Рассуждения о бытовухе, быте, Бытии
Не хотелось мне печатать. Отсутствие вдохновения. Не было интересной и значимой темы, на которой можно было бы сосредоточиться и которую хотелось бы раскрыть. А кому она должна быть интересной? Да вот же – мне. А ведь можно порассуждать на темы войны и мира, любви и ненависти, мести, добра и зла, опять же о сексе, приключениях, увлечениях. Тема отношений очень интересует людей, в ней бесконечное множество вариантов. Господи, да мало ли тем?! Много. Только этого мало. Нужно выбранную тему как-то оригинально преподнести, высветить, так, как ещё никто не преподносил, как никто до тебя на неё не смотрел и не говорил, а иначе и начинать не стоит.
Во-первых, мне хочется писать о себе, или что-то максимально близкое ко мне, окружающее меня или происходящее со мной. Во-вторых, писать от себя, от своего лица, с той точки зрения, на которой нахожусь в данный момент. Поэтому тема должна быть как-то связана со мной, касаться меня или описывать процессы, происходящие во мне. Можно говорить о чём угодно, да хоть и о войне, но только то, что я думаю о войне, как чувствую и ощущаю, как воспринимаю войну и как к ней отношусь. Взгляд на войну через призму, а призма это я. То же самое касается любой проблематики, любых вопросов. Как сказал Путин – «зачем нам такой мир, в котором нет России». Перефразируя его слова, скажу – зачем мне такой мир, в котором нет меня. Ведь если мир существует, то его создал я, и создал для себя, и мне его описывать, исследовать, познавать, объяснять, мне с ним иметь дело. И это моё дело – бороться с ним или играть с ним, или выйти из него и прекратить игру.
Можно писать о чём угодно. Но сейчас ничего не хочется и не вижу ничего интересного для себя. Тогда понаблюдаем за ощущениями и не будем обращать внимания на мысли. Мысли, оставленные без внимания, сами подтянутся к ощущениям, постучатся и попросят впустить их. Сказано, сделано. И я переключил внимание на тело, на вещи, на природу. Если верна поговорка «не хочешь срать, не мучай жопу», то верна будет и подобная ей «не хочешь писать, не мучай писульку».
И вот во время прогулки по лесу я вдруг ощутил, о чём бы я хотел рассказать. Вначале это было ощущение, потом что-то почувствовал, и вот уже мысли зароились вокруг этого сгустка и принялись из него доставать кусочки материала и складывать в определённом порядке, придавая форму возникающим образам. Образы превращались в картинку, а слова в текст.
Захотелось чего-то очень простого. Чтобы проще некуда. Такой простоты, на которую и внимание никто не обратит как на тему, но которая вокруг нас и с которой каждый сталкивается. Пример? Например, разные бытовые мелочи, повседневные действия, то, чем является наше существование, что мы вынуждены проживать, но от чего пытаемся убежать в виртуальный мир, а терпим лишь из необходимости, но от чего хотели бы избавиться из-за их обыденности, примитивности, механичности, банальности.
Взять ту же кровать. Вот о чём писать? Ну, есть у тебя кровать, или там диван, раскладушка, то, на чём ты лежишь и спишь. Она каждый день перед глазами, она каждую ночь под твоей жопой. Вечером нужно расстилать постель, утром застилать. Каждую неделю менять постель. Короче, про кровать можно говорить много и долго, но зачем, если у каждого есть своя кровать и с каждым человеком происходит подобное, то есть некий ритуал, какие-то конкретные, привычные взаимоотношения с вещами. Ну никто не будет описывать как он лежит на кровати, ворочается, несколько раз встаёт ночью попить или сбегать в туалет, чтобы не описаться. Все проделывают то же самое, это само собой разумеющиеся вещи. Гораздо важнее самой кровати и нашего контакта с ней, это то, о чём мы думаем, лёжа на ней, или о ком, и что чувствуем, о чём мечтаем или беспокоимся. Красивая кровать или обычная, новая или старая, большая или маленькая, комфортная или неудобная – это если и стоит обсуждения, то с родными, или с друзьями, коллегами, и то в случае, если решили поменять кровать и приобрести новую. Мы никому не рассказываем про свою кровать. Это личное пространство, касающееся только нас. Вряд ли это будет интересной темой для обсуждения с кем-то в Сети. Зато лёжа на кровати с телефоном в руках, мы не замечаем всех вещей на кровати и рядом с ней, не придаём им значения, а с головой погружаемся в виртуальный мир. Вот там – жизнь! Голова в интернете, но жопа-то на кровати, диване. И что важнее? Мы общаемся с разными людьми, создаём различные образы, играем разные роли, придумываем всякие сценарии, сюжеты, чтобы воображение унесло нас из этой обыденности в какие-то другие миры. И фантазия в этом способствует, унося на некоторое время, но потом возвращает нас назад к своей жопе, лежащей на кровати. Ох уж эта чёртова жопа! Кому-то тяжела царская корона или маршальские погоны, или ноша власти, богатства, а у тебя обычная тяжелая на подъём задница, требующая от тебя то поесть, то посрать. Ещё иногда хочется, чтобы твоя жопа кому-то понравилась (если ты женщина), кого-то соблазняла и возбуждала, поэтому ты её фоткаешь, и выставляешь селфи в свой инстаграм, если есть что показать и чем привлечь. А если ты мужик, то и этой радости ты лишён, просто твоя жопа ждёт свидания с какой-нибудь сладенькой булочкой.
Вообще-то я говорил о кровати и вовсе не собирался столько раз упоминать жопу. Но эти две поверхности взаимосвязаны. Кровать должна была бы быть главным действующим предметом описываемого быта. Но на то она и жопа, что норовит всё время заявить о себе, привлечь внимание, быть главной.
В женских романах, мелодрамах, психодрамах, так называемой бытовухе уделяют мало внимания, в обычном сетевом общении тоже, потому что мы, как раз, желаем выскочить из бытовухи в придуманный мир, развлечься, отвлёкшись от бытовой рутины. А уж если с кем и говорить о мелочах или рассматривать мелочи в глянцевых журналах, на витринах, в рекламных каталогах, то это должно преподноситься прекрасно, изыскано, очаровательно, чтобы это были красивые мелочи, вещи, аксессуары, предметы быта, и они создавали уют, несли комфорт, погружали в атмосферу сказки. Но спит большинство людей на обычных кроватях в обычных квартирах, а не в дворцах на ложе в прекрасном убранстве.
А телу всего-то и нужно, чтобы кровать была удобной, а постель сухой, тёплой, чистой. И даже этой незамысловатой простоте нужно уделять время и силы, и тратить на это деньги. В этой простоте проходит твоя реальная жизнь. Бытовые мелочи и условия важны, это же ежедневные мелочи жизни.
У нас есть электричество, вода, канализация. Это так много, это так важно! Мы забыли, а многие и не знают, потому что не сталкивались, что значит жить без электричества, воды и канализации в доме. А люди так жили на протяжение тысячелетий. У нас есть бытовые приборы, облегчающие быт. Многим из нас не нужно топить печку, ходить по воду, стирать руками, мыть посуду и многое другое. И всё равно нам не нравится бытовуха и мы хотим ею заниматься реже. А вот чем люди занимаются в свободное от бытовых забот время это уже другой разговор. Чем они заполнят свободное от быта и работы время? Послужат эти занятия, увлечения развитию или станут причиной деградации?
Если у кого-то в доме находится красивый, оригинальный, дорогой торшер, бра, люстра, или необычная подсветка, то это предмет для разговоров, описаний, обмена фоток, предмет гордости и повод для хвастовства. А если у тебя простая лампочка вкручена в цоколь на проводе без плафона, нет люстр и торшеров, то, о чём с тобой говорить? Или ты сам не будешь об этом упоминать, пытаясь обойти бытовые темы и вопросы, возможно, стесняясь убогого убранства своего жилища, и касаться больше вопросов философии и психологии. Ведь ты философски относишься к тем или иным вещам, и понимаешь, что не в вещах счастье. Есть электричество и ладно. Включаем комп, находим собеседников в Сети и ведём беседы о духовном свете, о достижении просветления.
Кем бы мы себя не изображали в Сети, на какие бы темы не вели разговоры, сколько бы не тщеславились и не повышали самооценку, но выключая телефон или комп, мы возвращаемся в свой быт, и занимаемся обычными вещами находясь среди них. И каким бы ни был наш быт в плане качества и количества, он быть, и он требует нашего внимания, сил, забот, вложений. Быт – это пространство вокруг нас. Быт – это маленькое, ограниченное бытие. И бытие влияет на нас, определяя наше сознание, формируя нашу индивидуальность. Но мы не говорим о быте как центральной теме, быт в наших разговорах служит лишь фоном и иногда средством.
Уборка, готовка, стирка, глажка отнимают время у досуга и многих достало. Изо дня в день одно и то же. Но почему-то забываем, что это жизнь. Мы устаём от повседневного, если это обязанности, но если это удовлетворение потребностей, то и уставать не от чего. Всё зависит от меры, от ритма, от отношения к тому, чем занят. Если ты удовлетворяешь потребности, а не желания, прихоти, претензии, выполняешь обязанности, то у тебя будет время и для досуга, и ты найдёшь чем заполнить досуг. Потому что кроме биологических потребностей, есть ещё и психологические, интеллектуальные и духовные потребности, и все их приятно удовлетворять. Это же для себя, ради себя, из себя. Не пытаясь соответствовать, кому-то понравиться, озираться на чьё-то мнение, следовать чьим-то советам или пожеланиям, указаниям, ты можешь даже в бытовых мелочах получать радость, ощущая во всём пульс и течение жизни.
Бытовуха – пренебрежительное отношение к быту. Но возможно относиться к быту иначе – как к священнодействию и посвящению. Быт – это пространство нашей жизни для себя, это связано с домом, с семьёй, с родом, традициями. Быт – это островок в море Бытия. Бытие определяет Сознание. Ну так и быт определяет наше состояние, самочувствие, настроение, мироощущение.
Всё ли хорошо и удобно у людей в быту, с досугом, в личной жизни, что они часами сидят в соцсетях, лайкая картинки или обмениваясь впечатлениями и комментариями по любому инфоповоду? Разве не будет лайком, поставленным себе, та же вытертая с любовью пыль на полке, подметённый с любовью пол, сложенные с любовью и заботой вещи, приготовленная с любовью еда и вымытая посуда? Зачем искать и ожидать одобрения от незнакомых людей за отправленную на «стену» картинку, если можно получать удовольствие и удовлетворение от маленьких поступков и действий, совершаемых нами ради себя и близких?
Такое отношение к быту как к искусству очень ярко выражено в японских традициях минимализма и символизма. Японская культура пропитана и насыщена священными ритуалами, когда любое действие является актом искусства. Взять ту же культуру и философию чайной церемонии или поэзию Басё.
Как мне кажется, современные ритмы, скорости, тенденции, мода, условия жизни, технологии противоестественны жизни и человеку, извращая его природу и порабощая сущность. Вместо сидения в соцсетях можно ведь наслаждаться красотой камней и минералов, бабочек и цветов, текущей воды, плывущих в небе облаков, пить чай, вдыхая его аромат и чувствуя тепло глиняной чашки, созерцать природу или предметы искусства. Искусство маленьких шагов и лёгких касаний.
Свидетельство о публикации №221030200917
Скажу сразу, от статьи я в восторге. Отсутствие рецензий на неё говорит, что читатели текст просто не поняли.
Меня же он заинтересовал в первую очередь тем, что твой строй мыслей бесконечно далёк от моего. Так глубоко освещать столь прозаичные явления дано не каждому. И это вовсе не раздувание из мухи слона, переливание из пустого в порожнее или подъём бури в стакане воды.
Такое мастерство было у Гоголя и Чехова с их способностью вычленить большие проблемы маленьких людей.
Меня же больше волнуют вселенские масштабы. Мой инструмент телескоп, а не микроскоп. И твоё творчество для меня действительный мастер-класс в технологии познания мельчайших деталей бытия.
Каждый пишет, заметил Окуджава, как он дышит. Читая произведения коллег мы настраиваемся на параллельные креативные волны. И приобретаем бесценный чужой опыт, который безгранично расширяет собственное мироощущение.
Надеюсь, дальнейшее знакомство с творчеством Колючего Жоржа принесёт только радостные, дарящие истинное наслаждение мгновения.
С уважением Л.Х.
Лев Хазарский 30.09.2021 22:53 Заявить о нарушении
Жорж Ёжиков 01.10.2021 21:50 Заявить о нарушении
Лев Хазарский 02.10.2021 00:17 Заявить о нарушении
Оценив твою рецензию, посвящённую рецензии гр-на Февраля, ой, извиняюсь, Марта я, воодушевлённый её содержанием, решил ввести в оборот совершенно новый жанр. Это рецензия, подвергающая критическому анализу рецензию, написанную на рецензию, которая по мнению получившего её автора не только не является рецензией но, если серьёзно, и рецкой называться не имеет права.
Готов внести в текст любые изменения, вплоть до принципиальных, ибо один ум хорошо, а два лучше.
Никогда не унывающий, твой лучший друг Л.Х.
http://proza.ru/2021/12/06/159
Лев Хазарский 06.12.2021 13:06 Заявить о нарушении
Перешёл по ссылке, прочёл твой текст. Впечатлён. Зажёгся ты, и в своём горении понёс пламя в сумерки "прозы.ру" Мне понравилось (первое впечатление). Отличный разбор ситуации, и сразу чувствуется, что эта ситуация повторяющаяся на просторах Сайта многократно с небольшими вариациями, в зависимости от личностей авторов. К твоей огненной статье, разгоревшийся из моей искры, обязательно вернусь. Она не останется без моей рецензии.
Вообще-то мне хватило твоей поддержки, выраженной в небольшом по объёму, но искромётном, остроумном и эмоциональном ответе Марту и им похеренным братьям Месяцам. С признательностью, благодарностью и пиететом перед твоей мощью и талантом, твой дружище Жорж.
Жорж Ёжиков 06.12.2021 14:39 Заявить о нарушении
Лев Хазарский 06.12.2021 15:04 Заявить о нарушении