Императорская Гавань

Далеко не все жители Дальнего Востока, и даже Хабаровского края, знают о существовании этой гавани, которой почему-то нынешние власти не вернули прежнее название – Императорская. Ведь получили же дореволюционные названия города Тверь (Калинин), Самара )Куйбышев), Санкт-Петербург (Ленинград).  Поэтому гавань по-прежнему носит название Советская Гавань. Это же название носит и город, расположенный на её берегах.

Первые сведения о некоем закрытом заливе, находившемся на побережье Татарского пролива южнее Де-Кастри, были получены участниками Амурской экспедиции весной 1852 года на озере Кизи от местных орочей, которые именовали залив Ходьё или Ходжо. Впоследствии в русском языке за ним закрепилось искажённое название Хаджи.

Залив сразу заинтересовал командующего Амурской экспедицией Г. И. Невельского как потенциальная база военно-морского флота, где корабли смогли бы укрыться от возможного нападения со стороны вражеского флота. Последнее, с учётом осложнения русско-английских отношений и возросшей активности британского флота на Дальнем Востоке, было вполне реально. Сначала рассматривалось два пути поиска Хаджи — сухопутный (через стекающие с Сихотэ-Алиня и впадающие в залив реки) и морской; из-за рискованности первого пути Невельской выбрал второй.

Первооткрывателем залива Хаджи стал лейтенант Российского императорского флота Н. К. Бошняк, посланный Невельским для поиска морского пути к заливу. Его сопровождали три спутника — два казака и якут-переводчик. Произошло это 23 мая (4 июня) 1853 года. На берегах залива Бошняк насчитал около 50 орочей, которые проживали в 10 жилищах, разбросанных в 5 местах по берегам бухт залива. Первооткрыватель назвал залив гаванью Императора Николая I (впоследствии название сократилось до Императорская Гавань). Бухтам залива он дал имена членов императорской фамилии. Такое решение было принято им сознательно в связи с тем, что многие приближённые Николая I, в частности министр иностранных дел К. В. Нессельроде, отрицательно относились к исследованию новых дальневосточных территорий.

На одном из мысов, названным впоследствии в честь Великой княжны Анастасии, был установлен деревянный крест, на котором была закреплена доска с надписью: «Гавань Императора Николая открыта, и глазомерно описана Лейтенантом Бошняком 23 мая 1853 года, на туземской лодке, со спутниками казаками Семёном Парфентьевым, Киром Белохвостовым, амгинским крестьянином Иваном Мосеевым». Местным орочам было вручено официальное письмо на русском, немецком и французском языках, в котором указывалось, что Императорская гавань принадлежит России.

4 (16) августа 1853 года в Императорскую Гавань прибыл на транспорте «Байкал» сам Невельской, пожелавший лично участвовать в создании первого русского поселения в новооткрытом заливе. По его распоряжению в одной из бухт (Бошняк назвал её Константиновской, впоследствии она получила имя Постовой) был выставлен «военный Его Императорского Высочества генерал-адмирала великого князя Константина пост» во главе с урядником Д. Хороших. 7 октября 1853 года в гавань вновь прибыл Н. К. Бошняк, назначенный Невельским первым начальником Константиновского поста.

На зиму 1853—1854 годов в заливе остались зимовать команды транспортов «Иртыш» и «Николай I», всего около 90 человек. Первая зимовка русских в Императорской гавани была трагичной: от плохого питания, холода и цинги в Константиновском посту и на судах умерло 29 человек. Невельской же, в свою очередь и приказавший устроить эту малоподготовленную зимовку, позже пытался переложить вину за гибель людей на Н. В. Буссе (который якобы не поделился продуктами и не заменил больных из экипажа транспорта «Иртыш», когда тот был на рейде поста Муравьёвский). С этой целью он самолично внёс изменения, обвинявшие начальника поста как бы от лица лейтенанта Бошняка, в воспоминания последнего, опубликованные в «Морском сборнике» (№ 10 за 1859 год). Как выяснилось вскоре, редакция журнала поручила Невельскому лишь «просмотреть статью г. Бошняка и сказать о ней свое мнение» (№ 2 за 1860 год). Н. В. Буссе в письме редактору, напечатанном в № 7 за 1860 год, изложил свою, полностью оправдывающего его, версию событий, представив в качестве доказательства подлинник рапорта командира «Иртыша». Однако, спустя много лет свои измышления Невельской изложил уже в главе XXIV книги «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России» (издана посмертно в 1878 году и, благодаря авторитету автора, до сих пор считается достоверным источником информации).

В 1887 году в память о погибших был установлен памятный знак, впоследствии его местоположение менялось четыре раза. В В 2016 году в посёлке Заветы Ильича был установлен новый памятник погибшим от цинги, на котором они перечислены поимённо.

22 мая 1854 года в гавань зашел фрегат «Паллада», а также встретившая «Палладу» у входа в Татарский пролив паровая шхуна «Восток». Командир «Востока» доставил находившемуся на «Палладе» вице-адмиралу Е. В. Путятину официальное сообщение о том, что Англия и Франция объявили войну России: от прибывших судов о начале Крымской войны узнали и на Константиновском посту. В окрестностях бухты Постовой был вырублен лес, началось возведение двух батарей, чтобы в случае необходимости отразить нападение вражеского флота, который мог появиться в любое время. Строительством батарей руководил лично Путятин. Ему помогал старший артиллерист «Паллады» подполковник К. И. Лосев, который вместе с матросами возводил брустверы с амбразурами, оборудовал места для стоянки орудий.

28 июня 1854 года «Паллада» покинула Императорскую гавань, планируя через Амурский лиман прибыть в Николаевск. После неудачных попыток сделать последнее «Паллада» в конце сентября 1854 года вернулась в гавань на зимовку, где её охраняла команда из 10 человек во главе с боцманом В. Синицыным. В марте 1855 года в бухту Постовую прибыл новый начальник Константиновского поста, участник Амурской экспедиции прапорщик Д. С. Кузнецов, который принял пост у В. Синицына.

Весной 1856 года по приказу начальника сухопутных и морских сил Амурского края В. С. Завойко фрегат «Паллада» был затоплен, дабы он не достался противнику. После этого Константиновский пост был снят, его начальник Д. С. Кузнецов с подчинёнными покинул Императорскую Гавань.

В мае 1856 года, уже после окончания Крымской войны, в оставленную русскими Императорскую гавань зашла британская эскадра: пароход «HMS Barracouta», фрегаты «HMS Pique» и «HMS Sybille». Эскадра пробыла в заливе около десяти дней, перед уходом англичане сожгли все строения Константиновского поста. В середине июля 1856 года британцы вновь вернулись для того, чтобы составить карту побережья залива. Сам залив получил название «Гавань Барракуды»— в честь британского парохода. Многие другие географические объекты также получили английские названия, в основном в честь членов экипажа «Барракуды».

В 1857 году Константиновский пост был восстановлен и работал до 1903 года.

2 (14) ноября 1860 года был подписан Пекинский договор, который официально закрепил за Россией земли к востоку от реки Амур, в том числе и территорию Императорской Гавани. До этого Императорская Гавань формально находилась на территории, неразграниченной между Россией и Китаем.

В конце XIX века на мысу при входе в залив, был построен маяк, один из старейших на тихоокеанском побережье России. После революции большевики переименовали маяк в «Красный Партизан» в память о большевистских партизанах, расстрелянных здесь в гражданскую войну. Неподалёку от маяка также был установлен монумент.

Активно осваиваться территория современного города начала в 1900-х годах в связи с деятельностью лесозаготовителей и рыбопромышленников. В начале октября 1906 г. инженер Пюльккенен выиграл торги на продажу 2 млн бревен из района бухты Терней (в том числе и из Императорской Гавани), заключивший с Управлением государственных имуществ контракт на 4 года и начавший строительство лесозавода в Императорской Гавани. Однако лиственничные доски, которые Пюльккенен попытался продать в Шанхае, оказались низкого качества, и их продажа не оправдала затрат предпринимателя на устройство лесозавода. Это заставило Пюльккенена отказаться от концессии, передав её английскому «Восточному лесопромышленному обществу».

В 1907 году австралийский предприниматель Гарольд Крофтон Слэй, был командирован «Восточным лесопромышленным обществом» в Императорскую Гавань, где купил у Пюльккенена лесоперерабатывающий паровой завод и заготовленную древесину. Кроме этого, Слэй заключил контракт на вывоз ещё 400 000 брёвен из Императорской Гавани в течение трёх лет. Общество затратило более 300 тыс. руб. на обустройство концессии: на эти деньги на берегах бухты Окоча были построены административные здания и жилые дома. К 1910 году общие затраты общества на предприятие в Императорской Гавани составили более одного миллиона рублей, из которых 517,5 тысячи рублей было истрачено на заработную плату рабочим. Австралийцы вывезли из Императорской гавани всего около 230 тысяч бревен, не покрыв при этом и 33 % расходов. В связи с этим в 1911 году Слэй возбудил ходатайство о продлении контракта по заготовке брёвен до 12 лет и полной легализации производственной деятельности «Восточного лесопромышленного общества» в России. Однако российская администрация не удовлетворила его прошения, после чего австралийцы отказались вести дело на прежних условиях.

В конце августа 1908 года Императорскую Гавань посетил, в рамках Юбилейной экспедиции Приамурского отдела ИРГО, В. К. Арсеньев. Одной из важнейших задач экспедиции было отыскание кратчайшего летнего пути от Хабаровска до Императорской Гавани. Также на экспедицию возлагалось описание и определение площади пригодных для переселения участков, топографирование их, определение состава и глубины почв, сбор статистических сведений о населенности района, выяснение наличия дорог, троп и других путей сообщения. Важной задачей были и этнографические исследования, в первую очередь изучение удэгейцев и орочей. Участники экспедиции пробыли в гавани около двух недель на отдыхе, после чего покинули её. Экспедиция вернулась в гавань летом 1909 года. В период с августа по октябрь 1909 года Арсеньев обследовал бассейны окрестных рек Хадя, Тутто, Ма, Уй и Чжуанка.

К 1912 году вокруг лесозавода было образовано селение, получившее название Знаменское. Оно состояло из трёх поселений, расположенных по берегам бухт Маячная, Японская (сейчас бухта Курикша) и Концессия (сейчас бухта Окоча).

27 октября 1914 года в Знаменском (на тот момент оно входило в состав Кхуцинской волости Ольгинского уезда Приморской области) было открыто почтово-телеграфное отделение с приёмом внутренних и международных телеграмм. Была протянута телеграфная линия от Де-Кастри до Императорской Гавани.

15 ноября 1922 года ДВР была ликвидирована. Составлявшие её территории вошли в состав РСФСР как Дальневосточная область. Приморская область, в составе которой оставалась Императорская Гавань, была преобразована в Приморскую губернию с центром во Владивостоке.

19 февраля 1923 года вышло Постановление ВЦИК, согласно которому гавани было официально присвоено имя Советская. В том же 1923 году был образован Знаменский сельский совет. К этому времени Знаменское было довольно крупным селом, в нём было около 80 домов.

В 1925 году в составе Приморской губернии был образован Советский район с центром в Знаменском.

В 1926 году на Дальнем Востоке была проведена административно-территориальная реформа. Приморская губерния, вместе с тремя другими губерниями, была упразднена и вошла в состав новообразованного Дальневосточного края (ДВК). Край был разделён на округа, одним из которых был Хабаровский округ — в состав последнего был включён Советский район.

В 1927 году по маршруту Советская Гавань — Хабаровск прошла комплексная экспедиция Дальневосточного переселенческого управления под руководством В. К. Арсеньева, которая занималась изысканием трассы для железной дороги между этими городами.

В 1930-е года село Знаменское было преобразовано в рабочий посёлок Советская Гавань. В том же году Хабаровский округ был упразднён, а Советский район, переименованный в Советско-Гаванский, отошёл в прямое подчинение ДВК. К этому времени в посёлке были созданы четыре рыбокомбината, три рыболовецких колхоза, Советский леспромхоз, Советско-Гаванский лесозавод, национальный колхоз «Ороч». В 1932 году вышел первый номер городской газеты «Советско-Орочская Звезда» (позже получившей название «Советская Звезда»).

20 октября 1932 года в составе ДВК была образована Приморская область с центром во Владивостоке. Советско-Гаванский район вошёл в её состав.

В 1933 году на берегу бухты Лососина был основан рыбокомбинат «Совгавань», позже реогранизованный в Совгаванскую базу океанического рыболовства (СБОР). СБОР было одним из крупнейших промысловых предприятий СССР — на ней работало до 3 тысяч человек. С 1969 года, после выделения из городской черты посёлка Лососина, СБОР располагается на его территории.

В 1934 году началось строительство завода № 263, позже получившего название Северный судоремонтный завод (ССРЗ). В 1937 году строительство было завершено, тогда же на заводе был отремонтирован первый пароход. Было начато строительство мелькомбината, Дальневосточной электростанции специального назначения, морского порта.

В 1934 году в Советской Гавани, бывшей тогда пограничным городом (на другом берегу Татарского пролива была японская часть Сахалина), начал создавать укреплённый район. В этом году ввели в строй первые две береговые батареи — № 908, № 909. Они были возведены в срочном порядке, облегченного типа, с вооружением из четырех 152-мм пушек Канэ каждая. Данные батареи не могли достаточно эффективно противодействовать артиллерийским кораблям класса тяжёлый крейсер и выше, поэтому с 1938 года на мысе Весёлый начала строиться береговая батарея № 925 калибра 180-мм.

20 октября 1938 года ДВК был разделён на Хабаровский и Приморский края. Советская Гавань, как часть Приморской области, вошла в состав Приморского края. Уже в 1939 году Приморская область была упразднена, и Советско-Гаванский район стал напрямую подчиняться краевым органам.

В 1940 году Советско-Гаванский укреплённый район был преобразован в Советско-Гаванскую военно-морскую базу Северной Тихоокеанской военной флотилии.

18 января 1941 года посёлок Советская Гавань получил статус города.
21 мая 1943 года Государственный комитет Обороны СССР издал постановление о строительстве железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре (Пивань) — Советская Гавань и морского порта в бухте Ванино, который ещё предстояло построить. На строительство железной дороги вдоль реки Хунгари в предгорьях Сихотэ-Алиня были брошены тысячи заключённых исправительно-трудовых лагерей. 8 октября 1943 года Дальневосточное морское пароходство утвердило штатное расписание «портового пункта Ванино», фактическая работа Ванинского порта началась год спустя, в 1944 году. В 1945 году дорога Комсомольск — Советская Гавань была достроена. Первый пассажирский поезд пришёл в Советскую Гавань в 1947 году.

В августе 1945 года в ходе военной кампании против Японии из Советской Гавани был высажен десант в порту Маока на Южном Сахалине. После присоединения Южного Сахалина к СССР надобность в береговой батарее № 925 отпала: сначала её законсервировали, а в 1972 году она была закрыта.

В 1946 году в городе была образована строительная организация, началось строительство первых каменных зданий: жилых домов на центральной улице города — Приморской (ныне Ленина), школы № 1 (ныне — здание Межшкольного учебного комбината) и городской больницы (ныне — здания управления здравоохранения. На многих стройках города работали японские военнопленные.

Значение Советской Гавани резко возросло начиная с лета 1946 года, после того, как портовые сооружения в Находке были разрушены взрывом парохода «Дальстрой». 17 февраля 1947 года вышло постановление Совета министров СССР, сделавшее Ванинский порт стал главным гражданским портом советского Дальнего Востока. Этим же постановлением порт был передан из ведения Министерства морского флота в ведение «Дальстроя».

В сентябре 1945 года Северная Тихоокеанская военная флотилия была расформирована. В январе 1947 года Тихоокеанский флот был разделён на два флота — 5-й ВМФ (главная база — Владивосток) и 7-й ВМФ (главная база — Советская Гавань). В апреле 1953 года эти флоты были вновь объединены в Тихоокеанский флот.

В мае 1948 года на аэродроме 42-го авиационного полка приземлилось первое гражданское воздушное судно — самолёт ПО-2 с почтой и одним пассажиром на борту. С этого времени началось регулярное авиасообщение между Советской Гаванью и другими городами Дальнего Востока.

15 сентября 1948 года вышел Указ Президиума Верховного совета РСФСР «О передаче города Советская Гавань из Приморского края в Хабаровский край».

В 1950—1953 годах в городе находилось Управление Строительства 508, а в 1953—1954 годах — Ульминлага. К 1953 году силами заключённых была построена железнодорожная линия Советская Гавань-Сортировочная — Советская Гавань-город.

В 1954—1956 годах в Советской Гавани был построен Дом культуры, выполненный в стиле советского неоклассицизма.

5 июня 1958 года Хабаровским крайисполкомом было принято решение: «О выделении поселка Ванино из городской черты города Советская Гавань и отнесении его к категории рабочих поселков». Таким образом, посёлок Ванино (в состав которого входил и жилмассив лесозавода, выделившийся в 1985 году в отдельный посёлок) стал самостоятельным населённым пунктом.

В 1959 году из состава Советской Гавани были выведены посёлки Майский и Октябрьский, а в 1960 году — посёлок городского типа Заветы Ильича.

В 1966 году в городе появился краеведческий музей (ныне — районный краеведческий музей им. Н. К. Бошняка).

В 1969 году из состава города выведен посёлок Лососина.
В 1973 году был создан Ванинский район с центром в посёлке Ванино, к которому отошла большая часть территории Советско-Гаванского района. С тех пор границы города и района не менялись.

В 1980-х годах было начато осуществление ряда амбициозных проектов по строительству в городе новых крупных судостроительных предприятий преимущественно военного назначения. В частности, планировалась постройка крупнейшего в СССР судостроительного завода «Паллада» (по названию затопленного в заливе Советская Гавань парусного фрегата), ориентированного на постройку атомных авианосцев, а также ряда вспомогательных производств (завод «Прибой»). В связи с этим, планировалось значительное расширение города с увеличением его населения до 220 тысяч человек, что сделало бы Советскую Гавань третьим городом в крае по числу жителей после Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Для осуществления данных работ в 1981-м году в городе образовано управление строительства № 106. За 10 лет были выполнены глобальные ландшафтные работы и начато строительство жилых и производственных помещений, однако из-за распада СССР и последовавшего экономического кризиса проект был свёрнут.

Мне не раз доводилось бывать и в городе Советская Гавань, и в рабочем поселке Ванино. Был и поселке Заветы Ильича, там в 1970 году была база подводных лодок, где я проходил военно-морскую практику и где давал присягу.  Приезжал туда и в качестве главного рентгенолога  Хабаровского края, и в качестве чиновника краевого управления здравоохранения. Был на судах базы океанического рыболовства, огромных плавучих рыбозаводах. Плавал и по бухтам Императорской гавани и даже купался в ней. Но даже в июле вода была весьма холодная,  так что в полной мере я не сумел оценить плавание в морской воде. Но чистоту и прозрачность воды Императорской Гавани  увидел.


Рецензии