90 год. Гл. 46. И здесь шум

Глава 46. И здесь – шум.

Заводчане рады заказам на свою продукцию. С открытым сердцем демонстрируют новые наработки, уверяют, что очень оперативно реагируют на все конструктивные изъяны, выявляемые в ходе практической эксплуатации АТС, а на сетях страны их, в реальной работе, уже достаточно. Благодушно, и даже чуть снисходительно, смеются над нашей провинциальной опаской за качество телефонных линий.
Станция, она не дура, её работу можно приспособить под любые реальные параметры линии, и совсем не идеальные.
– Вам бояться нечего. Всё самое страшное уже выявлено на первых, внедрённых в эксплуатацию АТС. Для вас станция будет изготовлена в варианте, уже избавленном от этих недостатков, считайте – доработанный и модернизированный её вариант поступит на вашу сеть. Вам уже бояться нечего. И… смеются.

Уже легче. Продемонстрировали заводчане и прекрасные стенды для ремонта наиболее уязвимых узлов. Всё оборудование для организации местного сервисного центра у них разработано, получить его в свои руки – не проблема, и специалистов помогут обучить, было бы желание. Конструктивно, по-деловому без затягиваний, мы находим понимание по всем волнующим вопросам. Намечающееся партнёрство приятно.
Завтра предстоит посетить реально действующую на Уфимской городской телефонной сети и увидеть собственными глазами, пощупать собственными руками, цифровую АТС – МТ-20/25…
В городе – станция такого типа пока единственная. Зато, с солидным опытом эксплуатации – одна из первых, на сеть установленная.

Отдельное здание. Вокруг, пустота, наверное, для будущих новостроек, и совсем не в центре города. В нем находится и работает цифровая АТС ёмкостью – десять тысяч номеров. Уфа  город большой, перспективный. Десять тысяч номеров на окраине – нормально. 
Помещение, в котором расположена МТ-20 находится на втором этаже. От огромного зала, вероятно построенного под требующую больших площадей координатную АТС, отгорожена тонкой перегородкой примерно третья его часть, которая, в свою очередь, внутри, разделена на комнату для обслуживающего персонала и комнату, где собственно, предмет нашего любопытства и находится. Разделено помещение глухой перегородкой, частью – прозрачной, чтобы из комнаты обслуживания у дежурившего персонала станция была на виду.

А персонала то всего – два человека, инженер и дежурный техник. Сразу же поразил шум, по мощи – примерно такой же, как на декадно-шаговой АТС со всеми бегающими его приборами-искателями, но только не трещащий ламельными, отдельными очередями, а монотонный – равномерный. Особенно мощный, когда ввёл нас инженер, молодой парень представившийся Сашей, непосредственно за перегородку – станцию потрогать. Ощущение, – как в какую-то центрифугу попали. Свистит по трубам воздух, создаёт сквозняки вдоль стоек, и такой шум, что, разговаривать в помещении можно, разве что громко крича.
Саша открывает несколько стоек – аккуратных по конструкции, напичканных электронными платами, мигающих сигнальными лампочками. По виду – совершенно обыкновенные стойки. Таких, – только, различного назначения, у связистов – масса. Ничего удивительного.

Мы подходим к сердцу станции – электронно-вычислительной машине управляющей её работой. Стойка, начинкой своей, смахивает на большой магнитофон – в нижней её части, огромная бабина с лентой монотонно вращается в заданном режиме.
Соответствующие устройства считывают записанную программу, расшифровывают её и специальными электрическими сигналами синхронизируют работу электронных элементов АТС, которые в свою очередь, по строго установленному порядку, слаженной работой, организуют соединения телефонных абонентов, обслуживание и сопровождение их разговоров. И рядом, для надёжности, точно такая же – резервная стойка.
Всё, как на обычной станции – только без щелкающих реле дёргающихся декадно-шаговых искателей – в цифровой, не видимой глазу, обработке.

Но больше всего поразил нас шум принудительной вентиляции. Обеспечивают необходимый для станции температурный режим, обычные электрические моторы, гоняющие по трубам-желобам воздух. Как-то не вяжется это с изящным, в общем, видом электронной АТС. Это как нелепый, огромный трансформатор, через который от электрической сети питается миниатюрный полупроводниковый электронный прибор.
Совокупность климатических установок и электронной станции в ассоциации равнозначна той, когда два огромных чемодана с аккумуляторами обеспечивают питание током калькулятора, помещающегося у пользователя на ладони руки.

В той комнате, за стеклянной перегородкой, где располагается обслуживающий персонал, где установлены персональные компьютеры, через которые управляется станция, шум тоже присутствует. Проникает малой частью своей через перегородку и давит на уши с непривычки. Сквозняков в ней нет. Они все в автозале, – сквозняки, сквозняки – а ведь там тоже, длительное время бывать и работать надо.
Мы несколько разочарованы, оглушены совершенно неожиданным, не укладывающимся в голове шумом, который сопровождает работу станции.  Изящные стойки, напичканные сверхсовременными микросхемами, и огромные механические моторы, гоняющие по разветвлённым желобам, через эти стойки, свистящий воздух... Парадоксальный контраст.
Выходим из пронизанного сквозняками автозала в комнату персонала и здесь, наконец, можем спокойно разговаривать. Попутчицы мои уже, кажется, потеряли к станции интерес. У меня же – масса вопросов, и я их задаю инженеру, задаю…
Выясняются интересные моменты.

Оказывается, электронная станция может остановиться и полностью прекратить свою работу. Такого, на декадно-шаговой, или координатной АТС, и в дурном сне представить трудно, а вот на самой современной, электронной – пожалуйста.
Это в случае, если по каким-то причинам программное обеспечение станции даст сбой. И станция, на которой мы сейчас присутствуем, останавливалась несколько раз в своей технической жизни. И, чтобы запустить её, от резервного управляющего комплекса, чтобы ввести резервную программу в станцию, и оживить её после аварийной остановки, снова, – персоналу требуется не менее получаса.
– Представляете себе ситуацию, когда одновременно десять тысяч телефонов в городе прекращают свою работу! – пугает нас инженер Саша. Когда это случилось во второй, а потом, – на целый час, – в третий раз, наше здание окружила толпа разгневанных абонентов, требующих прекращения издевательств над их телефонами, причём, некоторые пришли с ружьями наперевес…

Это он загибает, конечно, но то, что толпа недовольных абонентов могла собраться – это реально и вполне правдоподобно.
– Правда, это было на начальном этапе её эксплуатации, – сглаживает страсти наш гид – потом, были внесены разработчиками изменения, проведены коррекции программы. Сейчас другое дело. Повреждения, конечно, случаются, но не на групповых узлах – абонентские ТЭЗ-ы в основном летят.
ТЭЗ-ы… – это я уже слышал. По тому, как спокойно и уверенно щелкает по клавиатуре компьютера дежурная связистка, понимаю, что станция сейчас находится в совершенно нормальном штатном режиме, и это, и уже давно – её обычное состояние.

А приработка на начальном этапе эксплуатации, выявление под телефонной нагрузкой, наиболее слабых конструктивных узлов и последующая их доработка – это нормально для любой техники. Специалистов-практиков этим не напугаешь. Работает здесь станция – и у нас будет работать.
Мы благодарим уфимских специалистов за любезно выделенное для нас время и прощаемся. Больше в Уфе смотреть нам нечего. На очереди – Киев.


Рецензии