Несказочная Абхазия. Застольные разговоры 2

ДВЕ ПОДРУЖКИ ВЕЧЕРКОМ ЗАСИДЕЛИСЬ ЗА ЧАЙКОМ

- Помнится, в беспечной юности мы частенько говаривали: две подружки -- базар, три -- ярмарка! Когда это было! И было ли вообще...

- Да, конечно, война всё изменила! Именно эти события, а не естественный ход времени сделал нас малоразговорчивыми и сосредоточенно-задумчивыми. До сих пор не могу опомниться от пеших маршбросков по Сухуму в поисках пищи!

- Согласна. Сама ходила от Синопа до железнодорожного вокзала в надежде набрести на продовольственное счастье. Маргарин казался вкуснее шоколада, которого дети наши и в глаза не видели... Но Господа проклятиями не гневили: чем лучше мы тех, кто кровь проливал!

- Всё так. Только есть одна поучительная, если допустимо так сказать, история. Печальный финал которой показывает неблагоразумным, что значит -- гневить Господа.
Была у нас в коллективе одна женщина, вполне обеспеченная. Идёт на рынок -- нагрузится самыми дорогими продуктами, наряды импортные, недешёвые, дочери квартиру в Москве купили -- словом, деньги в кошельке всегда водились.
Муж Юрий работал личным водителем у самого богатого цеховика Цатуряна и вполне был доволен своей зарплатой. Но вечно недовольной была Валентина, всё время жаловалась на отсутствие денег, при этом сетовала, что "совсем нищая". И повторяла она это так часто, что Господь не мог не услышать её жалоб!
Но услышал он женские обиды на нищету как раз с началом войны! Вот тогда Всевышний и показал недовольной, что такое настоящая, истинная, беспросветная нищета...
Тогда, в августе 1992 года, в сухумском доме родителей гостила московская дочь с малышом. Понятно, что оставаться детям под оккупацией не следовало и потому решено было пробиться на борт морского транспорта, предназначенного для эвакуации беженцев в Россию. Валентина, конечно же, пошла провожать и, конечно же, пошла налегке, по-домашнему, в халатике и домашних тапочках.
Но человек предполагает, а Господь располагает! Потому хлынувшая на борт катера толпа внесла, втащила плачущую женщину на палубу судна -- в чём была! И Валентина в одночасье стала нищей.
Дом, полная чаша, разграблен, а сегодня зияет пустыми окнами и разрушается. Мужа Юру запытали досмерти грузины, выжимая из него секрет о том, куда спрятал свои сокровища Цатурян.

- Знаю я эту историю. Царствие небесное обоим! Валентина так и не пережила крушения своей жизни, заболела настолько смертельно, что и врачи не помогли -- упокоилась в изгнании, вдали от родного дома.

- Ужас какой! Но история гибели людей в городе Ткуарчал затмевает все другие трагедии! Не забыть никогда памятную дату 14 ноября 1992 года.

- О, Господи! Беда какая! Столько народу погибло! Представляю, как люди горели заживо!

- Мама дорогая! Чем эти люди провинились перед богом, чтобы такую смерть принять! Грузинской ракетой сбили. Русские лётчики вывозили беженцев из блокадного Ткварчели, так это называлось. Вывозили вертолётом, в основном, женщин и детей! Как можно было истребить невиновных! Если это сделали люди, то человечество оскотинилось!

- Никто не ожидал, что могут сбить российских миротворцев. Говорят, к тому времени уже было сделано более двадцати рейсов.Туда везли продовольствие, оттуда -- блокадников.

- Вертолёт Ми-2 предназначен всего лишь  для тридцати пяти человек, а набилась толпа 84 человека. Все и сгорели. Царствие им небесное.

- Все сразу поняли, кто приложил руку. Но грузины упрямились, твердили, что вертолёт сам упал, никто его не сбивал.

- Ага! Никто? А когда генерал Аушев добился допуска к месту трагедии и доказал правду, Грузии пришлось признать атаку!

- Признали, но обвинили Россию в перевозке абхазских военных.

- Это, когда стало известно, что вместе с гражданскими погибли два полевых командира -- Аслан Зантария и Владимир Анцупов.

- Может, предатели информировали о том, что будут лететь в штаб командиры...

- Не думаю! Полагаю, что мысли сбить не было, хотели попугать!
Но попали в двигатель и вертолёт сгорел мгновенно, секунд за двадцать, прямо в воздухе, он летел к земле как факел.
Аушев нашёл части ракеты земля-воздух, кажется, "Стрела". Тем самым генерал закрыл тему просто технической аварии вертолёта.

- Спаси и сохрани! Господу подсказывать не надо, он сам видит правых и виноватых! Вот послушай одну короткую притчу: поссорились два соседа из-за клочка земли. Один из них обозлился и кричит другому с бешено выпученными глазами:
-Я тебе голову отрублю!- на что второй сосед отвечает:
-Моя голова -- не голова буйвола, чтобы её рубить безнаказанно.- поворачивается и уходит к себе в дом. Через минуту прибегает обидчик, падает соседу в ноги с мольбой о прощении!
А обиженный вдруг слышит глас божий:"Успел".
Ещё не опомнился от происходящего, как его обидчик в слезах раскаяния произносит ту же фразу:
- Успел! Слава тебе, господи!

- Русские говорят про такие случаи:"Бог не Тимошка -- видит немножко".

- С этим не поспоришь! Кажется, ещё немного и пошлёт Господь на землю ангелов небесных для вразумления человечества. Сбились мы с пути истинного.

- Никто не знает, случится ли подобное чудо, будет ли второе пришествие... Но один завет Господа люди должны усвоить точно -- жить на землях, отведённых и определённых народам -- самим Создателем. 
Не будет порядка на земле до тех пор, пока люди не поставят крест на делах давно минувших дней...

-Это на каких же делах крест надо поставить?

- Да на тех, когда правители кроили землю под свои интересы. Эти распри и времена должны кануть в Лету ещё до второго пришествия! Мир затаился и ждёт, какой народ первым образумится и заявит во всеуслышание:"Люди, человеки, хватит зариться на чужое! Врастайте, укореняйтесь в родную землю, ибо "где родился -- там и пригодился!"  Согласна?

- Как не согласиться, когда ты так всё внятно разъяснила.

- А коли "внятно", неси этот призыв к согласию в народ. Один-два человека тебя услышат -- друзьям поведают. А у друзей тоже есть друзья... Глядишь, осилим словом праведным нечисть и зло.
Доброе слово -- праведное слово, потому в души и думы людей чести дорогу найдёт.

На этом ответственном моменте мы и закончим диалог двух подруг.
Ещё не раз им предстоит делиться печальными воспоминаниями, ещё неоднократно будут пытаться постичь непостижимое своим материнским чутьём женщины, чей покой навсегда сгинул в горниле событий, ныне называемых грузино-абхазским конфликтом.
Нет, для матерей Абхазии -- это есть "отечественная война абхазского народа". На том и будут стоять они неуклонно.
 
P.S. Сезон дождей запер меня в тесном помещении, заставил взяться за перо, чтобы вспомнить и запечатлеть всё услышанное от сухумских матерей ранее, за послевоенные двухтысячные, и нынешние годы.
Не кривя душою, говорила я правду, только правду, и ничего, кроме правды.
Стану ли я продолжать движение по этому пути? Не думаю. Разве только решусь на эпилог...


Рецензии
Как бы шутка злая.
"А жизнь, как посмотришь вокруг..."

Зус Вайман   01.04.2021 21:27     Заявить о нарушении
Вас понял: перехожу на приём!

Алена Кейдюк   01.04.2021 23:26   Заявить о нарушении