Мандарины

Эта историю я услышал в доме моей бабушки летом на каникулах. Она была  рассказана  матерью в первый  день нашего приезда, когда за   столом собрались родственники по материнской линии.
- Завтра мы едем в Варваровку. К вечеру вы должны быть собраны, за завтраком говорит нам  мать.
  В понятие собраны входила глажка белых рубашек и наведение стрелок на брюках. Этому мужскому занятию нас научил отец, который всегда самостоятельно гладил свои рубашки.
  После недолгих споров мы делим наши обязанности между собой. Брату, поскольку он старше меня на одиннадцать месяцев. достается более ответственная работа, то есть наведение стрелок, а я берусь за глажку белых рубашек.
  Мы садимся на вечерней поезд до Курска. Под мерное постукивание колёс крепко спим на верхних полках.Утром. ещё расслабленные и сонные, садимся в знакомый уже нам синий автобус.
-Шлях, - объявляет водитель.
  С  трассы мы сворачиваем на грунтовую дорогу, которую все называют шлях. От дороги  до дома бабушки примерно два километра.
  Первым всегда идёт отец навьюченный всевозможными узлами и сумками, за ним мать со своей неизменной дамской сумочкой, и завершаем процессию мы с братом в белых рубашках,с  бабочками на шее, точнее с одной, поскольку свою я принципиально снимал и засовывая подальше в карман.
   Нужно сказать, что на середине пути к  бабушкиному дому на центральной улице деревни жили два материных брата. Мы никак не могли пройти мимо, таким образом они приглашались  на семейный ужин к бабушке.
   Бабушка маленькая, живая, в цветастом переднике уже хлопотала на кухне. В доме стоял запах свежих щей с курицей, сварёных в русской печке.Спать мы с братом ложились непременно на полати , поближе к краю, чтобы получше слышать разговоры взрослых.
   Вечером в день нашего приезда, когда за столом собирались многочисленные  родственники, мать и  рассказала историю о своём спасении во время голода в 1936 году.
   Это было весной, когда были сьедены последние запасы картофеля и свёклы. В доме не было ни  одного зернышка, ни одного колоска, ни картофельной шелухи.Мать была младшим ребёнком из четырёх детей
- Я лежала на лавке в кухне опухшая от голода, во мне едва теплилась жизнь, уже теряя сознание. Просить у кого-то из соседей еды было бессмысленно. Все одинаково голодали. Тогда решили позвать фельдшера, который жил  недалеко на соседней улице.Доктор пришёл,сделал мне укол, а матери сказал, -Если  очнется, дайте ей то ,что она попросит. Через несколько часов после укола я пришла в себя и попросила мандарин. Даже не помню, где я видела мандарины, но точно знаю, что на тот момент я их даже не пробовала. Тогда отец пошёл к  соседу, дяде Ване, жившему на краю села, у которого была лошадь с телегой, и попросил отвезти его на станцию.
  Через день он вернулся из  Курска и привёз оттуда два мандарина, выпрошенные им  в каком-то ресторане. У меня не было сил жевать эти  мандарины. Я держала слабыми руками дольку и сосала ее.С этого дня  я пошла на поправку.
  Вскоре потеплело, в огородах появилась первая зелень и всем стало легче.
  Мы с  братом засыпали на полатях под неспешные разговоры взрослых. Дядя Гриша что-то рассказывал. Мать задорно смеялась. От остывающей печи шёл тёплый дух В доме пахло щами и свежим. хлебом.


Рецензии