90 год. Гл. 45. Цифровая МТ-20. Вопросы, вопросы

Глава 45. Цифровая МТ-20. Вопросы, вопросы…

Мне не пришлось ни о чем беспокоиться, в этой, свалившейся как снег на голову, командировке. Все уже распланировано и решено в Алма-Ате. Поезд маршрутом Алма-Ата – Уфа делает короткую остановку в Синегорске. Билет мне куплен. Остаётся лишь собрать вещи и к назначенному, прибытием поезда, времени, явиться на вокзал.
В вагоне познакомился я с Любовью Павловной – специалистом Министерства связи Казахской ССР, в компетенцию которой входят вопросы внедрения принципиально новых АТС на сетях крупных городов Казахстана. Она мне и звонила, приглашая в командировку. Она и я – весь рядовой состав группы. Третий – неизменный главный инженер проекта модернизации ГТС по городу Синегорску – Шульц Анна. Она же – старшая группы. Всё – полный состав, - достаточно!
Мы доберёмся поездом до Уфы завтра – в первой половине дня. Шульц Анна прилетит завтра же, самолётом, прямо из Алма-Аты, но – к вечеру. Режим командировки – вольный. Дальнейшие планы и маршруты обговорим встретившись.

После последнего путешествия к родителям в 1987 году – эта командировка – первый мой выезд за пределы города. Миновав Петропавловск, поезд стучит колёсами по совершенно незнакомой местности. До самого заката солнца стою у окна купейного вагона и вглядываюсь в ландшафт местности. Степи, степи, степи – то же самое, что между Целиноградом и Балхашом. Из более-менее заметных городов, попавшихся на пути в дневное время, – Курган – какой-то унылый, нескладный, чадящий трубами… Там впереди будет ещё и Челябинск, но его вряд ли я увижу – его поглотит ночь.
Уфа встретила хорошо – прекрасной гостиницей с отдельным номером. Есть время осмотреться на местности, только погода не располагает, и здесь тоже, грозит с неба постылым дождём. Я взял с собой книгу, казалось, интересную – Солженицына «В круге первом».

Не читается книга. Как бы в придачу к уличной хмари, тоже, какой-то мрачный, навевающий тоску, сюжет. Шарашка, безысходность, душок Гулага, уже набившие оскомину язвы административно-командной системы, и люди – по большей части – сволочи. Надоело! Лучше на улицу – под дождь. Зонтики с собой.
Совершили с Любовью Павловной ознакомительную вылазку в город. Широкие проспекты, но чувствуется неухоженность, навеянная влажной погодой. И ветер, ветер…
Одна из площадей расписана магическими заклинаниями молодёжи: – «Виктор Цой жив!» – бросается всюду в глаза этот слоган в различных вариациях. Аналогичные надписи краской на стенах домов…
Такое ощущение, что вся Уфа, странная фанатка, недавно, нелепо ушедшего из жизни певца. На высокой скорости гнавшего куда-то свой автомобиль, уснувшего за рулём, выехавшего на встречную полосу и врезавшегося во встречный автобус. Это из его уст звучало на всю страну, распаляя души – «…перемен, требуют наши сердца… перемен, мы ждём перемен».

Дождались! Захлебнулись переменами. Всё больше задаёмся вопросом – а есть ли там свет – в конце тоннеля? И всё большую актуальность приобретает одно из изречений китайского мудреца совершенно противоположное по смыслу, нашему маниакальному желанию – «Не дай вам Бог – жить в эпоху великих перемен!».
А в районе нашего проживания пьянящий, сладкий, конфетный запах. Просто пронизан насквозь им воздух. Где-то рядом находится, знаменитая на всю страну, кондитерская фабрика, круглосуточно выпекает она сладкую продукцию, которой всё равно – не хватает.
Ждём прилёта Шульц, она расставит точки над дальнейшими планами.
Перед поездкой, с Макарычевым, опять, в который раз, тщательно перебирали перспективы, вырисовывали будущее сети. Новое здание под электронную АТС в центре города… Выносные станционные ёмкости-концентраторы, в слабо телефонизированные удалённые районы… Волоконно-оптические кабели – в качестве соединительных линий к ним…. Какой-то специальный режим вентиляции для охлаждения АТС...

Макарычев уже поездил и в Алма-Ату, и в Уфу, имеет об МТ-20 сложившееся, неплохое представление. И всё равно, всё, что мы с ним обсуждаем – для обоих – в новинку.
Оказывается, станция очень критична к качеству абонентских линий, сама, в случае несоответствия параметров, их отключает в автоматическом режиме. Задаёмся вопросом – а вот интересно – если бы она была в работе сейчас, в самых наихудших для кабельной сети условиях, сколько бы, сейчас, всё-таки, худо-бедно работающих с аналоговыми АТС телефонов она отключила бы, не приняв их, параметрами, не дотянувшихся до её цифровых требований?  Загадка…
Ясно лишь одно, качество сети придётся серьёзно подтягивать, приспосабливая сеть под новую станцию. Ясно, что мы, навязываясь в первопроходцев цифровизации, очень рискуем. Но перспектива цифровизации – она, же затмевает всё! Подтянем качество…

Цифровая станция ёмкостью двадцать тысяч номеров сразу – она, предназначенная для Синегорска, первая в Республике. Совершенно другие технологии, совершенно другие принципы обслуживания. А это значит – предстоит серьёзная подготовка и переучивание специалистов. Из наших, пожалуй, один Гаетов Равиль имеет об электронных станциях смутное представление. Побывал он недавно на курсах по АТС нового поколения, и то – квазиэлектронных – «Квант».
Станцию эту мы с нетерпением ожидаем для Центрального микрорайона, но понимаем, что в этом году из-за латышских пакостей, уже точно не видать её нам как своих ушей. Даже каплей в море не назовёшь приобретённые Гаетовым знания. Это мизер от того объёма, что ещё, по этой части, предстоит получить людям.

То, что станцию, даже сверхсовременную, придётся обслуживать нашими же специалистами – сомнений нет. А вот как, какими методами? Качественные, рабочие параметры уже заказанной для нас станции, пусть и электронной, по первым отзывам, не очень высоки, и это – мягко говоря. Сказывается применение на французской схемной разработке  полупроводников и элементной базы советского производства.
Абонентские комплекты – устройства сопряжения через кроссовую защиту электронной части станции с, собственно, линиями связи, с парными жилами в кабелях, не так устроены, как на обычной релейной АТС. Один комплект – ТЭЗ, так называемый, конструктивно устроен сразу на восемь линий. Выйдет из строя его одна восьмая часть – меняй весь комплект, прерывай работу сразу восьми телефонов. Где их наберёшься, этих комплектов, сколько их надо для обеспечения своевременной замены?

Где ремонтировать? В сервисном центре в Уфе, или такой будет организован в Алма-Ате? Но там даже пока базовой станции нет. И как доставлять нуждающиеся в ремонте блоки и забирать их обратно после ремонта? Курьерами?
Сплошные вопросы. Первая в Казахстане мощная базовая АТС – у нас в Синегорске намечается. Лисаковск, с его пятью тысячами, в расчёт брать не будем. Значит, и сервисный центр, чтобы не тащить повреждённые блоки, а они непременно будут появляться, к черту на кулички, необходимо, этот сервисный центр у нас открывать. Может быть, сначала, для ремонта самых уязвимых частей цифровой АТС. И предварительные перспективы открытия такого центра – тоже обсуждаются и прорабатываются.

Но специалисты новой формации – сколько потребуется таких специалистов?.. Под силу ли это небольшому городу Синегорску – пусть даже и областному центру?..
Нашей группе завтра с представителями БЭТО (Башкирское электротехническое объединение) и это предстоит обсудить. Посмотреть, что у них за тестовые приборы есть для ремонта тех же ТЭЗ-ов. Много вопросов, очень много. Взвалили мы на себя ношу…
Прилетевшая вечером Анна Шульц расставила акценты и приоритеты. Два дня на Уфу. В пятницу, самолётом, – в Киев, а там видно будет.


Рецензии