Садовые зарисовки

                САДОВЫЕ  ЗАРИСОВКИ

                Цветы, сад и дача – вот она душа, любовь, удача.


     Иду по дороге и замечаю, что в нынешних садах в последние годы, со стороны дороги, высокие металлические заборы хозяева ставят. Так уж вышло, что кудрявая рябина за забором оказалась и теперь стоит сироткой. Вроде как чужая, а ветки к своим сородичам в огород тянутся.
     День выдался пасмурным, что и говорить – лето в сторону осени покатилось. А совестливое солнышко нет-нет да и выглянет в просвет между серых туч. Много своим взглядом охватить не может, но всё, что высветит – яркими красками расцветит.
     На эту минуту солнечный луч пришёлся на свисающую ветку рябины с красными сочными кистями ягод. Заулыбались ягодки солнечному привету и даже потемневшие листики зеленее стали. Мол, «мы тоже красивые, это у погоды характер переменчивый…»
     Вот и я так подумала. В другой раз всё дерево девицей в красном цветастом сарафане встречать прохожих будет. Будут ещё и весёлые деньки…

                ***
     Наверно в каждом классе были и есть такие нетерпеливые ученики, которых недолюбливали сотоварищи. В сердцах выкрикивали упрёк: «Выскочка!». Оказывается, желание выделиться, выбежать вперёд всех, первому что-то заполучить есть не только в детском коллективе. Есть такие и среди животных и даже среди растений.
     Сижу на садовой скамейке, а по другую сторону дорожки, небольшими квадратиками хозяйка высадила самые разные цветы. Но с краю, не от дорожки, а в междурядье, выбился на свет Божий - шафран-самосейка. Хозяйка пожалела его, не выполола, а он вымахал выше всех цветов. Да ладно бы он рос себе вверх, так нет, ветки в стороны раскинул, всё ему первому надо выхватить. Одна ветка, с редкозубым оранжево-красным цветком, чуть ли ни поперёк дорожки высунулась. Кто идёт – её заденет. Однако у неё именно в этом таится своя выгода. Летит пчела, именно на этот цветок сперва сядет, потом уже другие цветы проведает. А, вот теперь, как на качельке, на цветке покачивается красивая бабочка: на чёрном фоне крылышек прекрасным узором расположились продолговатыми капельками бело-голубые пятнышки. Улетела бабочка, ворчливый шмель на оранжевую чашечку цветка сел. И так, словно протянутая рука шафрана, со всеми здоровается. Ко всем в друзья напрашивается.
      Но вот, незадача. Хозяин на тачке кирпичи вёз, железного рукопожатия ветка шафрана не выдержала, сломалась. Опять же, её первую хозяйка в ту же минуту в букет срезала…

                ***
     Увидеть на этой садовой улице своих знакомых, да ещё в качестве хозяев, я никак не ожидала. Что он, что она, сколько их помню, всё надо мной насмехались, будто я «в саду в навозе копаюсь». И вот, на старости лет, прямо таки живут они в саду. Он, даже постирушки на верёвке висят…
     - Аннушка, заходи! Зацени нашу покупку… Смотри, как мой Лёня загорел…
     Зашла. Терпеливо выслушала всё, чем радуется хозяйка. Обошла огород, в добротный рубленый дом зашла и… враз забыла о хозяевах. Дом был обставлен старинной мебелью. Собственно ради этой мебели, не торгуясь, купил Леонид этот дом у детей своего, покинувшего этот мир, земляка. Жене сказал, чтобы хозяйничала на огороде, а «в доме не смей ничего менять!»
     Нет, Леонид ничего мне не объяснял. Просто сел в широкое старинное кресло и стал колдовать над своей люлькой. В городской квартире курить люльку ему запрещалось, а тут – он хозяин.
     Я поочерёдно переводила взгляд с комода на шкаф, на трельяж и остановила своё внимание на столике. О-о-о, этот столик сам по себе был – художественное произведение. Прямоугольная столешня по краю со многими изящными выемками, ножки точёные. Правда, лакированные края столешни малость истёрлись, но это даже не портит вид, а наоборот добавляет выразительность, как морщинки у глаз предосенней красавицы.
     На столе – букет, большие кисти садовой сирени вальяжно заняли собой всё пространство на столе. Запах от них в комнате был такой, что дым от Леонидовой трубки вообще не чувствовался. Но в каком бы я ни пребывала восторге от цветущей сирени, «ваза» меня просто «сразила». Это была четырёхугольная банка из толстого зеленоватого стекла, с широким горлышком с резьбой для специальной крышки. По моему разумению эта банка была старше всей мебели, которая стояла в этом доме. Заметив мой взгляд, Леонид даже пальцами прищёлкнул.
     - А эту вещицу я от своих родителей привёз…
     - Ну, как наша покупка? – прямо с порога, спросила хозяйка.
     - Долго собирались, но в результате очень удачно выбрали… Счастья вам в новом доме!..

                ***
     Люди справедливо говорят, дескать, глухой если не расслышит, то выдумает. Что греха таить, с теми, у кого слабое зрение, случается нечто подобное. И мне есть что вспомнить по этому поводу…
     Когда созревают вишни, те самые – с длинными черешками, у меня наступает самый щедрый праздник в году. Вишен в моём саду много, прямо таки вишнёвый сад. Два раза за лето, идущие по дороге мимо моего сада, забывают смотреть себе под ноги. Когда вишни цветут, да какой запах они источают! Ко мне приходит мысль, будто бы самый краешек Божьего Рая на несколько дней гостит в моём саду. А когда покраснеют ягодки вишен, новогодние ёлки завидуют им. Что бы я ни делала на огороде, а всё на свои вишни поглядываю.
     Наконец настала счастливая пора – сбора урожая. Хоть по пригоршне, но зато всех соседей одарю. А самой кажется, что это я к маме в гости поехала, только сибирские вишни не такие высокие, как на Украине, и ветки их гибкие, залезть на дерево – и думать нечего.
     Вот, в один из дней, рвала я в ведро свои вишни, торопилась и на небо поглядывала. Понятно, что второпях не каждая вишня в ведро попадала, случалось, что и мимо пролетала. Дождь закапал, я схватила ведро и бегом к дому. А дождь хороший в эту пору, с громом, как с ведра поливает, но и он выдохся. Отступила туча, выглянуло солнышко, подул ветерок. Мне ж не терпится ведро добрать. Накинула на плечи лёгкий целлофановый плащ и пошла к своим вишням.
     Дорожки на моём огороде старым линолеумом выстелены. За пару лет дорожки протоптались, канавками стали, а в тех канавках на линолеуме  дождевая вода собралась. Для меня это не новость. Обула резиновые сапоги и - вперёд. Уже стала к вишням подходить, вижу - вишенки в воде плавают. А плавают они черешками кверху. (При этой их особенности очень удобно пучки вязать из вишен для зимней заморозки…) Я и наклонилась, чтоб собрать красные поплавки. Выхватываю их из лужицы, в ведро бросаю, где по одной, где по две, и по три сросшиеся черешки. А эти два черешка странными мне показались. Я ниже наклонилась, и что я вижу? На них две маленькие улитки от стихийного бедствия спасаются. (Сибирские улитки маленькие, продолговатенькие у них домики). Да ладно бы каждая в отдельности, а они доползли до верхнего края черешка и, вытянув гибкую шею друг к другу, целуются. (У меня два года на кухонном подоконнике стоял террариум с виноградными улитками. Насмотрелась на них.  Обниматься и целоваться они мастера…) И тут мне совестно стало. Среди водной стихии любовь их настигла, а тут я пришла ягоды собирать… А время торопит. Легонько оборвала черешки так, что даже их поцелуй не нарушила и перенесла на сухое место, а ягоды бросила в ведро. Сама вспомнила старое поверье, дескать, счастливое то место, где любимые целуются…

                ***
     Сады в нашей местности большей частью одинаковые: небольшой домик, сарай для разного садового скарба, у кого-то скромненькая баня для своей семьи. Остальную площадь земли на участке занимают кусты смородины, малины и грядки, огородик под картошку. Иные хозяйки даже под цветник землю экономят. Но тут уже, как говорится: хозяин-барин.
     Однако пришли другие времена. Многие стали уж больно рьяно разрабатывать пустоши, в основном это люди с большими возможностями. Технику пригонят и, глядишь, денёк-другой и место не узнать. Большой дом с пристройками строят не хозяева, а наёмные строители. А настоящие строители строят быстро, строение как гриб растёт, не по дням, а по часам. Потом уже начинаются «чудеса». Картошки и моркошки там не увидишь, новые хозяева землю травой засеют. Если и растут цветы и кусты, то какая-то нездешняя растительность, зато всем на зависть - бассейн, качели, гамаки. Люди просто отдыхать туда приезжают. Нам, простым садоводам этого просто не понять. Однако и среди новых дачников встречаются люди с чудинкой. В смысле те, кто и своими руками нечто необычное сделать может.
      Однажды ехала я в садовом автобусе. Ехать мне от Косого переезда до нашей улицы всего несколько минут. Я даже не разглядела, кто из моих знакомых в салоне автобуса сидел. Вышла на своей остановке и иду себе тропинкой. Только мельком заметила, вроде бы знакомое лицо женщины в окне автобуса и рядом с нею стоит щупленький мужичонка с аккуратно подстриженной бородкой. Они почему-то во все глаза на меня смотрели и видимо обо мне и речь вели.
     «Да, ну, кому я нужна? Показалось…» - отмахнулась я от этой мысли и благополучно забыла об этом случае.
     К исходу лета встретила я эту женщину, опять же в садовом автобусе, только мы уже домой ехали.
     - А я всё смотрю-смотрю, а вас что-то нет и нет. Где вы запропали?..
     - Я реже стала в автобусе ездить. Сыны мои – отвезут-привезут… вот и не встречались мы, - в своё оправдание ответила я.
     - Вами один человек интересуется… Всё хочу его с вами познакомить.
     Я пожала плечами, не зная, что ей на это ответить. Но уже через пару дней Судьба свела меня с этим человеком, конечно же – случайно.
     Стою я на автобусной остановке, поджидаю наш садовый автобус. Вдруг рядом со мной останавливается дорогая машина. Стоит и сигналит. Я растерянно смотрю, меня сроду на такой дорогой машине не возили. Да я и подумать не могла, что ждут именно меня…
     Короче, привезли меня на самый край какой-то улицы, там уже сады заканчиваются, к очень красивому дому, а хозяин этого дома (старичок с бородкой) ещё и извиняется за то, что не всё успел достроить и до ума довести. Меня же тайная мысль обуревает, дескать, что тут говорить, я даже в самых смелых мечтах не посмела бы пожить в таком доме. Одним словом, смотрела я, да хозяина нахваливала. «Мал золотник, да дорог!» Строил, конечно, не он, а строители, а вот всякая мебель, словно из волшебной сказки выдернута – это уже его рук дело.
     Долго он мне рассказывал обо всём, но больше всего он потратил сил и умения на массивный стол, что теперь стоит посредине самой большой комнаты. Столешня является крышей домика гномиков, что живут в дуплистом пне старого дерева. Сама столешня – чисто обработанный срез очень толстого дерева и покрыта лаком.
     Из рассказа словоохотливого хозяина выходило, что всё то, что под столешней – это уже тут, недалеко от своего сада, на пустыре, он, лично сам, большой пень отыскал и добрую неделю возился с ним, чтоб, не повредив ничего, выкопать и выудить его из земли. Сколько времени ушло на перевозку, обработку и просушку такого монстра… Он только сказал с улыбкой: «Позвольте мне опустить подробности творческого процесса…» Я не настаивала, только, как заворожённая, медленным шагом ходила вокруг стола, потом села в самый дальний угол комнаты, чтобы видеть весь стол сразу. Это было такое «произведение искусства», что, сколько ни смотри, а всё глаз невозможно отвести.
     На столешню И.К. поставил бронзовый подсвечник с единственной толстой зажжённой свечой и выключил в комнате свет. И от волшебного огня свечи столешня «заговорила».
     - На месте росшего дерева остаётся стареть лишь пень… но на нём – вся биография дерева. Если вы не торопитесь, то я смогу рассказать обо всём, что пережило дерево, срез которого вы теперь видите, за свои 217 лет.
     - Ничего, мои садовые дела подождут. Тут такой случай… Мне просто неудобно, что я у вас отнимаю много времени…
     - А вы знаете, я за вами, честно признаться, уже два месяца охочусь… Даже кое-что читал из числа ваших работ… в Интернете. Я понял, что другого такого внимательного слушателя я вряд ли найду… Ну, так как, начнём?
     - А свечи хватит?
     - Там, в наборе, было десять свеч. Это вторая… Подойдите сюда, смотрите…
     Я подошла к столу и уже через пару минут меня покинули все угрызения совести от мысли, что в моём саду вся работа стоит, даже моя ноющая поясница, заслушавшись, задремала. Древесные кольца, как старинные письмена открывали тайны климата и перипетий прошлых лет. Мало того, что к моим незначительным знаниям добавился довольно значительный пласт информации, мне приятно было ещё и то, что этот мудрый человек не давил на меня учёностью своею. Ни тени превосходства, только подробный рассказ увлечённого человека.
     Когда я взглянула на часы, я глазам своим не поверила. Мне оставалось только прийти в свой сад и до захода солнца полить грядки. Я, конечно, это сделала, но, признаюсь, была под таким впечатлением рассказа, что ни о чём другом и думать не могла. Заехавшему за мной сыну, ни слова не сказала, мне бы самой «переварить» сказанное учёным рассказчиком, да в специальной литературе найти время покопаться…

                2015 г.

                ***
     Если подытожить опыт прожитой жизни, то, в общем-то, ничего такого, с ног сшибающего, не происходит. Какое-то небольшие изменения периодически случаются, но и они способны внести в твой размеренный ритм капельку радости. Мой сад от Енисея всего лишь за соседней улицей. Туманы у нас не редки. Садоводы этому не больно-то рады, но куда ж деваться, приспосабливаемся. Спросите: можно ли любоваться туманом? Отвечу: да когда как… Вот, был у меня один случай. Но не в этом саду, а в том, где теперь хозяйство ведёт мой старший сын, Гриша  и невестка Ира. Так, вот, дел накопилось много, припозднилась. Решила в домике заночевать. Окна в доме одинарные, всё слышно. Вот, сквозь сон слышу, вроде капает. Подумала, дождик заморосил. Потом стала прислушиваться, ещё расстраиваюсь тем, что дождь все мои планы расстроил. Насторожило меня и то, что этот дождь какой-то непонятный. Руку выпростала из-под одеяла, включила ночник, посмотрела на окно и… замерла от изумления. За окном, словно новогодняя ёлка огнями горит. Тю-у, август месяц на дворе. Какая ёлка? Сон, как рукой смахнуло. Слезла с кровати, подошла поближе, решила присмотреться. А это перенасыщенный туман на ветках черёмухи, что растёт перед самым окном, между домом и забором, крупными каплями созрел. Свет в капельках отражается, а они ещё срываются с веток и о подоконник постукивают.
     Чтоб лучше было видно окно, я даже подушку на другую сторону кровати перенесла. Смотрела-смотрела и уснула. Утром туман поднялся и ещё какой хороший солнечный день мир порадовал.
     А к вопросу, «Может ли быть туман красивым?», отвечу: пожалуй, что нет, но то, во что превращаются по его капризу невидимые капельки, что летом, что зимой, могут удивить нас и порадовать…

                ***
     Ежевика хоть и дальняя родственница малины, но всё же у неё свой вкус и свой норов. Ягодки поплотнее, посуше. Замораживаю их в пластиковых стаканчиках. Зимой разморожу – даже запах не потеряла. И всё же порой сержусь на неё, когда прохожу мимо. Хоть и растение, а повадки как у дикой кошки. Красивая, а не погладишь, сама за рукав острым коготком цапнет, не враз и освободишься из её колючих объятий.
     Знаю я одних хозяев, у которых только со стороны дороги добротный забор стоит. Боковые стороны – хлипенький заборчик, разграничивающий земельные участки. А с тыльной стороны нечто такое, что и подходящего слова не подберёшь. Когда-то было, как моя старушка соседка говорила – «городьба», видимо, чтоб коровы не забредали в огород. Но коровы в наших садах большая редкость, да и они сквозь спутавшиеся плети ежевики вряд ли осмелятся продираться. Не боятся задиристых колючек ежевики только более колючие зверьки – ёжики. Но они низко по земле пробегают. С той стороны две яблоньки растут. Вот, с березнячка наведываются колючие гости паданку собирать. «Пусть едят, всем хватит!» - похохатывает хозяин. Ежевичка тоже в дело идёт, правда собирает её жена. Она обладает более покладистым характером. Внуки всё больше с ведёрка едят…

                ***
     Семейная фотография.
     Обычный семейный ужин в садовом домике. На столе из съестного всё то, что принесено из дому и недоедено за долгий летний день, то, что выросло к этой поре на огороде: клубничка, земляничка, вишенки. А ещё только что вымытые розовощёкие редиски второго посева, зелёный лучок, пупырчатые огурчики, а ещё в тарелочке нарезанные малосольные огурчики, кружочки колбаски, хлебушек, призрачные завитки пара над кружками с чаем, а главное – поджаренные на углях куриные крылышки. Это уже гордость хозяина, его рук колдовство, умение и своего рода искусство.
     Но для меня на фотографии главное – это открытые лица людей, загорелые, глаза счастливые, без излишней манерности, домашние, родные. Едят, смеются, шутят, пальчики облизывают, вприкуску с лучком, макая его в солонку. Одежда на плечах выгоревшая на солнце, рукава закатаны, волосы ещё не высохшие от пота, не остывшие после работы. Это сама жизнь, такая, как есть, без прикрас. И в этом то, счастье человеческое, что ценится выше званых банкетов, нарядных дам и белых воротничков. Там: причёски, приклеенные улыбки, галстуки, украшения всевозможные, а под ними, загнанная внутрь  себя тоска, зависть и невысказанная злоба на тех, кто тут же, рядом, за столом…
     А в скромном садовом домике люди сидят со щедро распахнутыми душами, со смеющимися глазами, рады отдыху, сытной еде и приятному общению. А как иначе? Тут все свои, всё у всех на виду. Просто – вечеряют.

                ***

               


Рецензии
На такое литературное ассорти непросто написать отзыв. Скажу лишь в общем, что автор очень наблюдательный, очень интересный рассказчик, и каждая приведённая миниатюра подтверждает это. Особо я выделил бы "похищение" автора к красивому дому с интереснейшим хозяином.Спасибо за такие земные зарисовки, уважаемая Анна!

Виктор Некрасов   03.03.2021 09:17     Заявить о нарушении
Я благодарю Бога за такие "случайности". Дней в году много, а такой день точно не забудется...
Здравствуйте, Виктор! Очень рада получить от Вас весточку, да ещё с такими тёплыми словами. Я - простой человек и рассуждения мои простые. Чему удивляюсь, тем и с людьми делюсь. Быть ближе к природе может и не модно в нынешнее время, всё стараются заглянуть "за бугор", а мне и на своей земле интересно. Кто ж о ней напишет, как не мы - люди пишущие.
Спасибо! С глубоким уважением, А. Боднарук.

Анна Боднарук   03.03.2021 11:28   Заявить о нарушении