Александр Сергеевич Пушкин, моменты биографии

       ДУЭЛЬ С КЮХЕЛЬБЕКЕРОМ И ПОИСКИ МОГИЛЫ ДРУГА ДЕЛЬВИГА
НА ВОЛКОВОМ КЛАДБИЩЕ: 1819 и 1836 годы

                Когда за городом, задумчив, я брожу
                И на публичное кладбище захожу…
                А. С. Пушкин               

        В 1818 году после окончания Александровского лицея, молодых Александра Пушкина, Вильгельма Кюхельбекера и Александра Горчакова определили на государственную службу в Коллегию иностранных дел. И вот зимою этого года после остроумной и, может быть, не совсем корректной шутки над своим другом и коллегой Вильгельмом Кюхельбекером, Александр Пушкин был вызван на дуэль, которая по воспоминаниям современника Пушкина, историка, этнографа и писателя Николая Андреевича Маркевича*, проходила на Волковом поле.
        Суть этой истории такова: поэт и наставник лицеистов Василий Андреевич Жуковский не пришёл на какой-то званый вечер, объяснив это тем, что ему, во-первых, нездоровилось, а во-вторых, к нему пришёл Кюхельбекер. К тому же слуга запер дверь не с той стороны. Пушкин мгновенно сочинил эпиграмму:

За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно,
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.

        Дело всё в том, что Кюхельбекер тоже сочинял стихи и, порою, сильно утомлял Жуковского, подолгу их декламируя. Узнав же об этой эпиграмме, Кюхельбекер оказался в ярости. По его убеждению, изгладить обиду можно было лишь одним способом – дуэлью. И вот, что мы читаем об этом в воспоминаниях современника Пушкина, историка, этнографа и писателя Николая Андреевича Маркевича: «При всей дружбе к нему Пушкин очень часто выводил его (Кюхельбекера) из терпения; и однажды до того ему надоел, что вызван был на дуэль. Они явились на Волково поле и затеяли стреляться в каком-то недостроенном фамильном склепе. Пушкин очень не хотел этой глупой дуэли, но отказаться было нельзя. Дельвиг был секундантом Кюхельбекера...»**
       Об этой дуэли в своих воспоминаниях писал также и русский писатель, издатель и переводчик Николай Иванович Греч: «Кюхельбекер взбесился и вызвал его на дуэль. Пушкин принял вызов. Оба выстрелили, но пистолеты заряжены были клюквой, и дело кончилось ничем»***. Однако, в своих воспоминаниях Николай Греч не упоминает Волково поле, именно о Волковом поле пишет только Н. И. Маркевич, а также Марианна Яковлевна Басина, которая в своей трилогии о жизни Пушкина придерживается воспоминаний Н. И. Маркевича, что дуэль проходила именно на Волковом поле****. Таким образом получается, что Александр Пушкин и Вильгельм Кюхельбекер вполне могли быть на территории нынешних «Литераторских мостков» и Волкова кладбища ещё в далёком 1818 году.
       Более точно о посещении Александром Сергеевичем Пушкиным этих мест мы можем утверждать на основании его записей апреля 1836 года. Александр Пушкин посещал Волково кладбище в поисках могилы друга юности Антона Дельвига, и об этом событии он сделал следующую запись: «Я посетил твою могилу – но там тесно; les morts m'en distrai<en>t (Покойники меня отвлекают (франц.)) — теперь иду на поклонение в Ц<арское> С<ело> и в Баб<олово>»*****.   
       Поиски могилы друга Дельвига оставили в душе Пушкина глубокое и болезненное впечатление, которое долго его преследовало. Оно отозвалось позднее в стихотворении «Когда за городом, задумчив, я брожу…», написанном несколько месяцев спустя, в августе 1836 года:    

Когда за городом, задумчив, я брожу
И на публичное кладбище захожу,
Решётки, столбики, нарядные гробницы,
Под коими гниют все мертвецы столицы,
В болоте кое-как стесненные рядком,
Как гости жадные за нищенским столом,
Купцов, чиновников усопших мавзолеи,
Дешевого резца нелепые затеи,
Над ними надписи и в прозе и в стихах
О добродетелях, о службе и чинах…
 …………

        К сожалению, тяжёлые и трагические события начинали развиваться в жизни Александра Сергеевича Пушкина ещё задолго до его смертельной дуэли с Дантесом.
        Спустя многие годы имя Александра Сергеевича Пушкина вошло также в историю Фрунзенского района. Это связано с тем, что постамент к первому памятнику великому поэту в нашем городе, который открыли в 1884 году на Пушкинской улице, изготавливался в монументальной мастерской Владимира Ефимова на Расстанной улице, дом № 14. Постамент был выполнен из чёрного гранита по проекту академика Н. Л. Бенуа, а сам памятник – работа скульптора А. Опекушина. В наши дни на этом постаменте можно различить еле заметную надпись «Расстанная, 14». На заводе «Монументскульптура»******, расположенном по адресу Расстанный проезд, д. 1, в здании бывшего храма Спаса Нерукотворного Образа, отливали памятники Александру Сергеевичу Пушкину, которые сейчас стоят на площади Искусств, украшают вестибюли станций метро «Пушкинская» и «Чёрная речка». Создатель всех этих трёх памятников – Михаил Константинович Аникушин.

  ______________
* Берковский Н. Я. Текущая литература. — М., 1930, с. 184   
** Н. А. Маркевич. Из воспоминаний// Писатели-декабристы в воспоминаниях современников. М., 1980. Т.2, стр.. 291-292      
*** Греч Н. И. Записки о моей жизни. М. 2002. Гл. 8, стр. 78. 
**** Басина М. Я. На брегах Невы. Л. 1969, стр. 51.   
***** Абрамович С. Л. Пушкин в 1936 году (предыстория последней дуэли). Ленинград, 1984 г., стр. 30.
******Отлитая в бронзе. История завода «Монументскульптура». Ленинград, 1985


Рецензии