Толкование Евангелия от Луки

"Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, - то рассудилось и мне, по тщательном исследование всего сначала, по порядку описать тебе достопочтенный Фиофил, чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен..."(Лк 1:1-3).
Так начинает Святой Лука своё благовествование. Так же и вторую книгу "Деяния Апостолов" он адресовал некоему Феофилу.
Видимо, этот Фиофил был одним из богатых и влиятельных жителей Антиохии и возможно покровителем церковной общины.
Евангелие от Луки, и особенно, вторая книга "Деяние Апостолов" - исторические книги.
В своём Евангелие Лука показал точность временных событий. Это мы видим уже из первой главы Евангелия; например, в пятом стихе первой главы Евангелия он пишет: "Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник Захария и жена его из рода Ааронова..."   ,  так же во второй главе он пишет о правление кесаря Августа, когда происходил по его указанию перепись населения. Он пишет: "Эта перепись была первая в правление Квиринея Сириею" (Лк 2:2).  Или  в третьей главе "В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее , Филипп, брат его четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее. При первосвященниках Анне и Каиафе..." (Лк 3:1-2).
А Деяние святых Апостолов, вообще,  книга об истории возрождения первых церквей...
  Теперь рассмотрим кто такой был Лука.
Апостол Лука родился в Антиохии Сирийском. Да, он не ходил за Христом и не был одним из двенадцати Апостолов. Но он, скорей всего, был одним из семидесяти других первых учеников Христа (но здесь мнения богословов и учёных исследователей Библии расходятся.  Так как Бог пришёл на землю в образе Иисуса призвать "рассеянных овец Израиля", а Лука не был евреем - он грек, то есть он был язычником, а по второй версии, он принял иудейство. Но то, что он знал хорошо Писание -историю Израильского народа, в этом нет сомнений. И ещё; по церковному преданию его будто бы призвал Апостол Павел и, опять же по преданию, Павел был родственником Луки).
 Лука был образованнейшим человеком своего времени, и имел много талантов. Он был врач
ом, историком, художником, юристом и, конечно писателем. Он сопровождал Апостола Павла повсюду и делил с ним все страдания и мучения. Когда Павел сидел в тюрьме в Риме Лука был с ним "его возлюбленный врач...". И тогда, когда Павел потерпел кораблекрушения, Лука был с ним...и так далее.  Лука не только был врачом Павла, он ещё был юристом, писателем, художником,...то есть, он был необходимым со подвижником Апостола Павла.
 Но я отвлеклась, всё это было потом, после распятия Иисуса Христа. А при Его жизни, возможно, он был Апостолом из семидесяти учеников Христа, которых Он посылал "во всякий город и место, куда Сам хотел идти... "Идите Я посылаю вас, как агнцев среди волков...исцелять больных...изгонять бесов" (Лк 10:1-3).
А при распятии Иисуса находились не только Иоанн и Мария и жёны-мироносцы, но и , видимо, сам Лука стоял вдали, так как он очень подробно рассказывает о последних днях Христа распятого. Лука в это время находился в Иерусалиме и, конечно, был свидетелем распятия Христа. Он скорбел, страдая об Учителе (Лк.23:49).                Но вскоре скорбь его обратилась в радость, ибо Воскресший Господь,  утешил его по церковному преданию, Иисус, после воскресения, явился к нему и другому из учеников Христа Клеопе по дороге в Еммаус. Конечно здесь Лука не называет себя, но он описал это событие так подробно(и даже чувства, которое может почувствовать только человек переживший это событие) , "не горело ли сердце наше...". Так что не исключенно, что он сам был при этом.
При напиания Евангелия, Лука не только исследовал написаное многими авторами всякие писания, которых было множество ,"как уже многие начали составлять....".    То есть, в то время было много писаний и, каждый автор фантазировал по-своему.   
 На иконах святого Евангелиста Луку изображают с крылатым тельцом, так как в своём Евангелие он Иисуса отоджествляет с жертвенным животным. Это символ из видения Иезекииля. ( Матфей изображается рядом с Ангелом , Марку соответствует Лев, Луке-Телец, а Иоанна  изображают с орлом).
 И сам Лука был первым иконописцем
Первое изображение Богоматери с маленьким Иисусом были созданы святым Лукой. И он  узнал от самой Марии много подробностей о жизни Иисуса, и о многих других событях, предшествующих рождение Христа. Например, ни в одном из Евангелий мы не прочитаем о Захарии, о Елисавете, или об Иоанне Крестителе, или же о двенадцатилетним Иисусе, Который спорил со старцами в храме. Так же не в одном из четырёх  Евангелий мы не прочитаем о  песни Марии: "Величит душа моя Господа..." и другие подробности.  Вероятней всего, Мария рассказывала это при написании иконы богоматери с младенцем. Пресвятая Дева Мария , сказала на икону: "Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с ним да будут".
Кисти Луки так же приписывают и другие иконы: Иверская, Тихвинская,  Филермская иконы Петра и Павла, их всего семьдесят.  Первая икона Божией Матери, называется Владимирской. Копии этих икон находятся во многих церквях России и за рубежом.         То есть Апостол Лука был первым иконописцем и основателем иконописи.
Миссионерские путешествия апостола Павла...
 Лука подробно описывает второе миссионерское путешествие апостола Павла, так как был с ним и не раз говорит в Деяние Апостолов "мы". Когда Павел покинул Грецию и отправился в Малую Азию, Лука сопровождал его до Троады. Стал очевидцем нападения на апостола Павла в Иерусалиме на ступенях Антониевой крепости и часто посещал его во время его двухлетнего пребывания в Кесарии. Затем вместе с Аристархом сопровождал Павла на пути в Рим, и вместе с ним пережил опаснейшее морское путешествие от Крита до острова Мелит во время многодневного шторма. Был рядом с Павлом и в течение тех двух лет, что тот жил под стражей в Риме.         Скорей всего в это время, то есть, в 62-63 годах, под руководством апостола Павла, он написал Евангелие и книгу Деяний святых апостолов. Святой Павел упоминает о нём по имени в посланиях к Колоссянам (Кол 4:14) и Филимону (Флм. 1:24), а также во втором послании к Тимофею, откуда видно, что когда Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с Павлом все трудности (2 Тим. 4:10).
После мученической смерти Апостолов Петра и Павла, Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахаию, Ливию, Египет и Фивы. Он был распят в Фивах на масличном дереве. Вначале он был погребен в Фивах, но в 356 году по приказу императора Константия II мощи святого Луки вместе с мощами апостола Андрея Первозванного были перенесены в Константинополь и похоронены в храме Святых Апостолов.  Во время крестовых походов крестоносцы перевезли мощи в Рим и положили в базилике святого Петра. Голова святого Луки до сих пор хранится рядом с гробницей святого Петра.
 


Рецензии