О рыбе и вкусе детства

"Здесь русский дух,
Здесь Русью пахнет"
   (сами знаете, кто)
Любите ли вы покушать так, как    люблю это дело я? То есть,  всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением и т.д.
Если  да, то это эссе - для вас, тех кто приехал в Израиль с колбасной Алией 90-х. Для вас, соотечественники, отчалившие от родных берегов бывшего СССР , выжившие в штормах эммиграции, хлебнувших пуды соленой воды и прибившиеся к некошерным магазинам русских деликатесов. Ибо никакие культурные центры и собрания землячеств  не сплачивают так, как это делает, например, торговая сеть Тив-Таам или  одинокие островки мечты советского человека типа Бат Ямской Мама Мэри. Только здесь можно купить все то, чего не могли мы позволить в той жизни. Печень трески и шпроты, эитную докторскую колбасу и московсеую сырокопченую, зефир в шоколаде и Мишку на Севере, сгущеное молоко и мороженое пломбир, Советское шампанское и любую водку. Новогодний стол я теперь могу позволить себе хоть 365 дней в году с селедкой под шубой, оливье , холодцом и заливной рыбой. Русские магазины по сути не русские  даже, а советские. Не те, конечно, которые из 70-80-х, торговавшие пшенкой, томатным соком в 3-литровых банках и спинками минтая, а те которые сохранились на кадрах кинохроники 60-х, запечатлевших гастроном нашей мечты Елисеевский. Не даром это святое имя носят и пара израильских минимаркетов.  Кроме известных нам с детства деликатесов в них всё напоминает о канувшем  в лету Советском Союзе. Прежде всего продавщицы. Родные измученные лица Свет и Наташ с  ясно читаемым в глазах лозунгом советской торговли: "Вас тут много,  я одна!" 
Как-то в Тив Тааме  брал я нарезанное прозрачными  пластами филе какой-то  копченой рыбы. Надо сказать, рыба была не из дешевых. Судя по тому, с каким видом с обратной стороны прилавка подошла ко мне продавщица, цену она себе тоже знала. Возможно, даже, ценила она себя дороже той дорогой рыбы. 
- Что брать будем, молодой человек?
- Я предпочел бы рыбу.
Не удержавшись, я позволил себе скабрезный намек на то, что  в моих глазах конкуренции с рыбой девушка за прилавком не выдеживала.
Продавщица моих инсинуаций не поняла и величаво провела рукой от пышной груди в сторону над рядами рыб за стеклянной витриной. В жесте  почему-то читалось: "Широка-а-а страна моя родная, много в ней ла-лала-ла-ла-ла..."
- Какую вам рыбу?
Я ткнул пальцем  в самую красивую и самую дорогую.
- Надеюсь, рыба-то хоть свежая?
Продавщица не врубалась и на мои приколы не велась.
- У нас  все свежее!
- Взвесьте мне пожалуйста пол-килограмма.
С грациозностью королевы и слегка брезгливым выражением лица (так наверное и должна себя чувствовать королева в рыбным отделе супера) женщина  склонилась к прилавку и занялась перекладыванием пластов рыбы, переложенных вощеной бумагой, на весы. Из-под верхнего слоя тут же обнажились слои, сохранившие  свежесть в большей мере. Разница была очевидна: рыбные пласты, перекочевавшие уже на весы, были тусклыми и печальными,  видом своим не уступая выражению лица продавщицы. Глубже лежащая рыба выглядела жизнерадостной, свежей и сочащейся жиром. Почти как моя самодовольная физиономия.
- Девушка (почему бы и нет? Я  же "молодой человек"!), взвесте мне лучше эту рыбу!
- Какую эту?
- Ну вот эту, которую вы только что откопали.
Закатив глаза "девушка" протянула: " Ну вот, началось. Кони на балконе!"
" Рыба ты моя!" - начал я обращение к женщине, но продолжать не стал.Продавщица, кажется поняла, что позволила себе лишнего, быстро завернула покупку и пришлепнула на нее чек с бар-кодом.
- Свою рыбу вы сможете забрать на кассе.
В приподнятом настроением возвращался я домой. Спасибо Израилю, спасибо сети Тив Таам. Родина не где-то в далеке, она гораздо ближе, в шаговой доступности
"Родина слышит,
Родина знает,
Как нелегко ее сын побеждает..."

PS: На днях закупался я в Мама Мэри. Заскочил я туда по дороге с работы домой. Вика просила меня купить зефира. У каждого из нас есть любимые дакомства, пережившие Советскую родину. Вика вот любит докторскую колбасу и зефир, а я... Я много чего люблю и беру добавкой к стандартному домашнему набору продуктов. Покупаю я и шоколадные батончики Алёнка, и печень трески и эскимо в шоколаде. Потому, что вся эта хрень имеет для меня вкус детства и напоминает о  счастливом времени, где "мама молодая и отец живой".
Уже на кассе упал мой глаз на миниатюрную бутылку болгарского брэнди "Плиска". Когда-то уважительно  называли мы "Плиску" и "Слынчев Бряг" коньяками. А в моем представлении о буржуйской жизни коньяк занимал особое место. Где-то рядом с чашечкой ароматного кофе, сигарой и вальяжным чтением газетных новостей за столиком уютного французского кафе под нежными лучами утреннего солнца.
- Девушка, посчитайте мне пожалуйста еще и бутылочку Плиски. Да, да эту. Не смог пройти мимо. Вкус детства, знаете ли!
Кассирша оторвала взгляд от аппарата и мечтательно произнесла: "Хорошее у вас было детство!"


Рецензии