Интервью с Али Албанви от 01. 03. 2021 г

Лезгиноязычные (лезгинские) народы славятся воинственностью, что не раз доказала история. Удивительно богаты талантливыми и творческими людьми: художниками, писателями, учёными, преподавателями, врачами, поэтами, композиторами и т. д. Ознакомиться с интеллигенцией лезгиноязычных народов помогает нам проект ‘Али Албанви «История Большого Южного Дагестана в лицах». И нам предоставилась прекрасная возможность взять интервью у самого лезгинского автора.

Уважаемый ‘Али Албанви, расскажите нам немного о себе.

Ас-саламу алайкум, уважаемая Севда! Моя историческая Родина – это современный Южный Дагестан, который в лезгинской литературе, в виду разделённости моего народа, фигурирует и как «Северный Лезгистан», оба данных географических термина будут одинаково справедливы при упоминании моей Родины. Родился я, равно как и мой отец, в городе Дербент, к городу, которому каждый лезгин имеет особое, трепетное отношение. Мои корни уходят глубоко в современный Курахский район Дагестана, в такие лезгинские сёла как Титель и Цилинг. На сегодняшний день оба данных села имеют статут «покинутых».

Что послужило толчком к созданию проекта «История Большого Южного Дагестана в лицах»?

Для тех, кто следит за моим творчеством известно, что ‘Али Албанви (мой литературный псевдоним) родился десять лет назад, весной, в 2011 году, на тематическом портале «Проза.ру», как некая осмысленная реакция на раздел реки Самур и юридической фиксации, существующей разделённости лезгинского народа между такими государствами как Азербайджан и Российская Федерация. Напомню тогда, в 2010-11 гг. президентами двух упомянутых стран были поставлены подписи на соответствующих документах о государственной границе между странами. Собственно, первая моя статья так и называлась «Воду в обмен на газ?».

Основной моей тематикой в дальнейшем была история, политика, фольклор и т.д. Однако со временем, в каком-то смысле я перерос самого себя, в начале 2020 года я запустил на ресурсе «Google Maps» – проект «Интерактивная карта Большого Южного Дагестана», с нанесением всех лезгиноязычных населённых пунктов на карту, к данному проекту, забегая вперёд, скажу – я планирую ещё вернуться. Уже в апреле 2020 года мне пришла очередная идея – «История Большого Южного Дагестана в лицах», но уже на блогерской платформе «Яндекс Дзен». Скажу сразу, данный проект носит интернациональный характер, то есть он посвящён не только представителям лезгинской народности, но также, в виду общей исторической судьбы, таким народам как табасаранцы, рутульцы, цахуры, агульцы, арчинцы, крызцы…

Какими были Ваши первые шаги при создании проекта?

Первыми шагами была собственно регистрация на платформе и перенос части контента с платформы «Проза.ру». В дальнейшем я стал подготавливать статьи беря информацию как из открытого (как правило сетевого) источника, так и специализированной литературы, коих у лезгин в последние годы издано в большом количестве. В последующем, в виду того что я столкнулся с огромным массивом информации мне пришлось переквалифицироваться из «автора» статей в «автора-составителя», о чём я не жалею, так как, не сделай я так, проект мог затянуться на долгие годы.

Вы работали над проектом самостоятельно или с поддержкой?

На первом этапе никакой поддержки не было, здесь необходимо уточнить что помощь, которая мне была необходима, носила не финансовый характер, как могли бы подумать некоторые уважаемые читатели, а прежде всего – информационная. Приходилось полагаться исключительно только на себя. Дальше, было чуть легче, так заинтересованные люди стали мне присылать различные недостающие материалы, для дополнения биографий тех или иных деятелей. За что, пользуясь возможностью, я говорю им СПАСИБО.

Что нового Вы для себя открыли после создания и ведения проекта?

Я пришёл к выводу, что главное богатство лезгинского народа — это его ЛЮДИ. Другим выводом было то, что исторически лезгины, в виду своей любознательности, трудолюбию и духа индивидуализма (иногда не без авантюризма) всегда были и есть самыми успешными сначала в Советском Союзе, далее уже в Российской Федерации. Подтвердился также известный тезис о полной аполитичности и пацифичности современных лезгин.

Вы пишите в своём проекте об интеллигенции лезгиноязычных народов со всего мира, а проект назвали «История Большого Южного Дагестана в лицах», почему?

Одной из задач данного проекта было показ истории Большого Южного Дагестана через судьбы людей – выходцев из этого субрегиона. Здесь также необходимо внести ясность в терминологию проекта, я имею в виду название проекта. Под «Большим Южным Дагестаном», я подразумеваю «Исторический Южный Дагестан», включавший в себя как известно Кубинское ханство, далее Кубинский уезд, и который был царской администрацией Края был включён в конечном итоге в Бакинскую губернию. Безусловно история не терпит сослагательного наклонения, но всё же скажу, не будь той исторической ошибки, граница Исторического Дагестана должна была бы сегодня проходить в 7-ми кв. от современного г. Баку. А самым южным городом в Дагестане, должен был бы быть город Сумгаит. Да, многих наверно это удивит, но для лезгин (и не только) г. Сумгаит такой же дагестанский город, как и Дербент. Данной тематике на моей платформе есть небольшой материал с соответствующими картами (см. "Где заканчивается исторический Южный Дагестан?").

Должны ли мы ждать изменений в проекте?

Думаю, что нет. В настоящее время проект находится на завершающей стадии. Уже выложено свыше 2 800 биографических статей из планируемых 3 000 тысяч.

Вы собираете информацию из открытых источников, не хотите брать интервью?
К сожалению, в виду банальной нехватки свободного времени я не могу себе это позволить. И, как я уже говорил в таком формате проект мог бы затянуться на годы или даже десятилетия.

В любом деле есть переломные моменты. Какие были у Вас?

Переломным моментом было осознание того что появилась возможность вести определённую статистику (мои мини-исследования) по темам научных исследований которые выбирали лезгинские учёные – наши соотечественники. В частности, можно полностью отследить динамику исследования лезгинского языка, в том числе и по годам (всего защищено свыше 200 диссертаций по лезгинскому языку).

Какой результат Вы хотели бы увидеть от проекта «История Большого Южного Дагестана в лицах»?

Определённые результаты уже есть, нужна лишь их обработка и верная интерпретация. Могу привести некоторые цифры. Так выяснилось, что каждые восемь дней (!) один лезгин защищает кандидатскую диссертацию. На 13 февраля 2021 года (данные всё время дополняются) выходцев из «Большого Южного Дагестана» имеющие научную степень «кандидат наук» – 1440 человек, включая 976 учёных мужей. 465 учёных-женщин. В том числе:

Лезгины — 1280.
Табасаранцы — 89.
Агульцы — 24.
Рутульцы — 21.
Цахурцы — 21.
Арчинцы — 2.
Удины — 2.
Крызцы — 1.

По дисциплинам (диссертации) выглядит это следующим образом:

1. Филологических наук — 244 шт.
2. Экономических наук — 215 шт.
3. Медицинских наук — 161 шт.
4. Физико-математических наук — 134 шт.
5. Технических наук — 120 шт.
6. Исторических наук — 99 шт.
7. Сельскохозяйственных наук — 93 шт.
8. Биологических наук — 83 шт.
9. Педагогических наук — 83 шт.
10. Философских наук — 54 шт.
11. Юридических наук — 49 шт.
12. Химических наук — 34 шт.
13. Ветеринарных наук — 14 шт.
14. Политических наук — 9 шт.
15. Геолого-минералогических наук — 8 шт.
16. Психологических наук — 8 шт.
17. Географических наук — 6 шт.
18. Социологических наук — 5 шт.
19. Фармацевтических наук — 4 шт.
20. Искусствоведения — 3 шт.
21. Культурологических наук — 1 шт.
22. Архитектурных наук — 1 шт.

Нет данных за периоды с 1893–1946 годы, а также за следующие периоды: 1954, 1956 год. Возможно данные по этим годам утрачены навсегда. Что касается докторов наук, то и здесь лезгины заняли лидирующие позиции – в среднем каждые 28 дней один лезгин защищает докторскую диссертацию. Всего 371 человек, включая: 316 — учёных мужей. 54 — учёных-женщин.

Лезгины — 305.
Табасаранцы — 38.
Агульцы — 10.
Цахурцы — 8.
Рутульцы — 8.
Арчинцы — 2.

По дисциплинам (диссертации) выглядит это следующим образом:

1. Экономических наук — 50 шт.
2. Медицинских наук — 47 шт.
3. Филологических наук — 43 шт.
4. Технических наук — 41 шт.
5. Исторических наук — 36 шт.
6. Физико-математических наук — 35 шт.
7. Биологических наук — 28 шт.
8. Философских наук — 23 шт.
9. Сельскохозяйственных наук — 15 шт.
10. Химических наук — 13 шт.
11. Педагогических наук — 12 шт.
12. Юридических наук — 10 шт.
13. Ветеринарных наук — 5 шт.
14. Геолого-минералогических наук — 3 шт.
15. Искусствоведения — 2 шт.
16. Психологических наук — 2 шт.
17. Социологических наук — 2 шт.
18. Политических наук — 1 шт.
19. Фармацевтических наук — 1 шт.
20. Географических наук — 1 шт.
21. Культурологических наук — 1 шт.

Отсутствуют данные за периоды с 1893–1954 годы, а также за следующие периоды: с 1955–1958 гг., 1961, 1962, 1964, 1975 и 1985 года.

В данный момент на просторах интернета можно найти множество каналов, где фальсифицируют историю лезгиноязычных народов, и в противовес этому молодежь создаёт каналы и проекты, чтобы донести до всех: историю, культуру, территориальную принадлежность. И какие профессиональные рекомендации Вы можете дать тем, кто только начинает развивать свои каналы?

Да, их действительно много. Однако к сожалению, до каких-то конкретных результатов доходят не многие. Действенным же способом борьбы с фальсификацией вижу в введении в научных оборот новых источников по истории и культуре лезгинских народов. Лезгинскую историю нужно искать в архивах Грузии, Армении, Азербайджана, Ирана и т.д., иными словами она (история лезгин) как сокровище – сокрыта. Что касается советов, инициатором различных проектов лезгинской тематики, то наверно у меня будет он только один – я не советую ставить перед условным «Проектом» какую-то глобальную цель, а ставить прежде локальную, и стало бы более реализуемую. А будущие поколения могут уже довести дело до логического завершения. Но, я не в коем случае не осуждаю никого, так или иначе всё что делается должно пойти на пользу всему лезгинскому сообществу. Нельзя также забывать о проблемах малых лезгинских народов, их представители в силу своей малочисленности на сегодня не в состоянии решить никакую проблему, стоящую перед их народом. О них забывать нельзя. Лезгины должны больше уделять вниманию своим братским народам.

По-вашему, какими качествами должен обладать человек, который ведет каналы данного характера?

Думаю, что затеявший подобное, должен видеть конечную Цель, чётко её представлять. Безусловно, он должен быть дисциплинирован и последователен. Без этого в современном мире трудно чего-то значимого достичь.

Дорогой ‘Али Албанви, о чем Вы мечтаете?

Определённые мысли, которые можно отнести к категории «мечта» возникают и у меня, однако, выражаясь образно, я стараюсь не «летать в облаках», моя деятельность носит скорей более приземлённых характер. Но в то же время держу в уме известную и наверно набившую многим оскомину фразу: «Мечты рождают реальность». Как-то вот так!

Беседовала Севда Мироновна.

Источник: https://zen.yandex.ru/albanvi


Рецензии