Мудрец

Когда я был подростком, всё моё лицо было усыпано прыщами, словно ночное небо звёздами. Я несказанно переживал по этому поводу, и решил посоветоваться с мудрецом, живущим уединённо на вершине горы. Он, конечно, не дерматолог, но я ожидал услышать афоризм, который избавил бы меня от комплексов. Я прибежал к старику и попросил о помощи. В ответ я услышал только: «И это пройдёт».

В то время я только разозлился — что за бесполезный ответ! Но это и правда прошло. Я нашёл хорошую женщину, женился на ней, мы завели детей. Жизнь шла замечательно, и всё же я решил посоветоваться с мудрецом ещё раз — казалось, моё счастье могло ослепить меня настолько, что я не замечу важного. Я пришёл к мудрецу и рассказал ему обо всём. В ответ я услышал: «И это пройдёт».

Я не понял, что он хотел сказать, но и не расстроился. Может быть, зря люди говорили, что он мудрец? А может, когда-то он и правда был мудрецом, но даже мудрецы не избавлены от угасания. Всё-таки старик был бесконечно старым всю мою жизнь.

Моя семья погибла в автокатастрофе. И жена, и дети, и родители — я потерял всех, кто был мне дорог в этой жизни. Когда я уже решил, что всё кончено, я вспомнил слова мудреца и наконец-то понял его. Я с трудом забрался на гору, чтобы в очередной раз услышать: «И это пройдёт». Я знал, что он скажет, но мне всё равно стало легче. Я должен был это услышать.

Время лечит. Жизнь продолжается. Я заново научился существовать и даже радоваться мелочам, но всё равно внутри меня была пустота. Мне нужен был совет человека, мнение которого я уважаю. Я решил опять навестить старика — может быть, в последний раз— и сформулировать вопрос так, чтоб на него грамматически невозможно было ответить: «И это пройдёт».

Здоровье и возраст уже не позволяли мне подняться на гору, и мне пришла в голову чудесная идея. Я решил порадовать себя и купить давно желанный внедорожник. Без семьи денег хватало на многое. Я поехал и забуксовал в мелких камнях под самый конец пути. Я дошёл пешком до хаты мудреца и сказал: «Дед, помоги, пожалуйста, я в щебёнке застрял. Есть что-то под колёса подложить? Машине буквально три метра пройти надо».

Мудрец ответил:

— Машину купил, а мозги себе не купил.


Рецензии