Предсказание сбылось быстро

Из всех классов, где я была классным руководителем, преследовали несчастья только этот класс. Вспоминаю один момент с содроганием сердца.  В тот день ученики собирали выкопанную картошку на совхозном поле и полные вёдра ссыпали в кузов машины. Потом был перерыв. Все ученики приносили с собой еду, поэтому и мои ребята достали пакеты и ушли в сторону от дороги. Они  сели в высокую траву, чтобы перекусить.

По дороге ехал пустой грузовик. Что взбрело в голову молодому шофёру, не понятно. Он свернул с дороги, набирая скорость, машина неслась прямо в то место, где сидели в траве мои дети. Ребята успели подняться. Я встала перед ними, загородив их собой, раскинула руки в стороны, а шофёр свернул только передо мной. Конец кузова всё-таки задел меня. Отделалась лёгким ушибом, да у ребят раздавил колесом два термоса. Машина выкатила на дорогу, распугивая вблизи седевших учеников из других классов. Учителя вслед махали кулаками. Молодой шофёр высунул голову из кабины. Ему было очень смешно.

В классе за четыре года скоропостижно умерли шесть родителей, которым не было и сорока лет. Как-то после родительского собрания осталась в классе мама Олега Боровского. Олег учился хорошо, причины для дальнейшей беседы с ней у меня не было. Вдруг она сказала мне: «Я скоро умру. Мне цыганка нагадала, что умру в 37 лет. Вы, пожалуйста, за Олегом присмотрите тогда». Пыталась я её разубедить в этом. Месяц не прошёл после этой встречи. Она шла вечером от сестры, поскользнулась, упала на спину. Затылком ударилась об дорогу. Жили они рядом с сестрой. Олег пошёл её встречать, обнаружил бездыханное тело матери. Зимняя меховая шапка лежала в стороне.

Отец Жени Глоба собирался на работу, сел на табуретку, чтобы шнурки ботинок завязать – больше не поднялся с неё. Ещё один отец приехал на рыбалку, открыл дверцу машины. Рыбаки нашли его сидящим за рулём. Отец Оли Гуляевой попал в аварию. Ещё две мамы умерли.

Ребята в классе были дружные и практичные. Бывало, приеду в школу с другого конца города, вижу, в учительской лежит венок. Это мои ученики уже собрали деньги и купили его, значит, кто-то умер из их родителей. Печально осознавать, что жизнь не вечна, и так рано уходят люди.

Но как было пережить гибель двух детей и не сойти с ума?! Первой ушла Ира Трофимова.  Я предчувствовала на каком-то непонятном уровне, что с ней что-то случиться. Укладываясь спать, думала о ней. В седьмом классе училась девочка, а акробатические номера уже были готовые для показа на сцене.  Её  могли бы взять в любую цирковую группу для выступлений. Я хотела приблизить её к себе, приглашала домой два раза, чтобы она подружилась с моей внучкой, позанималась с ней акробатикой. Она постеснялась и не приехала. Ирина посещала акробатический кружок. Я ездила во Дворец культуры, беседовала с руководителем кружка. Отозвался, что девочка талантливая, но каждый раз нужно заставлять её работать.

Когда мои ученики окончили седьмой класс, им предстояла практика в трудовом лагере совхоза «Раздольный». В том году выстроили новые жилые помещения на четыре отряда и здание столовой. Все четыре класса туда и отправляли. Я уговаривала Ирину в лагерь не ездить, несколько раз беседовала с ней на эту тему. Поговорила с её мамой, просила не отпускать дочь в лагерь, так как она недавно простыла. «Раз она хочет поехать с классом, то пусть едет. Она никуда ещё не ездила»,  – не вняла мама Иры моей просьбе.

На классном часе я рассказала о правилах поведения в трудовом лагере, заострила внимание учеников на том, как нужно вести себя на воде и у воды. Прослушав мои наставления, все расписались в тетрадке по технике безопасности. Предусмотрела я этот момент. Не знала бы, если бы не прослушала лекцию на курсах усовершенствования учителей в Красноярске о том, что нужно вести классным руководителям тетрадь по технике безопасности. После беседы с детьми, они должны поставить против своей фамилии роспись. Лектор привёл для примера один несчастный случай.

Учительница привела группу продлённого дня в кино. Во время сеанса трое мальчиков отпросились у учительницы в туалет. Недалеко от кинотеатра было  небольшое озеро. Они и отпросились-то покататься на льду. В середине лёд провалился, двое ребят утонули, пока третий бегал за учительницей. Инструктаж она с детьми не проводила, росписей в тетрадке не было. Суд назначил ей реальный срок.

В день отъезда в лагерь все классы собрались у виадука. Сначала увезли ребят из классов «а», «б» и «в». Мы стояли и долго ждали автобус. Все мои ученики пришли, кроме Иры. Я была рада тому, что её нет. «Ирка идёт», – крикнула Наташа Махненко, её подруга. Сердце оборвалось у меня. Идёт, улыбается, несёт полную сумку вещей, игрушек, голова куклы торчит из сумки.
– Долго собиралась, вот и опоздала.
– Ира, зачем ты пришла? Ты же болеешь. Вот и ячмень у тебя под глазом. Иди домой!
– Ячмень пройдёт. Я поеду со всеми в лагерь.
Подружки начали лечить ячмень, плевать Ире в глаз.
«А у меня сегодня глаз с утра чешется», – сказала Таня Кукина. «Значит, будешь сегодня плакать», – предрекла Ира. «И у меня глаз чешется», – поделилась Лена Васильева. «И ты будешь плакать сегодня», – напророчила Ира и рассмеялась. Её пророчество сбылось, притом очень быстро.

Когда автобус подъехал, все заняли места, и мы отправились на трудовые подвиги. От города лагерь находился недалеко, поэтому поездка много времени не заняла. У девочек и мальчиков были разные корпуса. Не успели мы разместиться, а нас уже позвали работать.  Агроном увела девочек моего класса рвать укроп. С мальчиками я пошла в поле, рвать зелёный лук. Вероятно, был заказ для столовой или для продажи, мы складывали его в деревянные ящики.

13 июня. Позднее прочитала о том, что в середине июня самые энергетически опасные дни во всём году. Много несчастных случаев происходит в это время. А тут ещё и число 13. Уже с самого утра начались у меня неприятности. Моя дочь Светлана проснулась, резко поднялась с кровати и тут же упала на пол. Отказали ноги. Подняться она не смогла, поэтому скорая помощь увезла её в больницу. Она жила вдвоём с трёхлетней дочерью напротив нашего дома. Соседка привела Юлю ко мне. А я в этот день должна ехать с классом в трудовой лагерь. Я отвела внучку в детский сад,  соседку попросила забирать её вечером и отводить в детсад утром, на случай, если меня директор не освободит от поездки в лагерь.

 Любовь Ивановна выслушала меня внимательно и сказала: «А кого я поставлю вместо Вас работать с Вашим классом? Все учителя заняты. Езжайте в трудовой лагерь!» Вот я и приехала. Сижу, лук чищу с ребятами, а у самой все мысли дома.Солнце светило ярко, ребята изнывали от жары.  Рядом протекала речка глубиной по колено. Они бегали туда окунуться в воде и опять принимались за работу. Уже нарвали, очистили и заполнили несколько ящиков луком, когда в небе появились тёмные тучи. Они не предвещали ничего хорошего. Только дождя нам не хватало в первый день. Вдруг увидели, как со стороны лагеря бежала Наташа Паршинцева в нашу сторону. Подумали, что пора на обед собираться. Луку уже много нарвали.

 – Алифтина Павловна, Ирка утонула!
– Как утонула? Где утонула? Речка по колено воробью!
– Она в луже утонула. Её Дегальцев уже вытащил на берег. Зинаида Владимировна её откачивает. Скорую помощь вызвали сразу.

Все побежали к водоёму. Со мной случилась истерика. Очень чувствительная от природы, я рыдала и не могла успокоиться. Делала ей массаж, искусственное дыхание. Ира лежала без признаков жизни ещё и потому, что несколько минут была под водой, пока её нашёл физрук.

На ней были одеты светлая майка с маленьким рукавом и светлые повседневные плавки. Там и там имелись дырки. Это же год прошёл, когда я их обнаружила у неё на одежде. Помогала ей надеть цирковой костюм для выступления на вечере, заметила эти дырки на одежде. Никто их с тех пор не зашил. Не они ли стали причиной этой трагедии. Если бы она не пряталась от мальчишек за кучу гравия, так, может быть, и не утонула бы. Видно, так было написано на Небесах.

Наташа Паршинцева рассказала: «Мы быстро нарвали укроп, агроном привела нас в корпус, ушла домой. Все девочки надели купальники, пошли руки мыть в речке и позагорать. Ира с нами идти не захотела. Взяла свою куклу и начала её укладывать на раскладушку. У водоёма была Зинаида Владимировна со своими учениками.  С левой стороны стояли мальчики, мы помыли руки и ушли на правую сторону. Никто из ребят не купался.

Когда Зинаида Владимировна собралась уходить в лагерь, к водоёму подошла Ира. Сняла одежду и стояла за кучей гравия, вытащенного из водоёма. Мимо мальчиков она стеснялась проходить. Всем девочкам сшили новые купальники, а у неё были майка и плавки. Наташа Махненко забрела в водоём до середины. Воды было по колено. Она позвала Иру: «Иди сюда! Не бойся! Здесь не глубоко». Ира сделала шаг, взмахнула руками и исчезла в воде. Гравий осыпался под ногами. Оказалось, что в том месте была глубина. Никто её не измерял. Ира не вынырнула больше. Лагерь был через дорогу, побежали мальчишки за Дегальцевым. Он много раз нырял в воду, с трудом обнаружил тело Иры».

Приехала скорая помощь быстро, медработники осмотрели тело и увезли в морг. В этот момент разразилась гроза. Ливень лил, как из ведра. Раскаты грома сотрясали все вокруг. Молния просто бесновалась. А мы с Дегальцевым повезли родителям Иры сообщение о гибели их дочери.  Нашли Тамару в конторе. «Мы же вам доверили своих детей», – сказала она сквозь слёзы. Моё рыдание заглушало её слова. Перед поездкой в лагерь Ирина подарила мне два фото. Одно позднее я отдала её маме, оно понадобилось при изготовлении памятника. Нервный срыв был такой, что мы с Зинаидой Владимировной лечились с месяц в больнице. Разные комиссии приезжали в связи с этим несчастным случаем. Эту трагедию забыть невозможно.

Первого сентября ребята пришли учиться в восьмом классе. При встрече с ними я не могла сдержать слёз. Осенью этого года произошёл другой несчастный случай в моём классе с Сашей Сундуковым. 22-го октября он не пришёл в школу, и на другой день его не было. Я навестила родителей, чтобы узнать, почему он не ходит в школу. Оказалось, что Саши дома нет уже второй день. Куда делся их сын, они не знали. Они обошли всех друзей. Провожали парня в армию, и он тоже был там, но что с ним произошло после, никто не знал. Подключилась милиция. Поиски результатов не дали. Через неделю собака принесла его шапку хозяину дома с другой улицы. Он пошёл по следу собаки и обнаружил между кустов тело мальчика. Его голова была затолкана между кочками. Кто это сделал, милиция не смогли установить. Саша был добрый мальчик, жил на улице, где соседями были цыгане, водился с ними. Как они могли на него повлиять, трудно сказать.

Двадцать лет я учила здесь детей немецкому языку. После этих несчастных случаев  я решила твёрдо уйти из этой школы, так как невозможно было встречаться с ребятами – начинала плакать. Написала заявление на перевод в среднюю школу № 6. Она находилась ближе к моему дому.

На фото Ирина Трофимова.


Рецензии
Прочитанное задело. И понятно: очень похожее случилось в школе-интернате с моей коллегой. Вывела ребятишек-первоклашек на прогулку, на берег ручья. Дети стали играть в прятки. Когда после очередного "сеанса" игры одного мальчонки не досчитались, оказалось, что он, чтобы его не нашли, спрятался под воду. Зацепился ногой за проволоку и утонул там, где даже ему было по пояс. Женщину судили, но родительница взяла её сторону: такое могло случиться и дома. Но женщина все равно уволилась, не смогла продолжать работать с детьми. Спасибо! - и за рассказ, и за труд Ваш спасибо!

Александр Парцхаладзе   10.03.2021 13:35     Заявить о нарушении
Александр, спасибо за прочтение, отклик, трагическую историю.Забыть просто невозможно. Вам здоровья и душевного равновесия!

Алифтина Павловна Попова   10.03.2021 14:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.