Капля в море. Глава 1. Как я стал дауншифтером

Понятие «дауншифтинг» появилось в конце прошлого века. Согласно Википедии, дауншифтинг – это философия «жизни ради себя», «отказа от чужих целей». Однако дауншифтеры появились значительно раньше, и первым известным был Диоген. По преданию, Александр Македонский, подойдя к Диогену, сидящему в пифосе (большом сосуде), спросил, желает ли тот чего-нибудь. Великий царь Македонии мог исполнить любое желание философа, но Диоген лишь сказал: «Да, я желаю, чтобы ты не загораживал мне солнце».

Сложно определить одну общую для всех причину, почему люди становятся дауншифтерами: кто-то протестует против идеалов потребления и пропагандирует аскетизм, кто-то не хочет тратить жизненное время на работу и быть «белкой в колесе», а кто-то хочет больше свободы и независимости. Навязанные окружающим миром понятия успеха, успешности привязаны к деньгам и/или власти, и человек, вместо этого обладающий лишь временем, не может считаться успешным. Однако такая оценка не останавливает рост количества дауншифтеров, потому что психологическая свобода и время на личную жизнь, приобретаемые в результате дауншифтинга, представляют собой существенную нематериальную ценность.

У меня всё началось с мечты. Ветер, парус и бескрайние морские просторы всегда представлялись мне чем-то заманчивым, нереально желанным. Но, как говорится, всему своё время – в молодости надо было работать, делать карьеру, растить детей. В целом это были замечательные годы, и я вряд ли хотел бы что-то существенно поменять в своём прошлом. В то же время я всегда понимал, что не готов работать всю жизнь, и даже до пенсии не готов.

Современный офис западной компании и корпоративный джип, пятизвёздочные гостиницы и дорогие рестораны, жизнь в одном из самых продвинутых мегаполисов мира и любые товары круглосуточно, квартира в центре города и уютный дом загородом, любящая семья и заботливые друзья, стабильность и комфорт – на одной чаше весов, одиночное плавание в чужих краях на небольшом судёнышке и полная зависимость от природы и погоды – на другой. СтОит ли оно того?

Отказаться от привычного образа жизни было нелегко. Внутреннее чутьё говорит, что такие вещи легко даются в возрасте до 30 лет, относительно беспроблемно – в 30-35, и даже на уровне 40 лет решиться на такой шаг довольно несложно: сил много, вера в себя не иссякла, когнитивные способности ещё на высоте и будущее видится более продолжительным, чем прошлое. На уровне 50 лет ситуация меняется: остаток времени впереди выглядит явно короче, чем прожитый период, энергии становится меньше – болячек больше, соображаешь медленнее – забываешь быстрее, ну а привычки и устоявшийся образ жизни обволакивают тебя как невод рыбку – вроде двигаешься, а всё на месте. Нет-нет, да и всплывёт в сознании мысль, что я-то хотел по-другому пожить, мечтал о бескрайних морях и далёких странах… но тут же она, эта мысль, и утонет где-нибудь на дне бокала вина в пятницу вечером.

Порой возникает ощущение, что ещё несколько лет в привычном офисно-домашнем формате, и я бы не решился или не смог физически. Но сейчас самый сложный этап ломки сознания, тела и стереотипов окружающих преодолён: страхи и тревоги скукожились, организм привык к маленькому пространству и вечной качке, а семья неохотно, но в целом с пониманием приняла мой предстарческий маразм – тем более, что семья меня навещает и сам я периодически летаю домой. Друзья восприняли мою перемену мест восторженно – теперь будет, у кого покататься на яхте! А вот знакомые разделились на две категории: 1) вот это круто, мне бы так! 2) чудак, тебе не скучно? Вряд ли мою новую жизнь можно назвать крутой, ведь таких, как я - тысячи, десятки тысяч по всему миру, но и скучной её, конечно, тоже не назовёшь - на яхте всегда есть, чем заняться: что-нибудь починить или почистить, проконтролировать или настроить, побороться с природой или насладиться ею.

Итак, стОит ли оно того? Приятно сознавать, что на этот вопрос у меня теперь появился совершенно чёткий ответ, который звучит так: я не знаю :)

Раньше, живя в четырёх стенах, я точно был уверен, что оно того стОит. Оказавшись один на яхте и впервые столкнувшись с непривычными сложностями, я поначалу решил, что не стОит. А теперь, по прошествии нескольких месяцев, - не знаю.

Впрочем, подобный вопрос (подобный по масштабности и значимости) возникает в жизни каждого из нас не единожды. СтОит или не стОит поступать в университет? СтОит или не стОит связывать свою жизнь с конкретным человеком? Заводить детей? Делать операцию? СтОит или не стОит устраиваться на работу/открывать бизнес? Увольняться с работы/закрывать бизнес? Значимые вехи, хотим мы того или нет, присутствуют в нашей жизни. Их легко отличить от тоже важных, но менее значимых: куда поехать в отпуск, в какую школу отдать ребёнка, какую квартиру купить и т.п.

Тем, чьи мечты не требуют принятия судьбоносных решений, живётся проще: помечтал-помечтал, да и реализовал мечту – например, поднялся на Килиманджаро, после чего – домой. Красиво, эффектно и привычный уклад жизни менять не надо. А вот если влюбился в горы по-настоящему, тут уже возникает дилемма: бросать работу/бизнес и делать альпинизм своим образом жизни или наведываться в горы лишь во время отпуска?

Лично я понял следующее: когда речь заходит о мечте, вопрос «стОит или не стОит?» не существует. Просто берёшь и делаешь, а там уж – как получится. Если же не берёшь и не делаешь – значит, и не мечта это вовсе, а так, хотелка уровня «хорошо бы…»

*****
Следующая глава:
Глава   2. От мечты - к реализации http://proza.ru/2021/03/03/607

*****
Другие произведения Андрея Захарова:

Рассказ "Простой мир" (фантастика) http://proza.ru/2021/03/01/1486

Рассказ "Дешёвая планета" (фантастика) http://proza.ru/2021/02/01/799

Рассказ "Лингвист" (фантастика) http://proza.ru/2021/01/28/1818

Рассказ "Сложные гости" (фантастика) http://proza.ru/2022/07/16/350

Повесть "Инопланетянка" (фантастика для детей) http://proza.ru/2022/04/21/1338

Публицистика "Женщины как недооценённый ресурс" http://proza.ru/2022/08/31/200


Рецензии