Когда полезно слушать иностранцев

Есть у меня друг старинный, с армейских времён. Служил секретчиком, я - писарем, но в разных дивизионах.  Встречались часто, благо работа позволяла, так и скорешились на все последующие годы. Я его обожаю, из всех друзей нашего поколения он - единственный. Живёт в Латвии,  и мы раз в месяц общаемся по скайпу.

Говорим о многом. Обсуждаем политику, но, не залезая в дебри, иначе можно дойти до международного скандала. Понятно - о погоде, видах на урожай, заготовках на зиму, здоровье. И почти каждый раз мой друг находит каверзные вопросы.
Поясню. Тадэуш – поляк, отлично знает языки: литовский, латышский, польский и, конечно, русский. Воспитание на высоте и отсюда его взгляды на российский менталитет.

- Скажи мне, - спрашивает он недавно, - смотрю я ваши фильмы и ни разу не видел, чтобы действующее лицо вынимало ложечку из стакана. Особенно, в поездах.
Попал в «десятку»! Меня всегда раздражает дребезжание металла на стекле. Придерживание того же прибора пальцем дабы не попасть им в глаз. Смешно? Нет, грустно и стыдно!
- Ещё я замечал, - продолжает он, - что редкий человек снимает шапку, кепку или каску в столовой, так и сидит в ней весь обед.

И снова в «десятку»! В своё время я поломал много копий в нотариальной конторе, предлагая клиентам уважать женщину-нотариуса. Доходило чуть ли не до скандалов!
 
Казалось бы, житейские мелочи, привычные нам чуть ли не с детства, но приходится соглашаться с другом, да, есть такое у нас и не считается зазорным.
И ещё один пунктик, не бросающийся в глаза, но режущий уши.

- Слышал не раз как русский человек, независимо от образования, называет буквы алфавита. Вместо «ка», он говорит «к», «ша», «ща» и другие тоже звучат как удар молотка. Все учились в школе и вроде несложно запомнить простые вещи.
Пока мы с ним разговаривали о культуре, я вспомнил молодую женщину-пограничника в рижском аэропорту.

Раннее утро, стою у окошечка один и не помню с чего вдруг, но она заговорила о чистоте русского языка!

Там же, но в другой раз, общаюсь с девочками из справочной. Поинтересовался, входит ли в их обязанности изучение великого и могучего. «Нет, нам самим удобно так работать, мы уважаем пассажиров и видим то же самое с их стороны».

Может со временем иностранцы начнут учить нас правильно говорить и писать?
 
Могу добавить от себя. Я не филолог, окончил 11 классов, три из них в вечерней школе. В аттестате стоит твёрдая «тройка» по русскому языку. Но хронически не перевариваю неграмотных, пытаюсь править всё и вся, за что получаю много нелестных эпитетов. 


Рецензии
Очень понимаю Вашего друга. Год проработала в РФ. Ужасалась. Русский - седьмой язык. И замечала ошибки носителей языка.
А поведение шокировало.
О сервисе и говорить нечего.

Анна Гиацинтова   21.02.2024 21:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.