Ну, браток, каков итог?

Ретро-публикация

Так и хотелось определить эту публикацию к жанровым произведениям - ужасы...

Этой статье вот уже даже чуть более двадцати лет. Почти история. Но исходя из того, что жизнь наша развивается по кольцевой, и сложившееся убойное состояние городского сервиса двадцатилетней давности зачастую повторяется и поныне (пусть не в полном объеме, слава Богу), но далеко не только в нашем городе, статья и в нынешнее время имеет право на обнародование. Если же такое, из ряда вон, положение жизнедеятельности, по вашему мнению ушло в область преданий, что же, пусть это останется для истории...

Вот и закончился очередной летний сезон. Сезон 2000. Еще время от времени выползает потускневшее светило, споря с мрачными тучами, да дождями, да пытается убедить запоздалых осенних гостей, что Судак все же – Страна Бога Солнца. Еще держаться самые стойкие прибрежные торговые мелкие ларьки, да иллюзию продолжения жизни набережной города создают где-нигде пристроившиеся пенсионерки-бабульки, предлагающие на выбор вязаные теплые носки, сушеную траву как лекарство от всех болезней, да каленый подсолнух. Отшумели всевозможные и невозможные праздники. А в общем-то пришло время подведения итогов. Да что тут подводит, казалось бы. Сезон состоялся. Состоялся благодаря Божьей помощи, да массированной рекламе, благодаря… Хотя, какая теперь разница, благодаря чему состоялся сезон. Похлопать бы в ладоши, да друг друга по плечу, поздравив со всеми праздниками сразу. Да вот только что-то нет ощущения светлой радости, размеренности жизни, да всеобщей благодати.
Чего так? – спросите.
А вот чего.

Многие из нас, наверняка, бывали свидетелями или прямыми участниками разговора, какой довелось услышать мне: «Места обалденные», - вдумчиво произносит первый собеседник. «Да, места классные, - вторит ему товарищ, тоже не отличающийся особенной поэтичностью, - Но сервис… Ёлы-палы!», - продолжает он. «Да что там, ведь и элементарная вежливость отсутствует», присоединяется к разговору парней пожилая женщина интеллигентного вида. Она-то и рассказывает затем одну всего хамскую историю, оскорбившую ее как клиента. История эта на газетной полосе уже не помещается, но характерна, пожалуй, для всего нашего обслуживания. И вздумалось мне провести подсчет этого самого антисервиса.

Случай I.

Выходят как-то пляжники на свое законное место (на пляж значит), а оно занято. Осел лежит. Стоят, гадают: «То ли пьяный, то ли издох». Вот уже 10. Такое время и утром-то назвать можно только с большою натяжкой. Осел все лежит. В общем, если бы он еще немного там  позагорал, то всем стало бы ясно, что осел был трезвенником…

Случай II.

8 часов утра. Солнце уже высоко. Все отдыхающее население и частично местное, у кого голова не болит о летних заработках, опять же спешит на пляж, дабы занять более выгодное место под палящим солнцем. Еще раньше здесь появились те, кого интересует хлеб насущный, - успеть перехватить эту снующую массу, пока она не растянулась на песке и не разморилась на солнце. Все здесь. Нет только… Кого бы, вы думали? Дворника! Во всем цивилизованном мире армия дворников вольно или невольно относится к категории «жаворонков». Поднимается часиков в эдак… В общем, раньше петухов поднимается, что бы часикам к шести утра навести в городе чистоту и порядок. Проснулась самая ранняя пташка, а город уже готов принять ее в свои чистые объятия. Наш же дворник непременно «сова», утром ему положено спать. Но вот и они. Притарахтела коробченка. Расступился уже кишащий народ. Выскочил шустрый мужичок, посбрасывал всевозможные коробки, склянки и все остальное «добро», что к мусору прилагается. Вид у всего этого действия нелицеприятный и, извините, вонь. Пылище летит во все стороны. А под ногами к этому моменту уже давно… пирожки разложены. Хотите завтракать – приятного аппетита. Та бабуля, которая ближе всего к месту действия находится, прикроет свою сдобу подолом. А если в этот момент хозяином сдобы окажется тот, кому подол с собой по штату носить не положено, прикроет… ну уж, чем прикроет, тем прикроет.

А вот еще история про пирожки.

Всем водителям известно, что въезд на набережную в курортный сезон закрыт. Любому транспорту. А если уж кому и выдается пропуск, то только до восьми утра. Правда, существуют еще «льготники»… В описываемом эпизоде «льготником» оказался к тому же еще и растяпа: при развороте своего транспорта сносит он столик с теми же вот самыми пирожками. Снес, да и был таков. И что же? А ничего. Никакого шума. Все тихо-спокойно. Пособирала бабуля свой товар. Дунула, плюнула. Выкусила там, где сдуть нельзя. Сидим – торгуем дальше.

Еще случай.

Выковыривает дитя, обликом чистый ангел, из пыли чищеные миндальные орешки и аккуратно в стаканчик складывает: перевернул, значит. Тут же стаканчики с орешками рядком стоят. Надо понимать, дитя это – юный торговый работник. «Малыш, - спрашиваю – ты сейчас эти орешки повыковыриваешь и успешно кому-нибудь подсунешь?» «Не буду продавать», - пищит дитя, продолжая старательно трудиться в том же направлении. «Чей ребенок?» - спрашиваю окружающих взрослых. Никто, естественно не слышит. Каждый занят своим делом. Не отзываются, естественно, и родители предприимчивого ребенка – если они вообще имеют место быть в обозримых окрестностях. Так что какой-нибудь неосторожный бедолага, по всей видимости, так и отведал наковырянных из пылюки орешков Ангела…

Бесполезно обмусоливать простые истины. Народ должен как-то жить, а еще точней – выживать. Но ведь для этого у нас и находятся должностные лица, чтобы думу думать. Создавать условия для работы, для той же сервисной торговли и не бояться определять какие-то жесткие рамки. Чтоб не превращать единственную в городе зеленую аллею в сплошной рынок каменного века. А если же кто-то попытался навести порядок, то содеял это, увы, неумело, грубо и без знаний этого дела. ТО незаинтересованная сторона тут же может поднять щекотливый «национальный» вопрос в летний разгар, пригрозив самым тем местному руководству срывом сезона.

Пожалуй, действительно, легче, проще и уже во всяком случае, для кого-то выгоднее штурмовать национальные вопросы, чем возрождать (не побоюсь этого слова) пусть каждый свою, национальную, но Культуру. А пока же еще долго в силу всевозможных объективных и субъективных причин благодаря нашей такой вот жизнедеятельности будет процветать всеобщее интернациональное безкультурие.

Вы, наверное, полагаете, что это должно быть заключением? Я тоже так думала. Да вот не получается. Еще один случай всплыл и в текст попросился.
Забегал, забегал народ – туалет ищет. Был единственный в пределах набережной за 50 копеек и тот по какой-то причине оказался закрыт… Да, туалет – это одна сплошная головная боль города.  В других городах есть уютные парковые зоны. А у нас, если не учитывать парки пансионатов, то без опасения куда-нибудь вступить (помните анекдот?) пройти можно, разве что по пешеходной дорожке центральной улицы. Вот и получается, что город – это один, извините, сплошной туалет.

Есть одно оправдание у нас – хозяев. Наш отечественный гость тоже особой тяги к культуре не питает и не демонстрирует. По весне все газончики набережной, к примеру, были вскопаны, засажены цветами. Уютно и радует глаз. А что творится сейчас? Все вытоптано, выкорчевано и даже пожжено.
 
Как-то была свидетелем еще одного разговора: «Мужчина, не надо сорить возле нашего ларька», - просит девушка-реализатор. «А за все оплачено» - сплевывая шелуху семечек себе под ноги нагло парирует гость. Вот и получается, что хамство, безкультурие свое и свои нечистоты можно просто оплатить. Как в Древнем Риме при Иннокентии III. Купил индульгенцию и все грехи тебе отпустились. Как Вы правильно заметили, со счета я сбилась уже давно. Да и бессмысленно это, подобным беспорядкам нет конца и пока не намечается. Этот список, уважаемые читатели, Вы можете продолжить сами. И ведь продолжим же. Обидно!...

Галина Литвинова
6 ноября 2000 г.      
   


Рецензии