Роба

Проходил я как-то по нашей третьей линии мимо участка Татьяны, это первый после улицы справа, там ещё баня на углу. Смотрю, на заборе висит какая-то роба полосатая, постирали наверное. Окликнул Таню, спрашиваю:

— Таня, привет. Что это за одежда такая странная здесь висит? Кто такую носит?

— Привет, Володя. Никто её не носит, от Митиного деда осталась. Память.

Митя — это зять Татьяны, муж её дочери.

— Странная память. А где он взял такую?

— Так он же был узником концлагеря. Оттуда и принес. Посмотри, какая плотная ткань, как хорошо пошито. Ты не знал?

— Не знал. Интересно. Расскажи поподробнее.

Татьяна, с граблями в руках, в рукавицах, подошла ближе к забору.

— Деда звали Милош. Родом он из Словении, это часть бывшей Югославии.

— Знаю. Эту страну часто путают со Словакией. А как же он попал к немцам?

— Вот, слушай. Юношей он ушел в Испанию и воевал там на стороне республиканцев. Потом оказался в Советском Союзе. В июне 1941 года, когда началась война, был призван в Красную армию, и летом 1942 года попал в плен к фашистам. В концентрационный лагерь Дахау.

— Это где, в Польше? Как Освенцим?

— Нет, это в самой Германии, недалеко от Мюнхена. Это был самый первый концентрационный лагерь в фашистской Германии, его организовал Гитлер ещё в 1933 году, когда пришел к власти.

— И сколько же дед пробыл в плену?

— Милоша, как и всех узников Дахау, освободили американцы весной 1945 года. Значит, считай, почти три года. Он был высокий, сильный, умный человек. Потому и выжил.

— Да, Таня, я видел когда-то на твоем участке высокого худого старика. Мы не были знакомы. А что было потом? Читал, что многих бывших пленных отправляли в ГУЛАГ. Он попал?

— Нет, Милоша отправили на родину, в Югославию. Прямо в этой робе. Шапочка была, она потерялась. Он ещё рассказал, что хранил красноармейскую звездочку, за щекой.

— Как же он оказался в СССР?

— В 1947 году Милош приехал в Ленинград учиться на гидротехника. Поступил в Политехнический институт. Когда выучился, Сталин в то время поссорился с Тито, тогдашним лидером Югославии. Милош не смог вернуться домой, остался в СССР. Работал в Ленинградском НИИ Гидротехники, был крупным специалистом, участвовал в строительстве Асуанской ГЭС, Нурекской ГЭС, говорил, что стал академиком. Умер Милош в 2010 году в возрасте 90 лет, я за ним долго ухаживала, он болел. Митя собирается написать воспоминания о своем деде.

— Пусть напишет. А я напишу рассказ.

Такой интересный человек оказался соседом по садоводству на нашей третьей линии. Прошел путь от концлагеря Дахау до академика.


Рецензии