Крымский кукольник-Б. И. Азаров

Крымский кукольник-Борис Иванович Азаров возглавлял Международное жюри кукольников Европы.

***Мюнхаузен: "Я не летал на луну». Ну ладно, не летал. Если бы вы знали, дорогие мои, какая она красивая!"

Он ушёл от нас в феврале. Крымский февраль-самый зимний месяц в Крыму, когда вдруг с моря или гор -налетят холодные ветры, и как никогда захочется тепла, солнышка и просто покоя от зимней суеты и жизненных проблем.

Ушёл в середине месяца, не дожив ровно год до присоединения Крыма к России, ему было 72 года. Из них-54 года он отдал работе в Симферопольском кукольном театре. Его уход не остался незамеченным.

Ведь под его руководством выросла целое поколение актёров-кукольников, которым он дал профессию, вывел их на многочисленные сценические площадки мира и самое главное-научил их творить, мыслить, чтобы зритель, посетивший их спектакль, всё-таки -становился бы добрее и лучше.

Об этом мы говорили с моей однокурсницей по режиссуре-Светланой Приходько, которой посчастливилось работать в начале своей трудовой творческой деятельности с Борисом Азаровым,попав по распределению в его коллектив в 1982 году. Она мне и рассказала,что самым первым спектаклем,который поставил Борис Азаров, была сказка " Приключение барона Мюнхаузена". Светлана заметила: "Я это запомнила, когда он поделился своими первыми шагами в мир кукол... А ведь именно с бароном Мюнхаузеном ей потом всегда хотелось его сравнить.

*** Охотник: Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы? Мюнхгаузен: Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать.

Потом в репертуаре его театра были другие спектакли,которые время от времени то исчезали, то опять появлялись, но уже слегка обновлёнными, яркими, а потому -запоминающимися:

1983 г. Ищи ветра в поле".В. Лифшиц."Прыгающая принцесса"Л. Дворский. 1984 "Сказки Чуковского". Опера "Краденое солнце"балет "Муха - цокотуха" 1986 Сказка кувырком" Д. Биссет. 1987 "Цветное молоко" В. Орлов (г. Русе, Болгария) 1988 "Клочки по закоулочкам"Г. Остер 1989 "Сноггл" Д.- Б. Пристли 1990 "Все мыши любят сыр" Д. Урбан 1991 "Звездный мальчик" О. Уайльд 1992 "Волшебное кольцо" Б. Шергин 1993 "Чудеса волшебника Чиличалы"И. Мольнар 1994 "Арлекин или слуга трёх господ".Х. Юрковский 1995"Хуго, Фриго, Бублина" Д. Хев'р (г. Кошица, Словакия) "По щучьему веленью" Е. Тараховская 1996 "Сказка-цепочка" Й. Рачек 1997 "Петрушка и Ко"Б. Азаров, В. Куренкова 1998 "Украинский вертеп"по народным текстами 1999 "Винни-пух" А. Милн 2000 "Бык,Осёл и Звезда" М. Бартенев А. Усачев 2002 " Стойкий оловянный солдатик". В. Данилевич 2003 "Снежная королева". Г.Х. Андерсен  2003 "Каштанка" А. Чехов 2004 "Волшебная лампа Аладдина" Н. Гернет."Таинственный Гиппопотам" В.Лифшиц 2006 "Волшебное кольцо" А.Цуканов
*** Томас: Господин барон пошёл как-то раз в лес на охоту. Медведь бросился на него. А поскольку господин барон был без ружья… Пастор: А почему же он был без ружья? Томас: Я же вам говорю: он пошёл на охоту.

Люди,которые попадали при Светлане в театр-были особенные. Очень любили свою работу. "Борис Иванович их находил сам и очень ими дорожил",-вспоминает Светлана. -Вот Белуша Вера Ивановна со мной работала-она была цирковой артисткой. По возрасту с цирком пришлось расстаться. И, работая уже в кукольном театре Азарова, вдохнула в него свой опимизм, умение перевоплощаться на сцене, когда рядом на первом плане -кукла." Она и Светлану очень многому научила по актёрскому мастерству. Борис Иванович радовался, что каждый актёр в театре-друг друга дополняет и что создавалась актёрская школа внутри коллектива, ведь даже за ширмой, где кукла-главный инструмент, самое ценное-внутренний посыл зрителю-не от куклы, а от актёра, что он сегодня хочет рассказать зрителю. С чем уйдёт зритель, посмотрев спектакль.

*** Герцог: Это ещё что такое? Главнокомандующий: Арестованный. Герцог: Почему под оркестр? Главнокомандующий: Ваше Высочество, сначала намечались торжества. Потом аресты. Потом решили совместить. Герцог: А где же наша гвардия? Гвардия где? Главнокомандующий: Очевидно, обходит с флангов. Герцог: Кого? Главнокомандующий: Всех!

"Но Борис Иванович был не просто замечательным талантливым режиссёром, но и человеком удивительных редких качеств души. Очень часто, помимо репетиционных часов, мы собирались на домашние, семейные концерты на дому, где отмечали дни рождения, праздники и другие вне рабочие моменты в коллективе. Это было очень дорого, потому что сплачивался коллектив и хотелось побольше узнать друг о друге. Ведь собирались на такие мероприятия не только актёры, но и звукорежиссёры, художники, актёры других театров,"-рассказывает Светлана.

*** Мюнхгаузен: Ну, скажи что-нибудь на прощанье! Марта: Что сказать? Мюнхгаузен: Подумай. Всегда найдётся что-то важное для такой минуты. Марта: Я… я буду ждать тебя! Мюнхгаузен: Не то! Марта: Я… я очень люблю тебя!
Вот творческая биография Бориса Азарова:
1975 году окончил Краснодарский государственный институт культуры. С 1959 года работал в Крымском театре кукол — начинал работником сцены и осветителем, с 1962 был актёром, с 1978 по 2013 год — главный режиссёр, с 1998 года — художественный руководитель.Борис Азаров был членом Международного союза деятелей театра кукол (UNIMA)), членом Комиссии по работе с театрами кукол при Президиуме Академии искусств Украины. На протяжении четырех лет Борис Иванович возглавлял Международное жюри кукольников Европы. Являлся лауреатом множества премий за значительный вклад в развитие культуры и за достижения в области кукольного и театрального искусства.

Совсем скоро в Симферополе будет построено новое здание театра кукол. Но навсегда и в его стенах будет висеть портрет одного из любимых крымских режиссёров-кукольников Бориса Иванович Азарова.

Борис Азаров-навсегда вписал своё имя в театральные афиши Симферопольского кукольного театра. И не только. Крым всегда гордился своими талантливыми детьми. Крымчане ещё не раз увековечат его имя в своим памятниках ,названиях улиц, книгах, спектаклях и просто-своей любовью.
*** Мюнхгаузен: Когда я вернусь, пусть будет шесть часов. Томас: Шесть вечера или шесть утра? Мюнхгаузен: Шесть дня!
***Мюнхгаузен: Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!


Рецензии