Вадим Донской о государственной идее для России

 (О символе на заставке – в постскриптуме к заметке)

            С тех пор, как я начал что-то понимать в окружающем меня мире, одним из того что в нем было мне не совсем понятно, но как-то удивительно возвышало душу -  было слово «Православие». Сначала понимал его так, что это просто православный человек, потом мир, в котором мы живем. Постепенно стало понятно, что православие – это вера в Христа и человек православный – верующий в Бога и его сына.

            Когда отучился в школе, пришло осознание материальности мира и того, что невозможно за несколько дней создать  Воду и Землю,  всех живущих на ней тварей, человека и даже небо, Солнце, звезды, как то написано в самом начале Библии. Позже, уже когда вырос и повзрослел, начал сомневаться в том, все ли священнослужители в церкви так уж истинно верят в Бога. Может так, как коммунисты в коммунизм?  Одни верят, а другие вступают в КПСС дабы получить какие-то преимущества по сравнению с беспартийными…
             Тогда и пришло понимание, что в отличие от верующих, я отношусь к атеистам.  Но уж очень не хотелось считать себя не православным. Тем более, непонятно каким.

             И вот только сейчас, на склоне лет, здесь, на «Прозе»,  случайно прочитал статью Вадима Донского «Православные атеисты»  (http://www.proza.ru/2019/03/04/1777).  А там уже в заставке увидел:

             «Впервые Православным атеистом назвал себя доктор физико-математических наук, профессор С.П. Капица. Действительно. Если есть у нас Православная вера, то рядом с ней должен быть ее антипод - Православный атеизм, как следующая, более высокая ступень развития национального самосознания и  научного мировоззрения личности», - и сразу понял, что это моё. (Насколько я помню, это именно он, Капица, сказал, что не Бог создал человека, а человек придумал себе Бога. По-моему он прав. Но это отдельный разговор).

             Вадим Донской глубоко исследует,  откуда появилось слово "православие" в древней Руси. И приходит к выводу, что:  «… ещё до принятия крещения  Древняя Русь была истинно Православным государством со своим Православным Законом, основанном на народном обычае чтить и славить законы Природы и гражданские законы в виде «Русской Правды», формировавшем в людях такие замечательные качества, как правдолюбие, правдомыслие и законопослушание».

             И делает вывод: «Люди чужие и пришлые, чтобы остаться на жительство в общинах "словен" и "русинов", должны были принимать на себя обязательство "жить и дела вершить по Правде", соблюдая местные законы, обычаи, традиции. В противном случае им предлагали с миром покинуть общину. Таким образом, любовь к Правде, Порядку и Справедливости в общинах взращивалась веками. Со временем Православие настолько срослось с душой и телом русского народа, что однажды слова "православные" и "русские" стали синонимами. Поэтому не случайно посещавшие Россию иностранные путешественники, характеру которых были свойственны хитрость и изворотливость, обращали внимание на удивительное для них правдолюбие русских. Например, итальянец Альберто Кампензе в своем отчете папе Клименту VII с удивлением писал: "Обман друг друга у них считается ужасным преступлением".
 
             Позже, пишет  автор, «…после крещения Руси народное (языческое) Православие целенаправленно стало подавляться и вытесняться христианской церковью при пособничестве князей, которые первыми принимали новую веру. Постепенно истинное значение слова «православие» в народе забылось и, начиная с 16-го века, оно стало употребляться уже только для обозначения действующей в России ортодоксальной христианской веры и церкви».
И с этим утверждением автора невозможно не согласиться, так оно и было, и так стало.

             Однако вот ведь что интересно. Веками Русь, будучи особенной в своем миропонимании, впитывала в себя разные народы, разных национальностей и вероисповеданий. Принимала желающих в свою семью, защищала, делилась с ними всем, помогала, учила, но оставалась православной.(http://www.proza.ru/2018/04/01/282). Некоторые народы целиком растворялись в ней, (ассимилировались), принимая образ жизни и веру. Другие сохраняли свои обычаи, язык, вероисповедание, но чувствовали себя в среде русских православных как дома. Так Русь постепенно превращалась в великую, могучую Россию.

             Был в её истории период, когда Россия волей её правителей разделилась на национальные республики и превратилась в Союз братских советских республик. Сама Россия со своими народами и народностями, (в её составе и сегодня их более 190) стала называться Российской советской федеративной социалистической республикой (РСФСР), объединяющей и скрепляющей остальные республики в единое целое, в Союз. И опять-таки, делилась с ними последней рубахой.
             После распада СССР республики разбежались в разные стороны, некоторые из них оказались неблагодарными детьми одной семьи, но это отдельный разговор.

             Главное: Россия осталась Россией с корнями православия в том прежнем, истинном, а не только религиозном смысле!   

             И православные, в том числе и атеисты, а не только верующие, преобладают в нынешней многоконфессиональной России и сегодня. Вот кто они, по мнению автора:
            «Православные атеисты сегодня — это правдолюбивые, законопослушные граждане РФ и всего Русского мира, которые никогда не были верующими, либо которые были воцерковлены, но затем стали атеистами благодаря полученному Образованию и Просвещению.  Православные потому, что сохранили в себе унаследованную от предков любовь к Правде и стремление к Славе в деле служения Истине, Порядку, Справедливости, что радикально отличает их от людей хитрых и изворотливых».
            (Очень уместный тонкий намек на некоторых соседей).

             Согласен, только я бы, всё-таки, не стал исключать из числа православных и верующих в Христа. Большинство из них, безусловно, православные и в новом, церковном понимании, и в том, старом, о котором говорит Донской.

             Не стану передавать все мысли Вадима Донского,  кто захочет, сможет прочитать и оценить, на мой взгляд,  его  интересный и важный труд. Безусловно, стоит подумать над его, пусть не во всем бесспорными предложениями о том,  как восстановить настоящее православие в России.

             Мы ищем сегодня государственную идею. Очень многие сетуют, что её нет, а без неё никак.   Так вот что Вадим Донской пишет о том:

           «…сейчас актуален не бесплодный поиск «духовных скреп» в нашем мрачном религиозном прошлом, а Православный атеизм в качестве прогрессивной национальной идеи.  … Это была гениальная национальная идея наших предков, которая и теперь ещё не утратила своей актуальности. Понятно ведь, что отказаться от принципа "чтить Правду", на котором должна быть построена вся жизнь истинно Православного общества, и найти ему лучшую замену, практически невозможно».

            Не знаю, кто как, а я с ним  согласен. Пусть даже понятие "православные" останется за верующими в Христе. Уж очень прочно оно закрепилось в сознании людей, изменить его восприятие трудно. Потому, как символ для всех россиян, верующие других конфессий могут его не принять. Так что стоит подумать как лучше выразить словом основную ИДЕЮ государства Россия. О которой по-своему говорит Вадим Донской.

            А в том, что нынешнее преднамеренное искажение правды о нашей России, клевета и наветы скоро рассеются и отпадут, я лично не сомневаюсь.

            P.S.  О знаке, который изображен в заставке,  Вадим Донской говорит так:  «… красный знак, является древним символом Правды.
Она всегда в центре и уравновешивается правым и левым крылом.
Отклонение от Правды влево или вправо - это Ложь, Обман, т.е. Кривда».
Не знаю, кому-то знак понравится, кому-то нет. Но смысл его таков, как сказано автором.

                (Продолжение см. http://proza.ru/2020/09/18/536).


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.