Как терпеть самого себя...

Когда смотришь на духовный путь святых прошлого, порой кажется, что вся их жизнь – это непрекращающееся восхождение. Даже когда знаешь, что такие личности как Апостол Павел, Будда Шакьямуни, Блаженный Августин, Мухаммад или Франциск Ассизский пришли к Богу уже в зрелом возрасте и порой совершив немало дурных поступков, кажется, что раскаявшись, они больше никогда уже ни в чём не сомневались и неизменно следовали избранным путём.

Редко в жизнеописании святых и праведников прошлого, можно найти их страдания, их сомнения, их падения и их борьбу и главное то, как именно они побеждали свои слабости. Тем же, кто записывает в дневник, всё, что с ним происходит и всё, что порой он чувствует и думает, наверняка захочется сжечь весь этот унылый бред и оставить лишь некоторые моменты реальных побед, чудес и преодолений.

Возможно, что описывая жизни святых прошлого, их биографы именно так и поступали, стараясь сохранить для потомков всё только самое лучшее. Такие полные свершений и подвигов биографии, если и вдохновляют, то ненадолго, так как всегда чувствуется огромная пропасть между этими бесспорно святыми людьми и нами.

Каждая религия знает и помнит несколько десятков или может быть сотен наиболее лучших своих представителей. А вот про миллионы других, «обычных» верующих ничего не слышно, они прожили свою жизнь, и перешли в духовный мир, и про них благополучно забыли, так как в их жизни не было громких свершений. И всё же это не значит, что они не боролись за свою духовную жизнь или не вставали после падений, или не верили искренне и от чистого сердца.

Стараясь ориентироваться лишь на некоторых великих святых прошлого и при этом, не зная реальную историю их взлётов и падений, мы легко можем опустить руки. Ведь жизнь обычного верующего – это не история постоянного восхождения и сплошных побед, а скорее ломанная линия, напоминающая электрокардиограмму живого человека. Если мы и святые прошлого совершенно различны, тогда легко махнуть на себя рукой и заниматься духовной жизнью вполсилы, формально, просто потому что так надо, без реальной веры, в то, что доступное святым прошлого, доступно и нам.

Однако слова из Матф.11:12: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его», - говорят о том, что Небеса ждут от нас искренних усилий, а не постоянных побед. Уинстон Черчилль, как-то сказал: «Успех – это способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма», а также: «Никогда, никогда, никогда не сдавайтесь». И хотя он не был святым, две эти фразы довольно точно отражают, путь, которым предстоит пройти каждому верующему.

Святыми люди становятся не от каких-то врождённых качеств и не от того, что им что-то давалось легче, чем другим, а от того, что они смогли преодолеть свою духовную борьбу, раз за разом вставая после падения.

Апостол, получивший откровения с Небес, и полностью посвятивший себя Божьей Воле, говорит о внутренней борьбе: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»
Рим.7:22-24

Сложно помогать другим людям, если совершенно не понимаешь их. Поэтому даже Христос подвергался искушениям и преодолевал их: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь».
Евр.2:18

Тут уместно привести притчу: «Однажды пастор, решил выяснить, кто из прихожан его Церкви, самый праведный. Он долго молился об этом, пока наконец, Бог не указал ему на одного человека. Пастор возмутился: «Как же так? Ведь этот человек не соблюдает никаких канонов и постоянно богохульствует». На что Бог ему ответил: «Если бы он не побеждал ежедневно в своей внутренней борьбе, он давно бы поубивал вас всех!»

Первое и самое трудное дело – это победить себя самого – объединить свои собственные душу и тело, и здесь важнее всего научиться вставать после падений, что само по себе требует огромного смирения: «Ибо семь раз упадет праведник, и встанет» (Прит.24:16). Никто не безнадёжен, до тех пор, пока не опускает руки и продолжает свою борьбу, пока встаёт после падений и заново ищет смысл своей жизни. Даже разочароваться в самом себе порой полезно, так как это стимулирует искать новые пути, переосмысливать свою жизнь, начинать всё с начала, выходить из комфортной зоны, искать Бога и полагаться на Него больше, чем на самого себя.

«Вершины холмов даны нам для видов и вдохновения, но плоды растут в долинах».
Билли Грэм

Что вам помогает верить в себя и не сдаваться? Пишите в комментариях...


Рецензии