Династия Мукасеев

Это уникальная семья, в которой были нелегальные разведчики за границей, т.е. априори неизвестные широкой публике люди, были известные многие работники кинематографа, и спортсменка, чье имя гремело по всему миру.

Супружеская пара разведчиков-нелегалов Михаил и Елизавета Мукасеи (1907-2008 и 1912-2009) проработала в "особых условиях" в Западной Европе 22 года. "Эльза" и "Зефир" - таковы были их оперативные псевдонимы, прожили долго, счастливо, ни разу не засветившись.

Теперь, когда они оба ушли, можно, наверное, рассказать кое-что новое о необычнейшей жизни полковника и подполковницы Мукасеев. Хотя разве есть нелегалы, чью жизнь назовешь обычной? Мне бы никогда не встретиться с ними, если бы не их дети. Это они - оператор Анатолий Мукасей и его жена киноактриса, режиссер Светлана Дружинина, - искренне гордящиеся родителями, предложили руководству Службы внешней разведки открыть имена героев.

В родной для Михаила белорусской деревне Замостье было 350 дворов. Сын, племянник и внук кузнецов с десяти лет помогал старшим в кузнице. Потом рванул в Питер. Мечтал учиться, надеялся на везение. Чистил пароходные котлы - занятие адское, потом поступил на рабфак, стал инженером. Но позвали в разведку. В конце 1930-х от таких предложений не отказывались.
После войны супруги Мукасеи стали нелегалами. Работали под чужими именами в разных странах. Как они попали в Западную Европу? Мукасей сам придумал, как говорят разведчики, легенду.
- Она у меня была тяжелейшая, - рассказывал мне Михаил Исаакович. - Не из бахвальства скажу, что не каждый даже сильный разведчик мог ее выдержать. В моей семье во время гитлеровской оккупации погибли более 30 человек. Людей, которые выжили, мало, по пальцам пересчитать. Я был в том месте, я знал, я видел. И перед тем, как все это начать, я нашел человека. Он действительно прошел через ад. Всю биографию выжившего с его разрешения я взял на себя. А страдальца этого, с биографией, ставшей моей, постарался с помощью наших властей отправить в Израиль. Туда же выехал его отец. Дальше развивать тему не могу.
Под этой легендой Михаил и Елизавета Мукасеи, их теперь называли Майкл и Бетси, обосновались в одной из стран, именовавшихся социалистическими. А уже оттуда отправились дальше, в Западную Европу. Сколько же выпало на их долю. И со всем резидент Зефир и радистка Эльза справились. Они отыскивали вдруг переставших выходить на связь наших нелегалов. Передавали добытые сведения о секретных планах НАТО. Обладатели западноевропейских паспортов объездили почти сотню стран. Особенно часто наведывались в государства, с которыми у Советского Союза не было дипломатических отношений. Да, это был смертельный, часто повторяющийся номер. В случае провала рассчитывать на помощь своих Майклу и Бетси было ох как затруднительно.

А мне бы хотелось поведать об одном из эпизодов, именующихся на языке профессионалов разведки, оперативными. Сравнительно молодой нелегал К., прочно обосновавшийся в Париже, перестал выходить на связь. И Центр приказал Мукасеям: отыскать во что бы то ни стало.
Это был один из первых выездов Михаила из новой страны проживания в другое государство. Довольно рискованная поездка из Берна в Париж, где терялись следы одинокого (по чекистской легенде и по жизни во Франции) нелегала К. И трагическое объяснение невыхода на связь. Владелец небольшого магазина умер. Это потом Мукасей узнал, что когда К. вырвался в отпуск в Советский Союз, ему предлагали сделать операцию. Но ждали нелегала К. большие дела, и разведчик отказался. Майкл не без труда отыскал его квартиру, узнал, что господину К. сделалось дурно и его увезли в больницу, где тот и скончался.
Никто не мог предположить столь преждевременного ухода. И здесь Мукасей проявляет не просто служебное, а чисто человеческое участие. Подробнейше выяснил все обстоятельства смерти неизвестного ему сподвижника. Больничная сестра-католичка сообщила: "Ваш знакомый умер в полном одиночестве и в полном сознании. Он позвал священника, поцеловал католический крест, а перед смертью из глаз его скатилась чистая, как роса, слеза, и он затих навсегда".
Мукасею сделалось больно за товарища. Даже на смертном одре он не выдал себя, унося тайны Родины. До последнего вздоха не отступил от своей легенды. Вот уж кто остался верен присяге, не подвел, даже умирая. Русский человек был похоронен по чужому обряду, сделав все, чтобы уйти достойно. Михаил Исаакович отыскал его могилу. Так хоронят бродяг и собак. И Мукасей добился перезахоронения.
В Париже К. был безумно одинок, а на Родине, в Москве, у офицера внешней разведки остались жена и две девочки. Близкие и друзья его помнят. Но по-прежнему простая русская фамилия нелегала, как и его подвиг, под грифом "совершенно секретно".
В память о скончавшемся товарище по нелегальной разведке Мукасеи установили на его могиле мраморный памятник. И все 20 с лишним лет пребывания за кордоном заботились о могиле. На памятнике - портрет К. с датами рождения по легенде, а год смерти - подлинный. И даже уйдя из жизни, К. помогал Родине. Его могила служила местом встреч с другими разведчиками - легалами и нелегалами, тайником для обмена разведывательными материалами. Не правда ли, сюжет для детективного фильма? И еще долгие годы после возвращения четы на Родину кто-то, догадываюсь кто, приносил цветы к памятнику с выбитой на нем чужой фамилией. Что сейчас - остался ли памятник на своем месте или, как это часто бывает во Франции, тут уже другая могила? Не знаю...
Что для разведчика наиболее важное? Слава? Но она, если и приходит, то в результате провала. Так, быть может, лучшая награда - безвестность?


К тексту про знаменитых разведчиков-нелегалов Елизавету и Михаила Мукасеев я подступалась с разных сторон, пока, наконец, не прочла их книгу "Жизнь по заданию", выпущенную в 2004 году.
Кино и книги про разведчиков интригуют нас хождением героев по лезвию бритвы. Очень волнительно: какие надо иметь нервы, чтобы жить под чужим лицом и думать на других языках? Но в ежедневном шпионском быту встречаются опасности такого мелкого свойства, о которых никогда не догадаешься - совсем не уровня анекдотов про волочащийся за Штирлицем парашют.
Я в конце расскажу про один классный шпионский роман, но вот в книге Мукасеев нет ничего художественного.
Журналисты, готовившие книгу, рассказывали, что встречи с Мукасеями проходили в обстановке строгой секретности, а присутствовавшие при разговорах службисты периодически намекали, от каких тем лучше бы воздержаться.
Но, поскольку у меня канал, в основном, про отношения, мне, конечно, было интересно найти между строк, вот как это муж и жена не просто прожили вместе 70 лет, но стали друг для друга главными свидетелями своих реальных личностей?
В первую заграничную поездку семейство Мукасеев отправилось в полном составе.
С 1939 по 1943 год Михаил Исаакович Мукасей работал вице-консулом в США, в Лос-Анджелесе. С тех пор их основными именами считались Майкл и Бетси; позывные "Зефир" и "Эльза" появились позже.
Жизнь полиглота Мукасея, владевшего английским, бенгальским языками и идишем, в США была крайне насыщенной. Но функции он там выполнял, скорее, дипломатические.
Включенный в творческую среду Америки благодаря интересу к молодой стране победившего социализма, Мукасей общался с Теодором Драйзером, Чарли Чаплиным, Уолтом Диснеем, Мэри Пикфорд и другими гигантами тех времен.
Людей искусства привечали и в высших политических кругах страны - Франклин Рузвельт был большим любителем откровенничать с артистами. Шифровки, которые Мукасей слал в Центр, тогда были помечены "от источников, близких к президенту".
О будущей войне с Германией Мукасею неоднократно говорил именно Чаплин: их связывали приятельские отношения. Михаил Исаакович однажды даже подкрепил их небанальным подарком: по его просьбе для Чаплина - большого любителя животных, прямо из тайги доставили маленького тёзку - бурого медвежонка.
Радистка Бетси переправляла в Центр всё более тревожные донесения (на которые особо не реагировали), а когда война разразилась, перед Мукасеями встала другая задача: выяснить позиции Японии по отношению к гитлеровской Германии уже не через богему, а через промышленно-торговые круги. Тогда о реакции на свою информацию Мукасеи узнали из косвенных источников: когда советские войска перебросили с Дальнего Востока под Москву.
В 1943 году семейство Мукасеев возвращается в Москву - с уже плоховато говорящими по-русски детьми - и Михаила Исааковича назначают замначальника учебной части разведшколы. А потом и ему самому предложили стать разведчиком-нелегалом.
Точно дата перехода Мукасеев на нелегальное положение неизвестна. Тогда их семья жила в Малаховке, дочь Элла училась в 4-м классе, Толя - во втором. Но номера классов нельзя принимать во внимание: в 17 лет Элла была всего лишь восьмиклассницей - сразу после возвращения из Штатов из-за отставания в русском её отправили не в третий, а в первый класс. Хорошо ещё, что обошлось без интерната - дети справлялись сами, под периодическим присмотром коллег родителей.
Следующие двадцать лет дети встречались с родителями на тайных квартирах один раз в год. А жених Эллы и невеста Анатолия Светлана Дружинина давали подписку о неразглашении.
Чем занимались папа и мама, спрашивать было не принято, и представления детей о работе родителей складывались по фильмам (например, по популярному тогда "Подвигу разведчика"). О том, что "Зефир" (это был позывной Михаила Мукасея) работал в Швейцарии под именем еврея-коммерсанта, пережившего концлагерь, дети узнали уже после их окончательного возвращения в Советский Союз в 1977 году.
Подумать только - двадцать с лишним лет поддерживать разные легенды в разных странах: Мукасеи работали и в Европе, и в Израиле, и снова в США. Какое чудовищное напряжение мозга и нервов! Иногда они, как говорится в кино, были очень близки к провалу.
Как-то раз к Михаилу бросился здороваться его сокурсник - и того выручило только то, что за годы жизни за границей и он, и жена научились полностью игнорировать русскую речь как знакомую. А для многих других разведчиков такие, вполне нередкие, встречи заканчивались плачевно.
Правда, в книге Мукасеев описано не так уж много конкретных историй, какие-то штрихи к их общему семейному портрету появляются со стороны.
Элла Михайловна Болотинская-Мукасей до сих пор помнит яркие впечатления своего детства - например, как папа однажды в Малаховке вышел буквально в окно, или как Толе передали пакет с подарками, среди которых оказался неисправный передатчик.
Удивительно да, как изменил нашу жизнь интернет? И жизнь разведчиков тоже.
В 1977 году семидесятилетний Михаил Исаакович и Елизавета Ивановна, которой исполнилось 68 лет, возвращаются домой. Но что такое дом для людей, для которых главная доблесть - это безвестность и безадресность?
Дом друг для друга - это только они сами. А их жизнь - это работа. Еще около двадцати лет полноценной преподавательской работы в разведшколе, выпуск учебников и пособий для разведчиков и итоговый труд тайной жизни на двоих - выпуск абсолютно подцензурной книги "Жизнь по заданию" в 2004 году.
И хотя с детьми они созванивались каждый день и регулярно встречались, свою настоящую жизнь - не по заданию - они прожили только вдвоём. "Личная жизнь у нас удалась. У нас редчайшее взаимопонимание, - говорила Елизавета Ивановна Мукасей. - Один взгляд Михаила Исааковича и мне всё ясно. Лечу - и выполняю".
Из жизни они ушли с разрывом в один год и один месяц: Михаил Исаакович умер в возрасте 101 года 19 августа 2008-го, а Елизавета Ивановна - 18 сентября 2009-го.

Возможно, без Анатолия Мукасея десятки российских фильмов потеряли бы свое очарование. Маститый оператор скромно прячется за камерой, стараясь создавать настоящие шедевры киноискусства. И у него это блестяще получается — все картины, снятые Анатолием Михайловичем, становились хитами, в том числе и благодаря операторскому труду.
Детство и юность
Анатолий — сын необычной супружеской четы. Михаил Мукасей, еврей по национальности, уроженец Беларуси, и его жена Елизавета служили разведчиками-нелегалами и дома появлялись изредка. Анатолий Михайлович в интервью рассказывал, что с сестрой Эллой не видел родителей в общей сложности 2 десятка лет. Легендарные разведчики приезжали к родным пенатам на неделю, затем снова пропадали, напоминая детям о существовании посылками и записками, передаваемыми через знакомых.
Сын с дочерью с раннего детства знали, что не стоит делиться с окружающими подробностями из жизни семьи, и как зеницу ока хранили секреты. Росли под присмотром няни и так называемых «шефов», которые были приставлены к ребятам и часто заглядывали в гости.

Однажды отец, работающий консулом в Лос-Анджелесе, познакомился с Чарли Чаплином и Теодором Драйзером, сам снимал встречи на 16-миллиметровую цветную пленку и привозил детям. С тех пор Толя заболел кинематографом, сделав открытие, которое определило его будущее.
Анатолий вдруг понял, что с помощью снятых на пленку историй можно не только увлечь человека. Камера способна остановить время, сохранить его на десятки, если не сотни лет. Мукасей решил поступать во ВГИК, а в 1961 году держал в руках диплом об окончании операторского факультета.

Молодой оператор год отработал на Ленинградской студии кинохроники, после попал на «Мосфильм», где и снял множество гениальных фильмов, ставших золотым наследием российского кинематографа. Оператор-постановщик оттачивал профессиональное мастерство, опираясь на собственную философию.

Анатолий Михайлович всегда считал свое ремесло лучшим из всех направлений в кино, ведь зритель видит происходящее глазами оператора, и сравнивал его с работой живописцев — это те же картины, только в движении. Говорил, что перед съемкой обязательно просматривал буклеты с трудами художников, а заодно наблюдал за актерами. Он убежден — каждая героиня должна выйти на экране красавицей, даже если роль предполагает образ дурнушки.

Такой подход свел Мукасея с именитыми режиссерами и до отказа заполнил фильмографию шедеврами. В 1964 году молодого Анатолия пригласил к сотрудничеству над новой кинолентой Эльдар Рязанов.
Вместе они сняли лирическую комедию «Дайте жалобную книгу» с Ларисой Голубкиной и Олегом Борисовым в главных ролях. За ней последовала вторая замечательная работа «Берегись автомобиля», где Рязанов собрал звезд советского кино Иннокентия Смоктуновского, Олега Ефремова, Анатолия Папанова, Ольгу Аросеву.

Удалось Анатолию Михайловичу творить на съемочных площадках в команде с Роланом Быковым. Постановщик доверил Мукасею запечатлеть на пленку картину для детей «Внимание, черепаха!» (1970) и интерпретацию повести Николая Гоголя «Нос» (1977).
Несколько киноработ Мукасей создал в дуэте с Алексеем Кореневым. Волна зрительской любви захлестнула в 1972 году авторов фильма «Большая перемена». Комедия собрала весь цвет актеров, начиная от народных и заканчивая выпускниками театральных вузов.

Спустя 5 лет Алексей Александрович вновь позвал Анатолия Мукасея на съемки. На этот раз снимали комедию «По семейным обстоятельствам», поднимающую проблемы отцов и детей. Очередную картину, в которой роли примерили Галина Польских, Анатолий Папанов, Евгений Стеблов и другие любимые зрителями актеры, тоже ждал грандиозный успех. Впрочем, как и следующую работу Коренева и Мукасея «Ловушка для одинокого мужчины». Постановка увидела свет в 1990 году.

Анатолий Михайлович больше всего обожает работать над комедиями, потому что удается тоже стать частью веселого процесса, ведь многие сцены и реплики для таких картин придумываются на съемочной площадке. К примеру, кинооператору принадлежит идея вставить в многосерийную картину «Большая перемена» момент, когда герой Евгения Леонова учит иностранный язык во сне под магнитофон — модная в те времена система.
Череду фильмов, ставших хитами, Анатолий Михайлович подарил киноманам вместе с супругой Светланой Дружининой. Впервые как оператор и режиссер пара встретилась на производстве музыкальной ленты «Сватовство гусара» (1979). В фантазии на водевиль Николая Некрасова «Петербургский ростовщик» задействованы Михаил Боярский, Елена Коренева, Андрей Попов.


Плодами талантливого союза этой творческой четы также стали ленты «Принцесса цирка» (1982), «Виват, гардемарины!» (1991) и «Гардемарины-3» (1992). В начале нового тысячелетия супружеская чета трудилась над масштабным проектом «Тайны дворцовых переворотов». Сериал, рассказывающий о нелегкой женской доле российских императриц, интересен тем, что события давно минувших дней идут фоном, а сюжет сосредоточен на личных отношениях героев.

Анатолий Мукасей, кроме операторской работы, примерял и роли в кино. Например, мужчину можно увидеть в образе гусара в «Сватовстве гусара», сержанта в киноальманахе «Мостик» (1987), водителя Соломатина в картине Александра Атанесяна «На измене» (2010).

Талант кинооператора был отмечен значимыми наградами: в 1986 году Анатолий Михайлович удостоился Государственной премии СССР за работу в драме «Чучело». Спустя 5 лет он стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР. В 2009 году получил звание народного артиста РФ.

В апреле 2018 года Анатолий Мукасей получил премию имени «бога операторского искусства» Сергея Урусевского «Белый квадрат», которую вручают выдающимся операторам за лучшую работу в полнометражных художественных фильмах.
О планах Анатолия Михайловича на ближайшее будущее еще в начале года узнала Мария Шукшина, побывав с программой «В гости по утрам» в доме Мукасея и Дружининой. На тот момент супруги готовились к съемкам четвертой ленты о приключениях гардемаринов.
Режиссер и оператор основательно подготовились к старту. Было сшито 800 костюмов, выбрана натура, сделаны раскадровки. Дали согласие на участие и актеры, среди которых Дмитрий Харатьян, Кристина Орбакайте, Александр Домогаров.

В 2018 году Анатолий Мукасей и Светлана Дружинина отметили бриллиантовую свадьбу. Их фото появились во многих отечественных таблоидах. Будущий оператор и актриса, а по совместительству и режиссер, познакомились еще в студенчестве — учились в одном вузе. Однажды к ногам девушки в раздевалке волейбольной площадки института подкатился мяч. Анатолий Михайлович таким способом нашел повод для знакомства. Это было начало их истории любви длиною в жизнь.
Перед знакомством с родителями возлюбленного Светлана так переживала, что после знаменательного дня на пару суток заболела. Впрочем, бояться не стоило — родственники сами предложили наследнику пожениться до окончания института.

Пышная свадьба прошла в роскошном столичном ресторане. Родители Анатолия отправились с молодыми на отдых в Ялту, а затем вручили девушке письмо и снова уехали за границу. В послании предупредили, что с этих пор Светлана лишена права выезда за пределы страны, а все тайны семьи должны остаться в секрете. Так началась совместная личная жизнь двух творческих людей.

В браке, который в российском шоу-бизнесе сегодня признан одним из самых крепких, родились двое детей. Старший сын Анатолий выбрал стезю художника, хотя в молодости пробовал силы и в актерстве, и в музыке. Вместе с сыном Георгия Данелии Николаем он организовал рок-группу «Колдунчики». Молодые люди не только эпатажно вели себя на публике, но и в реальной жизни любили удивлять обычных прохожих или пассажиров метро. Иногда шалости выходили за рамки дозволенного.


После неожиданной смерти друга Анатолий задумался о смысле жизни. В 28-летнем возрасте он побывал в Псково-Печерском монастыре, стал ходить в храм. От возлюбленной Ирины Муравьевой-Моисеенко в 1987 году у него родился единственный наследник Даниил. Но вскоре по неизвестной причине сын Дружининой скончался. Для родителей это событие стало страшным ударом. О причинах смерти Анатолия ни режиссер, ни оператор, никогда не говорили с журналистами.
Ирина Муравьева — в прошлом чемпионка по синхронному плаванию — пережила отца своего сына на несколько лет и тоже погибла при невыясненных обстоятельствах. Внука Даниила взяли под опеку его бабушка с дедушкой. Они постарались дать юноше хорошее образование: тот окончил англоязычный колледж, помогал Светлане монтировать ее фильмы, снимался у бабушки в историческом сериале «Тайны дворцовых переворотов». Но состояться в творчестве молодому человеку не удалось: все чаще он попадал в неприятные истории, из которых его вытаскивали родственники.

В 2019 году Даниил посетил эфир телешоу «Мужское и женское», где рассказал о том, что сейчас занимается музыкой, пишет песни и живет в Индии. Молодой человек посетовал на то, что бабушка не дает ему права распоряжаться единственным жильем, которое досталось от матери.
Позднее юноша дал интервью в шоу «Звезды сошлись» на НТВ, где повторил о своем намерении продать квартиру. По словам Мукасея-младшего, сделать это оказалось проблематично — его родственники перестали выходить с ним на связь. Позднее молодому человеку удалось реализовать свои намерения. Полученные средства он вложил в свой проект и инвестировал в открытие балетной школы, но нигде не получил отдачи.

Судьба младшего сына Михаила сложилась счастливо. Он пошел по стопам отца и окончил операторский факультет. Позднее занялся продюсированием. От первого брака воспитывает двух детей — сына Максима и дочь Елизавету. Второй раз Михаил женился на спортсменке, чемпионка мира по волейболу Екатерине Гамовой. Их первенец — четвертый внук Светланы Дружининой и Анатолия Мукасея — появился на свет в сентябре 2019 года. По словам именитого режиссера, мальчик родился настоящим богатырем — ростом 57 см и весом 4,2 кг. Новостью постановщик поделилась с подписчиками своей странички в «Инстаграме».


Анатолий Мукасей был оператором следующих фильмов:
1964 — «Дайте жалобную книгу»
1966 — «Берегись автомобиля»
1968 — «Первая девушка»
1970 — «Внимание, черепаха!»
1972 — «Большая перемена»
1973 — «Исполнение желаний»
1977 — «Нос»
1977 — «По семейным обстоятельствам»
1979 — «Сватовство гусара»
1982 — «Принцесса цирка»
1985 — «Чучело»
1990 — «Ловушка для одинокого мужчины»
1991 — «Виват, гардемарины!»
1992 — «Гардемарины 3»
2000-2013 — «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый»
2002 — «Мишель»
2021 — «Гардемарины-1787»


Интересные факты
В 2013-м вышел документальный фильм, посвященный родителям кинооператора, — «Судьба разведчиков Михаила и Елизаветы Мукасей».
Мать Анатолия Михайловича первая обратила внимание на Светлану Дружинину, увидев молодую актрису в фильме «За витриной универмага».

Теперь коротко в невестке в семье Мукасей.
Екатери;на Алекса;ндровна Га;мова (с 2013 года выступала под фамилией Га;мова-Мукасе;й — российская волейболистка, игрок национальной сборной в 1999—2012 и 2014 годах, двукратная чемпионка мира. Заслуженный мастер спорта России. Лучшая спортсменка России в 2010 году. Факелоносец церемонии открытия Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани.

В народе Гамову зовут Екатериной Великой. В 2010 году появился фильм «Екатерина Первая», посвященный звезде волейбола. Она регулярно становится героиней телевизионных передач. 18 мая 2016 года в прямом эфире телеканала «Матч ТВ» Екатерина объявила о прекращении профессиональной карьеры по состоянию здоровья — замучили травмы. Отказалась она и от участия в Олимпиаде в Рио-де-Жанейро.

Гамова взялась за воспитание новой смены игроков — получила должность куратора молодежной сборной России по волейболу U18. Уже дебютный матч Гамовой-тренера, которым стал турнир чемпионата Европы среди девушек, закончился победой ее подопечных. На первом в истории соревновании в Болгарии для девушек младше 16 лет Катина команда заняла 2-е место, на мировом первенстве в Аргентине выиграла бронзу.

На съемках рекламного ролика Гамова познакомилась с мужем Михаилом Мукасеем, продюсером и владельцем компании R.E.N.T.A.C.A.M. Это младший сын знаменитой пары — режиссера Светланы Дружининой и постоянного оператора фильмов о гардемаринах Анатолия Мукасея. Родители супруга — фанаты волейбола (в молодости возглавляли сборные ВГИКа) и в восторге от невестки, а его дети от предыдущего брака Лиза и Максим считают Катю «клевой мачехой».


Окружение спортсменки предполагало, что союз с «киношником» автоматически переведет eё в разряд актрис. Но волейболистка заявила, что кинематографической карьерой, как и политикой, не интересуется, однако и домохозяйкой себя не видит.

Свадьба состоялась на территории яхт-клуба «Ривер-лаундж» в Строгино, куда прибыли только близкие родственники и друзья — 200 человек. Второй день компания провела на аналогичной церемонии подруги Екатерины, а на третий гости собрались в Серебряном бору, где состоялся волейбольный матч между мужской и женской командами. Девочки, конечно, выиграли. Кстати, Михаилу, которому по наследству передалась стать (рост 196 см), очень нравится, что жена выше — 202 см.

Прессу на семейное торжество не пустили, наняли специальных фотографов, подписчикам «Инстаграма» Кати пришлось довольствоваться парой снимков. В качестве подарка молодожены попросили вещицы, по размеру не превышающие евро или доллар. Поэтому гости, в числе которых были Александр Домогаров и Дмитрий Харатьян, преподносили конверты с деньгами.

В сентябре 2019-го Гамова родила сына весом 4,2 кг и ростом 57 см. Счастливый отец поспешил заявить, что вырастит из ребенка игрока сборной по волейболу.

Семья живет за городом, в доме, выстроенном в стиле швейцарского шале. Там есть тренажерный зал, бильярдная и музыкальная студия. Обитают и домашние любимцы — собака и 3 кошки.

Сейчас Екатерина еще и член комиссии спортсменов Международной федерации волейбола, созданной с целью защиты права голоса и учета мнения спортсменов в отношениях с чиновниками. Лучшая волейболистка XXI века, как окрестила Гамову пресса, состоит и в Европейской конфедерации этого вида спорта, и в комиссии Олимпийского комитета.


Рецензии