Трудные похороны и ангелы-хранители

Не успела наша семья крепко заснуть, как раздался звонок в дверь.
Я открыл дверь, мне почтальон вручила под роспись телеграмму…
Нет ничего хуже ночных заверенных врачами телеграмм!
Только три слова …
 «Сегодня умер папа».
С этой минуты жизнь пошла по новому руслу!

Отец!

 Если у меня и был кумир, то это он!
Он научил меня всему, что я умею делать руками!
Он научил меня думать!
Он научил меня любить книги!
Он научил отличать зло от добра!
Он научил меня всему, чему отец может научить сына!
Я пошёл в профессию по его стопам…
Он для меня был ориентиром в жизни и примером во всем! Всю жизнь хотел быть похожим на него, хоть немного.
И вот его не стало…
Оставалось только отдать ему последний долг!

Люди, окружающие меня, были человечные и мудрые! Оформление документов и прочие формальности с внеочередных отпуском и машиной до аэропорта решились мгновенно, несмотря на ночь! Теперь надо преодолеть 8 тысяч километров и нигде не задержаться! Пока летел и ехал мысли были только о матери!
Как она там одна?

Когда зашёл в траурную обстановку квартиры родителей, там уже собрались сестры отца и матери. Тётка по отцу приехала на «Жигулях»2104 со своим зятем Сергеем. Тётка по матери со своим сожителем на поезде.
В морг надо было ехать сегодня. Обсуждая процедуру похорон, вспомнили о желании отца, быть похороненным рядом с его матерью или отцом.  На семейном совете было решено перевезти гроб с папой на его малую родину, что в 600 км от места жительства. Перевозку осуществить на своих автомобилях, водители Сергей и я, гроб в «Жигулях», остальные в отцовском «Москвиче».

Отец был аккуратист и педант!
Машина всегда готова к выезду, даже заправлять не надо, полный бак постоянно! Сел и поехал! Нищему собраться, только подпоясаться…
А все собравшиеся очень обеднели с потерей дорогого каждому из них, человека!
Гроб с телом забрали из городского морга, погрузили его в салон ВАЗа.
Расселись по машинам и поехали.

Самое начало марта, отец пару дней назад ещё успел казать маме: “Ну, вот и пережили эту зиму!” …
С утра оттепель с капелью, снег падает и мгновенно тает, предварительно превратившись в серую кашу.
 Как говорил тогда наш маленький сын - “Коло муля”, означающее температуру воздуха, около нуля.
Из города выехали по снежной каше. Дорога была не загруженной и километры грязного и мокрого асфальта быстро наворачивались на колёса, оставляя позади бесцветную ленту шоссе! Так как ехали двумя машинами, то лидер гонки менялся через каждый час.
Миновали один уездный город ещё в сумерках, снег перешёл в дождь, шоссе блестело своими лужами.
В следующий промежуточный городок въехали уже в темноте, улицы освещали фонари, дождь перестал, начало подмораживать, на лужах стал виден ледок…
Машина Сергея с гробом отца  шла первой, мы следовали за ним.
На самом выезде из этого провинциального городка, ещё летом, по горячему асфальту, поперёк шоссе, прошёл трактор, оставив две глубоких колеи!
Пожалев ухоженную и тяжело груженую машину отца, я нажал на педаль тормоза. То, что дорогу покрыл тонкий сплошной прозрачный слой льда, я не учел и машина попыталась уйти в занос!
Мне удалось вывести её из заноса, но при этом чуть перекрутить руль!
Типичная ошибка! Роковая ошибка!

Машина пошла в неуправляемое вращение,благополучно пересекла встречную полосу движения, вылетела на противоположную обочину, накренилась и совершив два оборота через крышу, слетела в трёхметровый кювет! Остановили её кусты, росшие в болотце, покрытом слоем льда.
Все произошло так быстро, что испугаться и понять, что произошло никто не успел!

Машина лежала на левом боку, пассажиры на заднем сиденье свалились в кучу, только мы с тетушкой, пристегнутые ремнями безопасности, остались на своих местах. Сзади тихонько возились мои дорогие пассажиры. Мы с тёткой висели на ремнях безопасности, как неудачливые парашютисты.
Первым делом я заглушил двигатель и выключил зажигание.
- Все живы? Отзовитесь!
 Спросил у тихо кряхтевших пассажиров.
- Нормально.
- Живы!
- Да, живы! А, что это было?
Посыпались сзади ответы и вопросы.

Я принюхался.
 Запаха бензина вроде бы не было, запаха гари, тоже!
Можно аккуратно, но быстро покидать машину.
Встал согнувшись, замок открылся.
Кое-как распахнул дверь наверх, почти как танковый люк.
Выбрался наружу, спрыгнул. Помог выбраться сначала маме, она была ближе всех к задней двери. Потом вытащили остальных. Машину поставить на колёса не получилось, она частично провалилась в болотце, проломив лёд.
Немного очухавшись и осмотрев друг друга, понемногу, враскачку, удалось перевернуть машину на колёса. Обошел её, оглядел…

Печальная картина предстала перед моими глазами…
Пару минут назад машина была в идеальном состоянии и вот...

Лобовое стекло все покрылось трещинами! Вот, что значит триплекс на экспортном варианте «Москвича»! Заднее стекло вылетело наполовину из уплотнительной резинки и торчало, как подкрылок у стрекозы.
Крыша по всей площади провалилась, однако стойки кузова не повело, помятые двери открывались. Мотор работал, фары горели, подвеска не деформировалась.  Осталось выбраться из болота.

Куда-то запропастился Сережа на своей «четверке», вместе с гробом отца…

Я не знаю, что бы мы делали, если бы не родная Советская Армия…
Наверху насыпи шоссе остановился ЗиЛ - 131 с солдатами в крытом кузове. К нам подбежал офицер, спросил, нужна ли какая-то помощь. Отдал пару приказов и нашу машину почти мгновенно взяли на буксир и легко вытянули из болотной западни!
Пожелав удачи, военные уехали.

Стал выправлять крышу до более-менее нормальной формы. Как атлант, я вставал под повреждёнными участками, нажимал со всей силы на неё спиной и выправлял помятое железо.
Кроме кузовных повреждений ничего не обнаружил в темноте. Удалось вправить заднее стекло.

Подъехал экипаж ГАИ.
Спросили в чем дело, понюхали меня, проверили документы. Узнали, нужна ли помощь?
Мы спросили, не встречались ли им «Жигули» с гробом внутри?
Они видели иногороднюю машину на центральной площади, обещали найти её и прислать к нам!

Через полчаса подъехал Сергей! Он был напуган, расстроен и очень обрадовался, увидев нас живыми и здоровыми!

До конечного пункта нашей поездки оставалось 250 километров по покрытому сплошным льдом асфальту, на поврежденной машине с сильно ограниченной видимостью через ветровое стекло покрытое густой паутиной трещин!
Мы долго перебирали варианты, но лучше, чем продолжить путь, не придумали.
Договорились с Сергеем чтобы он шёл ведущим, а я ведомым, со скоростью, которую мог развить я в этих условиях!

Так и тронулись в путь.
Напомню, что тогда не было мобильных телефонов и созвониться не было никакой возможности.
Ехали только на своём опыте, чувстве локтя и упрямстве! А главное, на отчаянии! Отчаянии от всего происшедшего с нами за последним три дня!
Я видел в свете фар только габаритные огни Серегиной машины и кусочек шоссе. Разбитое ветровое стекло очень затрудняло обзор! Глаза слезились от напряжения, но подменить меня за рулем было некому…
Однако стоять было бессмысленно, а в кювете мы уже побывали!
Как говорится, снаряд дважды в одно место не попадает, вот мы и ехали 40-50 км/час! С каждым километром приближаясь к дому тетки! А там нас ждал в неведении её муж.

Через два часа мы остановились на санитарную паузу и перекур. Стоять на шоссе было невозможно, ноги разъезжались в стороны!
Перекурили и поехали дальше. Следует отметить спокойствие и терпение всех, находившихся в салоне пассажиров! Общее горе и чудо, спасшее всех от гибели сплотили нас в единое целое!

Прошло шесть часов ужасной поездки от памятного болота до города, малой родины моего деда, отца и меня.
Гроб с телом самого дорогого мне человека внесли в квартиру, разбитую машину отогнали в пустующий гараж на краю города и только после этого свалились без сил, кто на диваны, кто просто на пол. Сна все равно не было, было тяжёлое забытьё…

Похороны были на следующий день.
Как нам удалось проехать этот скорбный путь, до сих пор объяснить трудно…

Как нам удалось пересечь две встречные полосы оживлённого шоссе и не столкнуться с машинами?
Как нам удалось никому не покалечиться и даже не поцарапаться при перевороте через крышу?
Как машина не загорелась и не заклинило двери?
Как удалось машину довести до состояния, пригодного к продолжению движения?
Как вышло, что автомобиль крепко держался на зеркальном от гололеда шоссе, протяженностью 250 км?
Как хватило сил и здоровья успешно закончить этот тяжкий путь?

Вот и не верь после таких событий в своего ангела-хранителя!
А в данном событии собрание коллектива наших ангелов, действовало одновременно, четко и слаженно!


Рецензии
Олег Валентинович, мои искренние соболезнования! И все-таки - понимаю, звучит дико, но Вам повезло, и не только в дороге. В жизни: иметь такого отца, таких близких. Ваш Александр.

Александр Парцхаладзе   07.03.2021 12:34     Заявить о нарушении
Вы правы, Александр, с близкими мне повезло!
А событиям этим более 30 лет...

Мальтис   07.04.2021 12:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.