Разговор монаха со старцем о благодати 2
– Ну, здравствуй, мой дорогой друг, с чем пожаловал?
– Здравствуйте, отче, я много думал о нашем последнем разговоре о благодати и изменении человеческой формы и хотел спросить как и с чего начинается стяжание благодати?
– В каком смысле как и с чего начинается? – переспросил старец.
– Ну, вот если бы я, к примеру, захотел начать стяжать благодать Святого Духа, то с чего мне следовало бы начать, ну или что мне нужно было бы начать для этого делать конкретно – упражняться в молитве, посте, ночном бдении или социальном служении, что именно?
Старец улыбнулся и ответил:
– Стяжание благодати не имеет ни начала ни конца, как и сам Бог. Всё, что окружает тебя и ты сам есть действие Божьей благодати, которая течёт от Бога непрестанно. Именно поэтому ты с самого рождения приемлешь благодать Святого Духа и питаешься ей, как энергией жизни и сознания, хотя и не понимаешь, как именно это происходит в твоей душе и теле.
Стяжание благодати – это и есть способ разобраться в этом поглубже, чтобы не просто принимать эту благодать, а уметь её удерживать в своей душе и сердце и постепенно накапливать, недопуская лишних и неособснованных трат, коими и являются страсти тела, души и духа и их ублажение или питание энергией благодати.
Я же тебе прошлый раз говорил, что для того, чтобы стать олигархом – мультимиллионером и святым, требуется одинаковое количество жизненной энергии, но миллионер все силы и всю энергию своей жизни тратит на развитие хищного эго ума сверх собственника, а святой все силы и всю энергию души тратит на развитие духовного ума и жертвенного сознания Христа.
– А как это связано с благодатью?
– Напрямую, ибо по плодам их узнают их. Один имеет плодом души и делания безблагодатный разум и хищный интеллект стяжателя денег, славы, собственности и власти, а другой имеет плодом благодатный духовный ум, который есть духовное тело нового человека. Оба затратили равное количество энергии, но один взрастил хищный ум демона, повредившего Адама, а второй очистился от хищного ума и вернулся к благодати духовного сознания Адама.
– Но ведь миллионер и олигарх тоже может покаяться и стать на путь веры и стяжания благодати.
– Теоретически может, а практически нет, – ответил старец.
– Почему ты так в этом уверен?
– Дело в том, что чем сильнее развит у человека рациональный ум и интеллект, как некая структура, тем сложнее его изменить и обратить к Богу. Это как снос ветхого строения для строительства нового. Одно дело снести ветхую деревянную лачугу и совсем другое снести многоэтажный кирпичный дом, понимаешь?
– Не совсем, поясни.
– Изменение ума при обращении к Богу – это отказ от того рационального мышления и хищного ума, который человек развивал и строил в себе много лет, как высокое и мощное строение и чем сильнее у человека был его рациональный ум и интеллект, тем сложнее потом его изменить, поскольку изменение означает полный отказ от этого типа ума и мышления. Есть духовный закон согласно которого без снесения ветхого устройства души не построить нового.
– Это, действительно, так, отче?
– С позиции духовного видения это именно так. Я тебе говорил, что все видящие созерцают рациональные мышление человека как периферическое свечение на светящемся яйце души, а духовный ум как внутреннее глубинное свечение вокруг духовного сердца. Вот почему даже при обращении к Богу, любому эгоисту будет архи сложно переделать и изменить всю структуру своей души, подобную прочной сорлупе.
– И что это значит?
– Это значит то, что любой миллионер и олигарх, который всю жизнь занимался лишь стяжанием золотого тельца, а не благодати Святого Духа, даже если и обратится к Богу и захочет стать монахом, до самой смерти вынужден будет только исправлять свой разум и интеллект, перестраивая его до состояния нравственного разума. До духовного ума и священнобезумия он вряд ли доберётся, поскольку ему на это просто не хватит времени жизни и сил.
У светящейся ткани души нет черновика и чистовика, поэтому то, что было соткано и написано на душевной материи умом, уже не вырежешь и вырубишь топором, а можешь только принять, осознать и раскаяться в содеянном, до смерти храня это в себе и оплакивая свои глупости и грехи.
– Значит, у олигархов и миллионеров нет никакой надежды на спасение души?
– Я этого не знаю, мой друг, что невозможно человеку, возможно Богу. Я знаю наверняка одно – «трудно богатому войти в Царство Небесное, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Закон для всех один – кто что стяжал в жизни, тот то и получает в итоге.
Кто сятжал золотого тельца, – идёт за ним в вечную погибель, а кто стяжал благодать Святого Духа, идёт с ней в вечную жизнь. Объём усилий на стяжание золотого тельца и Святого Духа один и тот же, но плоды стяжания прямо противоположны – вечная смерть и вечная жизнь. Вот почему чем раньше душа осознает себя и станет на путь исправления и стяжания благодати, тем больше у неё шансов и возможностей её обрести.
– Отче, а в наше время ещё можно стать святым?
– А почему нет. Полноты совершенства святости отцов первых веков уже не достичь, но душевной или нравственной святости достичь можно и сегодня. Всё зависит от степени отречения от собственного эгоизма, глубины покаяния и полноты искоренения страстей тела, души и духа.
– Значит, стяжание благодати Святого Духа напрямую связано со страстями и их искоренением? – переспросил монах.
– Верно. Борьба со страстями – это основа стяжания благодати, но кроме борьбы со страстями есть и другие принципы и правила стяжания. Процесс стяжание энергии благодати можно образно сравнить с наполнением ёмкости души некой удивительной светящейся субстанцией.
– Это как? – переспросил монах.
– Представь себе благодать в виде некой светящейся и очень текучей жидкости, которая постоянно течёт от Бога по невидимым сосудам в каждую душу через сердце. Представил?
– Да, представил. А теперь представь, что есть целые души без дыр и отверстий, в которых эта жидкость может накапливаться, а есть дырявые души, имеющие многочисленные дыры и отверстия, через которые вся благодать моментально вытекает сколько бы её не поступило в ёмкость души. Так вот для стяжания благодати нужно знать ещё те принципы и правила, которые позволяют заделывать имеющиеся в душе отверстия, чтобы накапливаемая благодать не вытекала.
– А что представляют собой эти дыры и отверстия в душе?
– Они представляют собой все необоснованные траты человеком своей жизненной энергии в виде глупых увлечений, пристрастий, чрезмерных эмоций, привязанностей, зависимостей, вредных привычек и всего прочего, что замыкает на себя ресурс жизненной энергии и съедает её, лишая душу благодати. Это похоже на постоянный энергетический дисбаланс из-за преобладания числа потребителей энергии души над её потенциалом.
– Как это связано с состоянием человека?
– Отрицательно, конечно. Поскольку главной задачей спасения души является изменение ума, то отсутствие энергии благодати в душе порождает и усиливает внутренний беспорядок и хаос между умом, чувством и волей человека. Но самое главное то, что при отсутствии энергии благодати у человека не развивается ни нравственный разум, ни духовный ум и душа как бы постоянно пребывает в хаосе рационального мышления.
– А с чем это связано?
– Это связано с тем, что именно развитие древа нравственного разума и духовного ума требует самого большого объёма энергии благодати. Говоря другими словами, духовный ум питается самой благодатью и если её избыток есть в душе, духовный ум может расти, а если нет, то растёт только рациональный или периферийный ум. Вот почему поиск энергии благодати и её сбережение – это главное условие развития духовного сознания.
– А как это связано со страстями тела, души и духа?
– Работа со страстями – это и есть процесс обнаружения тех дыр и отверский в теле, душе и уме, через которые улетучивается энергия благодати, для их последующего заделывания, а исполнение заповедей, послушание и трудничество – это и есть все те испытания души, благодаря которым и проявляется её благодатность или дырявость и опустошённость.
– Теперь ты понимаешь, что такое настоящее душепопечение по учению отцов? – с улыбкой спросил старец.
– Это помощь послушнику в обнаружении всех отверстий и дыр в душе для их заделывания, – неожиданно сказал монах.
– Именно так, мой друг. Подлинное душепопечение – это помощь мудрого и духовно зрячего наставника в приведении души к благодатному состоянию совершенства посредством обнаружения утечек энергии благодати для их устранения и выравнивания течения энергии благодати, что и проявляется ростом духовного ума и преобладанием добродетелей над страстями.
– Значит, правильное душепопечение – это и есть помошь душе в стяжании благодати? – переспросил монах.
– Да, правильное душепопечение с точки зрения созерцания энергий души – это способ приведения в порядок трёх центров энергии – центра ума, центра чувства и центра воли или головы, сердца и живота для их согласованной работы и правильного течения энергии благодати, что и ощущается ясностью, миром, гармонией, избытком сил и счастьем.
Это и есть процесс последовательного собирания и упорядочивания всех трёх сил души, которые в падшем состоянии находятся в беспорядке и разладе, в триединое и собранное состояние, которое и обеспечивает постоянный избыток энергии благодати, текущей в ёмкость души и дающей рост духовному уму.
– Я об этом не мог даже и помыслить, отче.
– Об этом сегодня уже почти ничего не известно в церкви, ведь существующее душепопечение не распространяется на уровень энергий души, а касается только уровня нравственности и морали. Это давняя беда, которая связана с тем, что всё нынешнее церковное душепопечение – это душепопечение Западной Церкви, которое под копирку было списано в 17-м веке в ходе петровских реформ.
Я тебе уже говорил, что у отцов не было того душепопечения, которое существует сегодня, поскольку духовное знание отцы хранили не на бумаге, а в духовном сердце и черпали его именно из духовного сердца, куда оно постоянно передаётся Самим Духом.
– А с чем можно сравнить передачу в сердце благодати?
– Можно сравнить с небесным золотым дождём или маленькими золотыми кирпичиками веры и надежды, которые непрерывно падают с неба прямо в сердце человека. Человеку при этом нужно только внимание души и сердца, чтобы эти золотые кирпичики не терять, а возводить из них в сердце храм вечной жизни для нового человека.
Обычные люди из глиняных кирпичей всю жизнь строят замки и дворцы на земле, точно собираются жить в них вечно, а подвижники и монахи всю жизнь из этих золотых кирпичиков благодати строят всего один храм, – духовное тело нового человека в собственном духовном сердце.
И мирянин и подвижник занимаются домостроительством, но первый строит ветхий дом для ветхого тела и ума на песке, а второй строит духовный храм духовного тела и ума на самом прочном основании жизни вечной. Вот каков духовный смысл притчи Христа о доме на песке и духовный выбор человека – это и есть выбор между этими двумя домостроительствами и ты его уже сделал, раз мы сейчас говорим об этом.
– Значит, я сейчас тоже уже стяжаю благодать, отче?
– Ну, конечно, ты её уже стяжаешь через монашескую жизнь с братией, послушание и наше с тобой общение о духовном. Просто ты пока ещё не чувствуешь результатов этого стяжания, ибо отверский в душе у тебя ещё достаточно и избытка благодати пока нет, а как только он появится, ты это почувствуешь сам, изнутри миром, неземной радостью и светом.
– Отче, а существует ли способ как-то ускорить заделывание этих отверстий?
– Никак ты этого не ускоришь. Дело в том, что кроме работы со страстями, которые и являются отверстиями, нужно заботиться и росте самой души, как духовного растения, а всякое растение имеет свои сроки всхода, укоренения, взросления, цветения и начала плодоношения, установленные Богом. Никто не может их изменить, таков духовный закон.
Именно поэтому и духовный ум человека, подобно живому древу, проходит несколько стадий роста и развития и не может начать обильно плодоносить, будучи только молодым саженцем, а твой ум сейчас как раз и является именно таким молодым саженцем, которому нужно ещё возрасти до плодоношения духовного.
– Удивительное сравнение, а для стяжания благодати духовно возрасти должен только ум человека?
– Нет, духовно возрастают все три силы души – ум, чувство и воля и все три соединяются в итоге в одно. Каждая из сил души в этом процессе проходит три состояния выравнивания, соотвествующие телесности, душевности и духовности. Ум проходит стадии рассудка, нравственного разума и духовного ума. Чувство проходит стадии эмоций, нравственных чувств и духовных переживаний. Воля проходит стадии эгоистичных желаний, христианской жертвенности и духовного намерения.
В итоге всё человеческое существо преображается изнутри и на смену ветхой эгоистичной форме приходит переходная душевная или точнее нравственная форма, а нравственная форма позднее переростает в новую духовную форму. В итоге весь человек меняет свои энергии страстей на энергии добродетелей и подобно гусенице превращается в легкокрылую бабочку. Никаких чудес и волшебств в этом нет, а есть божественный закон духовного роста и стяжания благодати.
– Как всё премудро устроено Богом. А мне с самого начала воцерковления говорили, что преображение человека – это великое таинство, которое непостижимо для ума и которое осуществляется только Богом, а не человеком. Значит, мне лгали?
– Нет не лгали. Просто тебе говорили только часть всей правды и по благому невежеству и по любви, поскольку простым верующим совсем не нужно вникать в психологию души и православную аскетику, а тебе это нужно, раз ты встал на путь веры совершенной и подвижнической.
– Значит, получается, что не существует способа ускорить стяжание благодати?
– Мне о таковых ничего неизвестно. Правильная духовная жизнь и грамотное душепопечение – это единственный способ ускорения стяжания благодати, если можно так выразиться. Поэтому для всех христиан правило одно – следовать за Христом и входить в Его совершенную форму, отказываясь от своей порочной, беспорядочной и повреждённой страстями.
– Но ведь следование за Христом – это общая фраза, которая мало что объясняет. Я считаю, что должна быть какая-то специальная система или схема стяжания благодати для достижения духовного совершенства. Почему её нет в современном православии?
– Такая схема и система в православии давно существует и называется у отцов духовным домостроительством. О духовном домостроительстве говорит православная аскетика, как способ восстановления и возвращения человеком своей утраченной духовной целостности. Исполняй заповеди Евангелия, следуй православной аскетике, обучайся молитвенному деланию и ты будешь постепенно стяжать благодать Святого Духа сам того не замечая, уверяю тебя. В чём вопрос?
– Но ведь это очень медленно и долго, практически всю жизнь, – возразил монах.
– Конечно, долго, а ты хотел сразу – раз и готово. Вчера ты был невежда, разгильдяй и грешник, а сегодня ты уже человек духовного знания, духовный воин и благодатный святой? Нет, дорогой мой, только труд, тяжкий труд всю жизнь до самого исхода, подчинённый решению одной сверх задачи – достижения духовного сердца и нового духовного человека и есть стяжание благодати.
Для созерцающего энергию Духа стяжание благодати в полном смысле слова – это буквально осознание и ощущение человеком себя не как тело, а как божественная энергия души, которая бессмертна и вечна и не привязана ни к какому телу, даже человеческому, которое для неё просто более привычно и естественно, поскольку душа созрела именно в этом теле. О такой ступени стяжания благодати ты мог подумать?
– Нет, отче, не мог даже и помыслить, – ответил монах.
– А отцы этого достигали практически, становясь чистым светом и соединяясь во всей полноте духа со светом Божьим.
– А ты знаешь в чём состоит реальное подобие человека Богу?
– Ты говорил мне, что человек подобен Богу своим умом, который есть образ Отца, мыслью , рождаемой умом, которая есть образ Сына, и багим нравом чистого ума, который подобен Святому Духу.
– Всё верно, а духовно видящий видит подобие человека Богу в том, что и Бог и человек – это две светящихся сферы, имеющих по своему с внутреннему солнцу. Вселенная Бога – это гигантская многослойная луковица духовных обителей с солнцем Бога Отца внутри, а душа человека – это малая луковица светящегося яйца с малым сонцем духовного сердца внутри. В обоих сферах есть своё солнце Бога и разница между ними только в размерах. О чём тебе это говорит?
– Ни о чём, отче, – честно признался монах.
– А видящему это говорит о том, что духовное сердце человека, подобное солнцу Бога, может безгранично расширяться духовно и становиться таким же божественным солнцем. Дар Бога человеку – это не просто спасение души, как думают простые верующие, а возможность самому становиться солнцем и сыном Божим, подобно Христу.
Старец замолчал, а монах был не в силах вымолвить и слова после услышанного. Спустя несколько секунд монах собрался с мыслями и сформулировал вопрос.
– Эта задача уже недостижима для современного человека, отче, я не об этом хотел узнать. Я просто хотел знать существует ли сегодня в православии учение о благодати в виде какой-то чёткой последовательности шагов инока в направлении достижения духовного совершенства? Такие методики есть во всех религиях, а в христианстве я такой пока не встречал.
– Ах, вот ты о чём, – с некоторым облегчением отреагировал старец. – Такой целостной схемы и методики в современном христианстве и православии уже, действительно, нет, тут ты прав. Но подобной схемы в христианстве по существу никогда и не было, поскольку массовая религия никогда и не преследовала цели достижения духовного совершенства.
Я тебе уже говорил и не раз, что целью религии и церкви всегда было только человеческое или нравственное совершенство, а духовное совершенство следования за Христом на Голгофу было уделом только иноков, исихастов и настоящих подвижников, которые оставляли киновию и уходили в анахоретство и великую схиму высшего делания. Таких во все времена были единицы, даже во времена отцов, а сегодня таковых уже нет вообще.
– Но ведь умозрительно и чисто теоретически какая-то схема достижения совершенства в православии всё же должна быть? – возразил монах.
– Такая схема тоже существует. Четыре символа Четвероевангелия – Человек, Вол, Лев, Орёл и обозначают эту схему. Если сегодня в церкви существует только её первая половина – Человек, как исполняющий заповеди Евангелия, и Вол, как несуший послушание и трудничество в монастыре, – это не означает, что второй половины нет. Вторая половина совершенства Льва и Орла есть, просто она надёжно спрятана от всех церковных дураков, коим о ней и знать не нужно.
– Вот, именно об этом я тебе и говорю , отче. А где современному иноку и монаху можно узнать о второй половине знания о стяжании благодати и достижении совершенства? Нигде! – с досадой заключил монах.
– Это, действительно, серьёзный вопрос, – сказал старец. – Без второй половины этого знания, стремящемуся к совершенству, действительно, очень сложно вырваться из тесных рамок церковного консерватизма сплошной душевности и нравственности.
Но ты за это особо не переживай. Всем молодым хочется быстрых плодов духа, а Богу нужны только совершенные о Христе, которых и среди монашествующих всегда были считанные единицы. Поэтому оставь мысли об огульности посвящения всех верующих и монашествующих в высшее знание о стяжании благодати.
Учись радоваться малому и тому, что ты получил доступ к этому великому знанию, а другим предоставь свободу самим искать его. Господь всем дал общее правило – «всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Если монашествующие не находят это знание, значит, они плохо его ищут и это их проблема, а не Бога, понимаешь?
– Понимаю, отче, но ведь это не совсем правильно. Духовное знание – это свет Божий, который не должен быть спрятан от людей и умов человеческих, разве не так?
– Так, но духовное знание никто и никуда не прятал от глаз. Оно давно лежит у всех под носом в виде богатого святоотеческого духовного наследия и предания, насчитывающего не сотни, а тысячи книг, включая книги по исихазму и умной молитве. Разве кто-то кому-то из верующих и монашествующих запрещает обратиться к этому источнику и черпать из него духовное знание о стяжании благодати, изменении человеческой формы и достижении совершенства духовного? Нет, никто не запрещает.
Но только людям совсем не нужно это знание, оно не нужно им уже полторы тысячи лет. Людям нужны только пошаговые инструкции, пошаговые наставления и самое главное – бесчисленные благословения на всё, вплоть до того когда можно справить большую нужду и какой бумажкой при этом подтереться, прости, Господи. Вот какая духовность нужна современному человеку. А раз такой запрос на духовность, – таково и его удовлетворение, поэтому всё справедливо и не ищи виноватых в церкви, которая есть отражение духа паствы и самих верующих.
Если этот дух ущербен и низок, то вместе с ним ущербна и низка та церковь, которая этот дух удовлетворяет и которая им сама наполнена. Если верующие хотят совершенного духа, пусть сами становятся совершенными, а через них и церковь станет совершенной, наполнившись их духом совершенства. Всё очень просто и закономерно.
Монах виновато опустил голову, не имея сил возражать старцу, который безупречно объяснил причины бедственного состояния веры и духовного знания, а старец продолжил:
– Если уж быть до конца откровенным, то духовное знание о совершенстве, о котором ты спрашиваешь, без труда можно найти сегодня у того же преподобного Антония Великого, Макария Великого, Ефрема Сирина, Петра Дамаскина, Иоанна Дамаскина, Григория Синаита, Исаака Сирина или Иоанна Лествичника, специально изложившего все ступени духовного восхождения к совершенству в виде лестницы из 30 ступеней, где тридцатая ступень совершенства – это сам Христос.
Много ли кто из современных верующих и монашествующих пользуется сегодня этой удивительной лестницей восхождения к совершенству духа, а ведь это и есть та самая пошаговая схема и методика стяжания благодати Святого Духа и изменения человеческой формы, о которой ты спрашиваешь?
Монах с удивлением посмотрел на старца и переспросил:
– Лествица преподобного Иоанна – это, действительно, пошаговая методология стяжания Святого Духа?
– Ну, конечно! – с улыбкой ответил старец. – Лествица духовная – это и есть пошаговая схема и инструкция работы с главными восьмью страстями тела, души и духа, следуя которой человек совлекает с себя порочную и ветхую форму и к моменту достижения верхней 30-й ступени, облекается в новую форму духовного совершенства и благодати Духа.
– Но ведь об этом нигде прямым текстом не говорится и я от тебя сейчас это слышу впервые.
– А зачем об этом трубить каждому и на каждом углу? Об этом знает лишь тот, кто успешно проходит ступени развития телесного и душевного ума, достигая заветной ступени ума духовного, с которой и открывается посвящение в высшее духовное знание и делание. Так что вторая половина духовного знания о ступенях совершенства Льва и Орла всё же есть в православии, просто она как бы малозаметна и потому мало кто на неё обращает внимания.
– Я пробовал читать Лествицу, отче, но мне в ней ничего уже непонятно и приходилось каждую страницу читать по несколько раз, чтобы вникнуть в суть написанного. Я месяц с ней провозился и в итоге оставил это занятие.
– Это проблема, действительно, сушествует и не только для Лествицы Иоанна, а для всего святоотеческого духовного наследия, которое написано особым очень глубоким и сущностным языком, который чем-то подобен языку притч Евангелия.
Лествица была написана в шестом веке первого тысячелетия христианства, когда в церкви ещё хранилось древнее духовное знание о совершенстве, но схоластика уже начала проникать в церковное учение. Именно поэтому отцам приходилось, как и Христу, скрывать самый глубинный смысл, облекая его в символы и образы.
Именно по этой причине Лествица содержит в себе древний духовный логос или смысл, который уже непонятен современному человеку до конца. Говоря другими словами, прочитав сегодня Лествицу, даже воцерковлённый человек, имеющий богословское образование, поймёт суть изложенного в ней менее чем на половину. Так что твоё затруднение вполне понятно.
– Отче, но ведь можно было бы сделать современный перевод Лествицы, – возразил монах.
– Дело тут не в переводе. Я бы сказал, что делать нужно даже не столько перевод Лествицы, сколько её духовную расшифровку, где одно сущностное понятие может быть изложено в нескольких предложениях, а одно предложение изложено целой страницей текста. В итоге перевод всего одной книги Лествицы на современный язык выльется в десятки томов святоотеческой православной психологии. Эту работу сегодня никто уже не может выполнить в церкви, к сожалению.
– Но почему ты так считаешь, отче?
– Да потому, что эту работу может сделать только тот, кто обладает уникальным умом, который вмещает в себя одновременно всё согласное учение святых отцов и всю современную психологию. Только такой ум сможет верно и без искажений святоотеческое духовное знание о душе и стяжании благодати изложить в понятиях и терминах современной психологии, а такого ума сегодня в церкви просто нет и вряд ли уже будет, поскольку церковь всё больше удаялется от святоотеческого наследия и предания.
– А в церкви вообще были попытки проделать эту работу?
– Были, конечно. Те же содатели Добротолюбия пытались это сделать и святитель Игнатий Бранчанинов пытался осовременить святоотеческое духовное наследие, изложив его на литературном языке 19-го века в своих творениях. В ещё большей степени эту работу пытался проделать святитель Феофан Затворник, которого считают основателем христианской психологии за то, что он одним из первых попытался и Лествицу духовную и согласное учение отцов изложить в терминах и понятиях психологии конца 19-го века.
– Но почему же тогда согласное учение отцов и святоотеческая психология так и не стали достоянием церкви?
– Это очень не простой и крайне болезненный вопрос. Дело в том, что как 120 лет назад, так и сегодня, церкви не нужна никакая психология, даже христианская и это на самом деле очень большая церковная проблема и трагедия, поскольку древнее духовное знание не обновляется, не находит современного научного отражения и преломления в мире и не идёт в ногу со временем, а ветшает, стареет и утрачивается, покрываясь слоем пыли и патины, как и духовный смысл Лествицы.
– Но почему церкви и церковному руководству не нужна святоотеческая психология, отче, она же даёт уму пищу и направление для правильного роста и развития?
– Вот поэтому-то и не нужна, что даёт направление уму, минуя добрых посредников и пастырей – душепопечителей. Это вопрос не для душевного ума и ответ на него понятен только с уровня ума духовного. В действительности святоотеческая психология и согласное учение отцов о духовном совершенстве современной церкви не нужны по весьма простой и банальной причине. Дело в том, что церковь ведёт душу только к человеческому и нравственному совершенству, а не духовному по согласному учению отцов, понимаешь?
– Не совсем.
– Церковь даёт душе знание только о подлинной человечности в её нравственном и душевном виде, а учение отцов – это знание о сверх человечности в её подлинно духовном виде. В итоге получается несовпадение уровней знания и вытекающих целей и задач. Поэтому церкви нужна не святоотеческая психология, а приходское консультирование для осознания человеческой грешности и выхода к нормальности. Вот какова реальная причина отсутствия в церкви святоотеческой православной психологии и согласного учения отцов о душе.
– Значит, церковь умышленно тормозит духовный рост и духовное развитие, ограничивая духовное знание?
– Не совсем так. Церковь скорее с искренней любовью чрезмерно оберегает не зрелые умы и души от чрезмерно высокого и искусительного духовного знания, но оберегает очень рьяно, как того грудного младенца, который очень плотно запеленован догматами, канонами и нравственными правилами, которые в итоге и превращаются в усмирительную рубашку для безумных младенцев, достигших взрослого возраста, но имеющих детский ум наивного религиозного знания.
– А эту ситуацию можно хоть как-то изменить?
– Моё видение говорит мне, что её уже не изменишь никак, поскольку церковный корабль гибельно отклонился от курса и основательно сел на мель голого морализма, схоластики и демагогии, накренившись на правый бок торжества воинствующего догматического коммунизма и самые трезвые из команды уже покидают этот корабль, которому суждено или развалиться или превратиться в ржавый памятник сергианства и православного сталинизма.
– И каким же может быть выход из этой трагической ситуации для тех, кто хочет сегодня идти путём совершенной веры Христовой и стяжания благодати Святого Духа? – спросил монах.
– Выход только один – обращаться к святоотеческому духовному наследию и преданию, как единственно верному и практическому духовному знанию святых отцов. Собственно, именно этим мы с тобой сейчас и занимаемся и наш разговор о Лествице – это прикосновение к святоотеческой психологии и практическому знанию об изменении человеческой формы через изменение всех энергий тела, души и духа.
– А ты мог бы открыть мне секреты духовного понимания Лествицы?
– Мог бы, тайны или чего-то непостижимого в этом нет. 30 ступеней Лествицы преподобного Иоанна содержат в себе пошаговую схему работы с восьмью главными страстями тела, души и духа человека. Но Лествицу духовную сегодня уже сложно и даже невозможно применить современному верующему без правильного толкования, поскольку она была написана для аскетов и духовных подвижников первого тысячелетия, идущих путём веры совершенной и аскетичной.
– А в чём здесь сложность, отче?
– Сложность в том, что Лествица написана для твёрдо отрёкшихся от мира и ставших на путь самой строгой аскезы и самодисциплины, а не для изнеженных мирских чад, играющих в религиозность и церковное благочестие пребывания и с миром и с Богом. Лествица – это прямой путь к священнобезумию духовного ума, а не комфортная дорожка к религиозной морали и нравственности. Вот в чём сложность.
– Ты хочешь сказаь, что Лествице сегодня уже неприменима к сознанию современного человека?
– Нет, я хочу сказать другое. Она применима в целом, но только с рядом условий и поправок на особенность рационального ума и интеллекта современного человека, который уже не способен единовременно и полностью отречься от мира. Иными словами, современное применение Лествицы требует пути не единовременного, а постепенного отречения и изменения ума.
Говоря в терминах строительства, это как бы возведение здания нового духовного ума не разрушая полностью прежнего ветхого рационального мышления, а перестраивая его постепенно по чёткому стратегическому плану. Данный план и есть современное душепопечение, которое строится на знании согласного учения отцов и психологии современного человека.
– Как это понимать практически, отче?
– Практически это позволяет человеку развивать духовный ум не теряя связи с миром, а как бы постепенно перерастать из одного ума в другой.
– Смысл Лествицы при этом не теряется, а меняется только тактика прохождения основных её ступеней, которые можно считать основой святоотеческой православной психологии, поскольку они содержат все разделы согласного учения отцов о душе. Сами 30 ступеней – это и есть схема прохождения всех трёх уровней бытия – телесного, душевного и духовного, где каждые 10 ступеней отражают свой уровень восхождения ума – новоначалие, середина, совершенство.
Первая ступень Лествицы духовной – это принятие в сердце Христа и становление на путь, а тридцатая – это состояние совершенства самого Христа, прошедшего весь путь от ветхой телесной человечности до новой и благодатной. Этот путь и есть отражение символов тетраморфа и ступеней преображения души в процессе изменения человеческой формы.
– Отче, я просто потрясён твоим откровением. А ты мог бы назвать мне эти ступени.
– Человек – это символ новообращённого, только ставшего на путь спасения души и достижения совершенства, которому предстоит проделать в жизни титанический труд над собой по осознанию глубины своей грешности и изменению всех страстей тела и души на противоположные им человеческие добродетели.
Вол – это символ выхода в монашество для несения тяжких трудов по искоренению всех страстей и обузданию трёх сил души, которые, подобно трём буйным коням, должны быть запряжены в добрую тройку лошадей на которой душа и будет двигаться к Богу.
Лев – это символ вступления в схватку с демонами и духами зла для обретения духовной силы и даров Духа из которых главным является безусловная любовь, как отражение благодатного состояния души. Победивший духов зла – это тот, кто распял в себе эгоизм и высшие страсти духа – тщеславие и гордость, как основу ветхого человека.
30-я ступень – это символ победы духа человека над собственной ветхостью, тленностью и страстностью, как символ союза веры, надежды и любви слитых в одну безусловную любовь и мудрость четырёх высших божественных добродетелей. 30-я ступень – это готовность души наследовать Царство Божье, восходя умом к бесконечной премудрости Бога Отца, как Орла небесного, уже в новом веке.
Думал ли ты, что всё это содержится в Лествице духовной?
– Нет, отче, я и помыслить об этом не мог, – признался монах.
– В этом и состоит проблема понимания святоотеческих творений, – ответил старец.
– А ты мог бы рассказать мне о том, как сегодня следует пользоваться Лествицей духовной?
– Мог бы, но это тема отдельного разговора. Думаю, на сегодня тебе уже достаточно знания, усвой пока это.
– Спаси Господи, отче, за вразумление и наставление.
– Не за что, ступай с Богом…
Из книги "Согласное учение святых отцов Восточной Церкви о душе, свтоотеческая православная психология", Аскетические беседы.
Свидетельство о публикации №221030201125