарь, отдавали на хранение в храм Весты свои завещания, важные документы и сокровища. Преступник, которому посчастливилось встретить по дороге на казнь весталку, получал помилование. Через 30 лет служения богине Весте, окруженные почетом весталки уходили на покой и даже могли выходить замуж. Но за ошибки весталок секли, а тех из них, кто не сохранил священный огонь или нарушил обет целомудрия, погребали живьем, потому что убивать служительниц древнего культа было нельзя. Соблазнителя в присутствии народа засекали насмерть розгами или кнутом, чтобы другим неповадно было.
В V веке с установлением христианства огонь в храме Весты на Форуме погас навсегда, а все сокровища и святыни этого и других языческих храмов передали в государственную казну. До наших дней дошли лишь небольшой фрагмент изящного храма, статуи, стоящие по периметру двора на увитых розами пьедесталах, да руины портика.
Свидетельство о публикации №221030101702