Общий родственник

Как же мы любили литературные вечера в Киевской филармонии, на которые меня с подругой приглашала ее бабушка Ольга Андреевна. Там собиралась очень « другая» публика. Там не было случайных людей. Эдакое тайное общество Киевских интеллигентов. Самым ярким и незабываемым из этих спектаклей одного актёра был вечер « Одесских рассказов» Бабеля .Вроде бы и не театр, и декораций нет... А талант чтеца за считанные минуты перенёс нас в Одессу Бени Крика. «Что вы можете об этом понимать, если на носу у вас очки, а в душе - осень.» До сих пор помню ею интонацию актера и паузу , после которой все стоя благодарили исполнителя.
Но я хочу рассказать совсем о другом вечере. Актриса в длинном концертном платье читала отрывки из произведений Франсуазы Саган. Это был 81ый или 82ой год. Нам было по 16 или 17 лет. Тогда мне очень нравились ее романы. Но запомнился этот вечер совсем не тем, что происходило на сцене. Ольга Андреевна пришла со своей подругой. Они познакомились в середине шестидесятых . Эти дамы  не могли пройти мимо афишы литературного вечера , посвящённого поэтам серебряного века. Я большой поклонник « Дозоров» Лукьяненко и люблю представлять людей в « сумраке». Эти дамы видятся мне в узких платьях , вуалях , шляпках и перчатках. Хотя ... и в обычной одежде по ним было видно без всякого « сумрака»  , что это ДАМЫ. Они разговорились. «Мария Капнист», представилась новая знакомая. « Вы в родстве с известным поэтом и драматургом Капнистом ?», спросила Ольга Андреевна . «Да. Это очень приятно встретить человека , который так глубоко знает литературу. Ведь о нем многие забыли ».  О Марии Капнист  теперь много пишут. А я всю историю узнала ещё тогда. Фамилия происходит от названия острова Капниссос в Ионическом море, откуда родом ее далекие предки . И одному из них   царица Елизавета пожаловала  земли на Полтавщине за боевые заслуги под Очаковым. А через триста лет в семье графа Капниста и родилась Мария Ростиславовна. В их доме на Английской набережной  в Петербурге бывал Фёдор Шаляпин и даже похвалил Марию  за актерский дебют в домашнем спектакле . После 1917 года семья переехала в Судак, где у них был дом. Почти всех родственников расстреляли в 21м. Дом разрушили. Марии Капнист удалось бежать в Ленинград, потом в Киев, опять в Ленинград . Ее посадили по 58ой статье в 41м. А дочь родилась уже в лагере. Когда Мария увидела, что ее девочку избивала воспитательница лагерного детсада, то набросилась на неё. Ей добавили срок и она отсидела 15 лет.  Когда ее освободили, Мария Ростиславовна приехала Киев . Ее случайно увидел  режиссёр и пригласил сниматься. И хотя она сыграла более 120и  ролей, но для меня она прежде всего  « графиня» из Бронзовой птицы. Так вот, мы ведь с ней были вместе на вечере Франсуазы Саган. Актриса читала отрывки из романов, герои которых влюблялись, страдали , впадали в депрессию . Но Мария Ростиславовна , которая испытала  ужасы лагерей,не прокомментировала « Мне бы их проблемы», а сказала « Как же она талантливо читает прозу».
Я решила обо всем этом написать , но поскольку это было 40 лет назад , кое-что подзабыла и моя подруга напомнила мне некоторые детали . Самый забавный эпизод ей самой рассказала бабушка, потому что ей был тогда год или полтора. За ее бабушкой зашли Мария Ростиславовна  и Анна Васильевна Тимирева (гражданская жена Колчака). Бабушка стала объясять, что ей еще нужно накормить ребёнка кашкой, до прихода родителей. Мария Капнист командирским голосом сообщила, что они не могут пропустить литературный вечер из-за кашки  и велела бабушке собираться, а Анне Васильевне - взять ложку и накормить ребёнка, чтобы не терять времени. Ольга Андреевна  спустя много лет спрашивала  внучку  , помнит  ли она, как ее кормили кашкой. «Ещё бы! И взятие Зимнего тоже », стараясь сохранить серьезность, отвечала моя подруга . И вот мы начали вспоминать, вспоминать.... И вдруг моя подруга говорит : « Мария Капнист познакомила бабушку  с ещё одним известным человеком . Виктором Некрасовым». Я воскликнула : « Я знала , что связь между нами глубже, чем учёба в одной школе. У нас нашёлся общий « родственник». Мой папа дружил с Виктором Платоновичем.»
Когда папа вернулся с фронта , он поступил на филфак . И как-то раз к ним пришёл читать свои стихи Павел Антокольский. Он прочитал свою известную поэму « Сын»( а его сын погиб в 42м), и папа ,под впечатлением от услышанного , написал тут же в зале экспромт о том , что все сидящие в зале фронтовики его сыновья , вышел на сцену, прочитал и Антокольский его обнял . Когда в 48м году Павла Антокольского обьявили космополитом, сразу вспомнили кого он обнимал . И папе тогда очень помог Виктор Некрасов, с которым папа был уже знаком . Вообще, мой папа не пил .Я не думаю, что видела его пьяным больше двух раз в жизни. И один раз это начинались с какого-то литературного вечера и продолжалось  у Виктора Платоновича дома . Папа проснулся посреди ночи в трамвае в депо. Выбрался оттуда и пришёл домой к утру. И в дверях сказал гордо : « Я пил с самим  Некрасовым и выбрался из лабиринтов трамвайного депо , как из окружения в 41м». И после этого уснул мертвецким сном.
Виктор Платонович Некрасов был удивительным человеком и большим писателем. Папа , как и многие  прошедшие войну, считал « В окопах Сталинграда» книгой номер один о войне.  Некрасов отказался травить евреев , объявленных космополитами . Потомок древнего аристократического рода Мотовиловых поднял вопрос о том, почему на месте Бабьего Яра собираются сделать стадион . И во многом благодаря ему на месте страшной трагедии стоит памятник. Вспоминая об этих событиях Некрасов писал много лет спустя о Бабьем Яре : Здесь расстреляны люди разных национальностей, но только евреи были убиты за то, что они — евреи…
Виктора Некрасова лишили гражданства, он жил во Франции и папа был счастлив, что смог посетить его могилу на Сент-Женевье;в-де-Буа; .
Вот такая у меня получилась история о литературных вечерах, киевлянах и связи времён.


Рецензии