Текучка Время контрэлит

Заканчивая свои прошлогодние заметки ожиданиями:  «Это уже может создать революционную ситуацию. Если власть придержащие не одумаются», я имел в виду народные выступления против фальсификаций президентских выборов в РБ и жесткие карательные меры властей против мирных протестов. Власть не одумалась.
Сегодня  Светлана Тихановская, лидер зарубежного протестного крыла, заявила о происходящей в стране революции. Не скажу, чтобы мне это заявление понравилось и я воспринял бы его однозначно. В революции, особенно в её нынешних трактовках, есть сильные и слабые стороны. Начнём со слабостей – не ничего проще, чем напугать обывателя революционными изменениями. Революция – это разрушение уклада жизни во имя, казалось бы, обновления. Но: сначала разрушение, потом уже созидание, «помеченное» этим разрушением. А помните, чем черт шельму метит?  Когда это революционные обновления помогали обывателю жить и справляться со своими жизненными проблемами? Никогда. Все сводилось лишь к обещаниям лучшего будущего, которое постоянно откладывалось во времени. «Перемен, мы ждем перемен!» - по сути дела и всё духовное наследие революции.
Второе – революции несложно окрасить в любой цвет и обвинить посторонние силы в её инициировании и финансовом обеспечении. То есть некто посягает на наше благополучие и стабильность. Не важно кто и на какую стабильность, но посягает! Это враги - значит, надо любыми средствами защищаться.
И третье – революцию надо обозначить с точки зрения её социальной направленности. К примеру – она не стала общенародной, потому что её не поддержали рабочие. Хотя своё отношение к правящей личности они выразили отчетливо: «Убирайся вон!» Но забастовки, на которые рассчитывали лидеры протестного движения, не состоялись.
Так в чем суть революции? Во имя чего и для кого она конкретно совершается? Нам, здешним, и им, зарубежным беларусам, есть что обдумать.
Сильная сторона этой революции заключена в том, что совершенно неожиданно выявилась мощное стремление беларусов к волеизъявлению и свободе, к духовности, к гражданской ответственности. Потенциал этот далеко не исчерпан. Мало того, способы его реализации постоянно обновляются самими беларусами, реализующими собственные проекты и формы участия в них. Участия – подчеркну особо – совершенно добровольного. Это ставит перед властью задачи неимоверной трудности, практически неразрешимые законным путем.
Отсюда диктатура. В РБ – гибрид узурпации и хунты силовиков, не уживающихся, к тому же, в одной берлоге.
Но диктатура игнорирует законы; значит и приказ теряет свою изначальную значимость акта, обусловленного законом. Это весьма важное обстоятельство: напомню, что «Назначение врагов или просто козлов отпущения причинами всех бед» - один из признаков фашизма. А нынешняя власть страны ежедневно и без устали ищет и обозначает врагов по собственному усмотрению. Порой она просто обозначает их ежедневное количество и спускает разнарядки силовым органам для исполнения. Потом, в подразделениях, эти разнарядки обретают форму приказов, обязательных к исполнению.
Разумеется, в новейшие времена, при новой власти эти приказы будут признаны преступными с наказанием виновных.
Это конфликтная ситуация, поскольку механизм её запущен и работает. Обиженных, причем обиженных несправедливо и незаконно, становится всё больше.
Нынче много говорят об элитах, их функционировании и перспективах. Но! Всё вышеизложенное наводит на парадоксальную мысль: двадцать шесть лет власть со своим лидером занималась не выращиванием элит, а созданием надежного корпуса контрэлит.  Достигла она немного: наблюдательные политологи, которых, к сожалению, у нас очень мало, отметили ничтожество БРСМ, «Белой Руси» и т.п. организаций. Похоже, что усилия пропали даром. Время контрэлит завершилось, так и не начавшись. А вот время формирования элит уже подходит. Остается только его не проворонить.


Рецензии