Детство и дедство

                Ну а как иначе?

   Прочитал утром по пути зайцу лекцию. К слову пришлась. А вот к какому именно, что-то я уже и не помню. Зато саму лекцию помню. Она была краткой и это хорошо, потому что основана была на когда-то почерпнутых где-то и благополучно полузабытых поверхностных знаниях.
   А, вспомнил! Так получилось, что ему на замену сломавшемуся Улефону ко дню рождения подарили новый смартфон. А Улефон неожиданно раз – и исправился. Теперь у него два и Улефон родители разрешают носить в школу. Мало ли? Вдруг дедушке нужно будет срочно позвонить!
   Ну вот идём мы с ним, говорим об этих его двух смарт-девайсах, а потом я засмеялся:
  - А у меня ни одного.
  - Давай я тебе подарю один!
  - Не, спасибо, было бы нужно, я бы купил давно. Меня если что в моём телефоне и не устраивает, так это отсутствие диктофона.
  - А, да, тебе же нужно – заметочки делать…
   Вот что он имел в виду? Насколько он осведомлен о моих… гм… литературных экзерсисах и осведомлен ли вообще? Но именно для этих целей на самом деле мне диктофон в телефоне и сгодился бы. И я на всякий случай увёл тему в сторону, начав распинаться о разнице между своими же слышимыми нами голосами в записи и в разговоре.
   Таким образом, лекция была на тему: почему мы не узнаём свой голос в записи. А я точно знаю, что не узнаём – на своём опыте. Нет, это были не песни в каком-нибудь караоке, я до такого садизма даже в свои лучшие годы не доходил, мне ближний круг окружающих ничего настолько плохого не сделал, а самостоятельное продолжение изучения английского языка лет сорок назад с записью на магнитофонную ленту проговоренного с целью последующей работы над ошибками.
   Заяц внимательно слушал или, судя по отсутствию вопросов, скорее думал о своём. Как бы там ни было, диалога не получилось, был монолог и весь приводить его не имеет смысла. Главная мысль заключалась в том, что свой голос в записи мы слышим внешним ухом, а когда говорим – внутренним. Затем, потратив секунду на раздумья, я уточнил:
  - А вообще, я читал это очень давно и мог такого тебе наплести, что мама не горюй. Поэтому дальше пока эту информацию не распространяй, а я вернусь домой и, если не забуду, ещё раз проштудирую этот вопрос. Если будет сильно отличаться – расскажу тебе всё снова.
   Не забыл. Почитал. Ну… В мишень попасть-то попал, но где-то в двоечку, максимум троечку, до яблочка далековато. Оказалось, что свой голос не в записи мы слышим не только средним ухом, а и внутренним. Гортань производит колебания звука, часть колебаний распространяется вовне воздухом, её слышат другие и мы себя, если в записи. А другая часть уходит вовнутрь и через жидкости в организме достигает внутреннего уха. Звуковые волны в воздушной и жидкостной средах распространятся неодинаково, поэтому и голоса в конечном итоге разнятся по всей ширине тона.
   Очень занимательно, знаете ли, постараюсь рассказать ребёнку, критично не переврав. Возможно, перед уходом за ним повторю пройденный материал. Учить наизусть, конечно, не буду – мне это всегда давалось с трудом.
   К чему я это всё? Да к тому, что, насколько мне помнится, я никогда до общения с внуком не занимался самообразованием так часто и всерьёз. А теперь занимаюсь. Дабы не подвести ребёнка ложной информацией и не растерять весь авторитет, когда несоответствие информации действительности вскроется. Свой – перед ним, его – перед друзьями. Ну а как иначе?


Рецензии